Свобода предпринимательства и свобода выбора.

Виды конкуренции.

Конкуренция — это состязание между людьми с целью достиже­ния поставленной цели. Например, в спортивных соревнованиях каждый человек или команда стремится завоевать первое место — получить приз, и это нормально. Точно так же в экономике: каждый производи­тель или группа производителей хочет победить других. Как победить в экономике? При одинаковых расходах получить лучший результат — прибыль, точнее, больше прибыли.

Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.

Экономисты различают два вида конкуренции: совершенную и несовершенную.

Совершенная конкуренция имеет место в том случае, когда:

много производителей продают абсолютно идентичную (стандартизированную) продукцию (уголь, зерно и т.д.);

производители не могут влиять на изменение рыночной цены в сторону повышения или понижения. Все обязаны продавать по сложившейся рыночной цене.

Проще говоря, совершенная конкуренция — это когда много покупателей и много продавцов (но все безликие).

С появлением монополий — крупных объединений, диктующих цену, объем производства и распределение ресурсов и стремящихся к получению монопольной прибыли, господствующей становится несо­вершенная (монополистическая) конкуренция. Она имеет место когда:

- есть мало производителей, продающих дифференцированную или состоящую из многих деталей, частей, узлов продукцию (автомо­били, жилые дома, мебель, компьютеры и т.д.);

- каждая фирма обладает известным контролем над своими ценами.

В современной реальной жизни господствует несовершенная конкуренция. Если не будет конкуренции, то экономическая жизнь замрет. Именно конкуренция вынуждает фирмы применять техноло­гии, требующие наименьших издержек, экономически самые эффектив­ные, производительные. Поэтому проблема современной рыночной экономики состоит в том, чтобы сохранить конкурентное поле. Большую роль в этом направлении играет государство, принимая антитрестов­ские, антимонопольные законы. Все это делается потому, что в рыноч­ной экономике конкуренция представляет собой основную регулиру­ющую силу.

Свобода предпринимательства и выбора означает, что частные предприятия вправе приобретать экономические ресурсы, производить и продавать товар или услугу по выбору самого предприятия.

Никакие искусственные препятствия или ограничения, устанав­ливаемые правительством, не мешают предпринимателям принимать решение вступить в какую-либо отрасль или выйти из нее.

Свобода предпринимательства и выбора означает, что:

o собственники материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать ресурсы по своему усмотрению;

o наемные работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны;

o потребители могут покупать товары и услуги в таком наборе, которой они считают наиболее подходящим для удовлетворения своих потребностей.

Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой в рыночной экономике.

В условиях рыночной экономики каждая экономическая единица (индивидуум или фирма) стремится делать то, что выгодно ей самой:

o предприниматели ставят своей целью максимизацию прибы­лей или минимизацию убытков;

o владельцы материальных ресурсов пытаются повысить цены при продаже или сдаче в аренду ресурсов;

o наемные работники хотят получать больший доход;

o потребители, покупая определенный продукт, стараются при­обрести его по самой низкой цене.

Иначе говоря, в рыночной экономике каждый, кто занимается бизнесом (будь то человек или юридическое лицо), преследует личный интерес.

Личный интерес формирует поведение различных экономиче­ских единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Однако мотив личного интереса обеспечивает удовлетворение общественного инте­реса в производстве товаров и услуг.