Понятие информационной технологии (ИТ)

Технология при переводе с греческого (tесhnе) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы.

Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как полезные ископаемые, а значит, процесс ее переработки можно воспринимать как технологию.

ИТ – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель ИТ – производство информации для ее анализа чело­веком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

ИТ является важной составляющей процесса использо­вания информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. Основным техническим средством технологии переработки информации служит ПК, который повлиял на концепцию построения и использования технологических процессов, на качество результатной информации. Внедрение ПК в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития ИТ и изменили ее названия за счет присоеди­нения синонимов: «новая», «компьютерная», «современная» или «электронная». Прилагательное «новая» подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер технологии. Ее внедрение является новаторским актом, т.к. она изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие НИТ (новой информационной технологии) включены коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно – телефон (мобильная связь), телеграф, телекоммуникации, факс, ПК (службы обслуживающие работу сети “Интернет”) и др.

Основные характерные черты НИТ

Методология Основной признак Результат
Принципиально новые средства обработки информации «Встраивание» в технологию уп­равления Новая технология коммуникаций
Целостные технологические сис­темы Интеграция функций специалистов и менеджеров Новая технология обработки информации
Целенаправленные создание, передача, хранение и отображение информации Учет закономерностей социальной среды Новая технология принятия управленческих решений

НИТ – ИТ с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая ПК и телекоммуникационные средства. Прилагательное «компьютерная» подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер.

Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:

ü интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

ü интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;

ü гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Более точным следует считать термин новая, а не компьютерная информационная технология, поскольку он отражает не только технологии, основанные на использовании ПК, но и технологии, основанные на других технических средствах, обеспечивающих телекоммуникацию.

Примечание. НИТ постепенно теряет слово «новая», а под ИТ начинают понимать тот смысл, который вкладывается в НИТ.

Техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества.

Инструментарий ИТ – одна или несколько взаимосвязанных программ, технология работы в которых позволяет достичь поставленную пользователем цель. Например: текстовый процессор, настольные издательские системы, электронные таблицы, СУБД, электронные календари, ИС функционального назначения (финансовые, бухгалтерские), специальное ПО, обслуживающее работу в сетях, экспертные системы и т.д.