Свобода предпринимательства и свобода выбора.
Виды конкуренции.
Конкуренция — это состязание между людьми с целью достижения поставленной цели. Например, в спортивных соревнованиях каждый человек или команда стремится завоевать первое место — получить приз, и это нормально. Точно так же в экономике: каждый производитель или группа производителей хочет победить других. Как победить в экономике? При одинаковых расходах получить лучший результат — прибыль, точнее, больше прибыли.
Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов.
Экономисты различают два вида конкуренции: совершенную и несовершенную.
Совершенная конкуренция имеет место в том случае, когда:
много производителей продают абсолютно идентичную (стандартизированную) продукцию (уголь, зерно и т.д.);
производители не могут влиять на изменение рыночной цены в сторону повышения или понижения. Все обязаны продавать по сложившейся рыночной цене.
Проще говоря, совершенная конкуренция — это когда много покупателей и много продавцов (но все безликие).
С появлением монополий — крупных объединений, диктующих цену, объем производства и распределение ресурсов и стремящихся к получению монопольной прибыли, господствующей становится несовершенная (монополистическая) конкуренция. Она имеет место когда:
- есть мало производителей, продающих дифференцированную или состоящую из многих деталей, частей, узлов продукцию (автомобили, жилые дома, мебель, компьютеры и т.д.);
- каждая фирма обладает известным контролем над своими ценами.
В современной реальной жизни господствует несовершенная конкуренция. Если не будет конкуренции, то экономическая жизнь замрет. Именно конкуренция вынуждает фирмы применять технологии, требующие наименьших издержек, экономически самые эффективные, производительные. Поэтому проблема современной рыночной экономики состоит в том, чтобы сохранить конкурентное поле. Большую роль в этом направлении играет государство, принимая антитрестовские, антимонопольные законы. Все это делается потому, что в рыночной экономике конкуренция представляет собой основную регулирующую силу.
Свобода предпринимательства и выбора означает, что частные предприятия вправе приобретать экономические ресурсы, производить и продавать товар или услугу по выбору самого предприятия.
Никакие искусственные препятствия или ограничения, устанавливаемые правительством, не мешают предпринимателям принимать решение вступить в какую-либо отрасль или выйти из нее.
Свобода предпринимательства и выбора означает, что:
o собственники материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать ресурсы по своему усмотрению;
o наемные работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны;
o потребители могут покупать товары и услуги в таком наборе, которой они считают наиболее подходящим для удовлетворения своих потребностей.
Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой в рыночной экономике.
В условиях рыночной экономики каждая экономическая единица (индивидуум или фирма) стремится делать то, что выгодно ей самой:
o предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей или минимизацию убытков;
o владельцы материальных ресурсов пытаются повысить цены при продаже или сдаче в аренду ресурсов;
o наемные работники хотят получать больший доход;
o потребители, покупая определенный продукт, стараются приобрести его по самой низкой цене.
Иначе говоря, в рыночной экономике каждый, кто занимается бизнесом (будь то человек или юридическое лицо), преследует личный интерес.
Личный интерес формирует поведение различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Однако мотив личного интереса обеспечивает удовлетворение общественного интереса в производстве товаров и услуг.