Сущность социально-экономической стратегии.

Государственное регулирование структурных сдвигов в экономике

Регулирование структурных сдвигов в экономике в каждом государстве осуществляется с помощью т.н. структурной политики.

Структурная политика государства – это обоснование целейи характера структурных преобразований, определение мер по поддержке развития тех элементов экономической системы, которые обеспечивают экономический рост и решение актуальных проблем современности.

На практике действуют 2 типа структурной политики:

- активная;

- пассивная.

Пассивная структурная политика состоит в том, что государство создает правовую базу для свободного переливания капитала и труда из одних отраслей в другие, но непосредственно не вмешивается в инвестиционные процессы в отдельных отраслях. Таким способом формировалась структура экономики в США и Великобритании, но этот путь продолжительный и связан с большими социальными затратами.

Активная структурная политика состоит в том, что государство использует государственные рычаги для ускорения прогрессивных структурных сдвигов. Таким путем идут Япония, Южная Корея, Сингапур и др. страны.

Государство может осуществлять структурную политику с помощью методов прямого и непрямого регулирования.

К методу прямого регулирования относятся:

1) предоставление финансовой помощи в виде инвестиционных надбавок, субсидий, дотаций, займов на развитие отдельных отраслей, производств, регионов;

2) использование системы государственных заказов и закупок;

3) методы индикативного планирования.

К методам непрямого регулирования принадлежит:

1) предоставление налоговых и кредитных льгот с дифференцией по соответствующим отраслям и производствам, которые признаны приоритетными;

2) осуществление политики ускоренной амортизации, ценовой и экспортно-импортной политики, в том числе установление различных импортных и экспортных тарифов.


Тема 10. Программирование и прогнозирование национальной экономики

10.1. Сущность социально-экономической стратегии.

10.2. Социально-экономическое прогнозирование.

10.3. Макроэкономическое планирование.

10.4. Государственное программно-целевое планирование.

 

 

Стратегия – это детальный, всесторонний комплексный план, направленный на воплощение в жизнь задач государства.

Социально-экономическая стратегия строится с учетом потребностей общества. Определение общих потребностей и интересов осуществляется через обобщение и объединение личных, коллективных и государственных интересов.

Потребности и интересы людей агрегируются (обобщаются) политическими партиями, общественными организациями, обществами и т.п. и трансформируются в коллективные интересы. Свои требования относительно целей высказывают как сторонники патерналистской политики (покровительственное отношение государства к своим гражданам), так и сторонники реформ. Компромисс между ними достигается использованием социальных технологий (референдумы, выборы, переговоры и т.д.).

Стратегия предусматривает выбор целей. Обоснование целей необходимо для их четкого определения, цели формируются на будущее, которое неизвестно, вероятно, альтернативно, открыто. Сама сущность ГРЭ требует налаженного механизма построения целей, в том числе логичного продвижения от абстрактного общего к конкретному прогнозированию, а далее - к макроэкономическому планированию и программированию.

Иерархия целей строится по принципу приоритетов потребностей и интересов общества. Определение приоритетных направлений осуществляется экспертными методами на основе определенных критериев (факторов). Основными критериями являются социально-экономическая эффективность, продолжительность получения положительных результатов, минимум необходимых ресурсов для реализации намеченного и т.д.

Основные принципы разработки целей ГРЭ:

1. Соответствие конкретных целей сохранению, укреплению и усовершенствованию действующего общественного согласия.

2. Всесторонний учет индивидуальных, коллективных и общественных интересов.

3. Учет взаимосвязи и взаимообусловленности целей.

4. Предупреждение конфликта целей, чтобы предотвратить их взаимную конфронтацию.

5. Информационное обеспечение государственной политики приоритетов (т.е. разъяснять, почему отдано предпочтение тем или другим целям).

Цели могут быть стратегическими (общими, главными), тактическими (конкретными), оперативными (предусматривают решения возникающих негативных явлений, т.е. стихийных бедствий, катастроф и т.д.).

Стратегической целью Украины в условиях трансформации, направленной на объединение механизмов рыночного саморегулирования и государственного регулирования является построение социально-ориентированной экономики, т.е. переход от «человека для экономики» к «экономике для человека».

 

 

10.2. Социально-экономическое прогнозирование

Экономическое прогнозирование - составная часть системы ГРЭ, призванная определить будущее состояние экономики и сфер, сопряженных с нею, выявить важнейшие проблемы социально-экономического развития и наметить рациональные пути развития экономики страны.

Функции прогнозирования:

1. Научный анализ социально-экономических процессов и тенденций, предусматривающий 3 стадии:

- ретроспекция (взгляд в прошлое) - это этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта для получения его систематизированного описания;

- диагноз (распознание, определение) - это этап прогнозирования, на котором исследуется объект с целью выявления тенденций его развития и выбора методов и моделей прогнозирования;

- проекция (взгляд в будущее) - это этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатывается прогноз объекта, совершается оценка вероятности, точности или обоснованности прогноза.

2. Исследование объективных связей социально-экономических явлений в каждой конкретной ситуации осуществляется через выявление причин и следствий их возникновения.

3. Оценка объекта прогнозирования, которая осуществляется с помощью качественных характеристик и количественных параметров. Прогнозирование – процесс непрерывный.

4. Выявление альтернатив социально-экономического развития, что дает возможность накапливать необходимые научные материалы для обоснования выбора управленческих решений.

Принципы социально-экономического прогнозирования показывают закономерности образования, причинно-следственные связи и выражают основные черты прогнозирования. Это следующие принципы:

- целенаправленности;

- системности;

- научной обоснованности;

- адекватности;

- альтернативности.

Принцип целенаправленности является одним из основных. Согласно ему, содержательное описание объекта осуществляется под углом зрения поставленных перед исследованием задач. Целенаправленность дает прогнозированию активный характер, делает обоснованным переход от устоявшихся тенденций развития к тенденциям, которые соответствуют стратегическим экономическим целям.

Принцип системности означает, что экономика рассматривается, как единый объект прогнозирования и, одновременно, как совокупность относительно самостоятельных направлений прогнозирования.

Сущность принципа научной обоснованности прогнозов состоит в следующем:

во-первых, прогнозирование требует всестороннего учета действия объективных экономических законов развития общества:

во-вторых, прогнозирование базируется па современных прогностических методах;

в-третьих, прогнозирование учитывает положительный мировой и отечественный опыт разработки прогнозов.

Принцип адекватности прогнозов объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но и оценку стойких тенденций и взаимосвязей в развитии экономики и создания теоретического аналога реальных экономических процессов с полной и точной их имитацией. Адекватность означает максимальное приближение теоретической модели к существующим закономерностям и тенденциям развития. При этом под теоретической моделью прогноза следует понимать модель, которая практически реализуется и является формой научного отображения действительности.

Принцип альтернативности прогнозирования вытекает из возможности развития экономики и социально-экономических процессов в разных направлениях, по разным взаимосвязям и структурным взаимоотношениям. Альтернативность исходит из предположений о возможности действия качественно различных вариантов развития экономики. Главная проблема практического воплощения этого принципа состоит в том, чтобы отделить те варианты развития, которые могут быть осуществлены, от тех, которые невозможно реализовать.

Эффективность прогнозирования в значительной степени зависит от методов, которые при этом используются.

Методами прогнозированияназывают совокупность приемов и оценок, которые дают возможность на основании анализа прошлых (ретроспективных) внутренних и внешних связей, присущих объекту, а также их изменений сделать достаточно правдоподобные суждения о будущем развитии объекта.

Вся совокупность методов (а их более 150) делится на две основные группы:

1. Интуитивные (экспертные) методы используются при отсутствии четких тенденций развития объекта и базируются па экспертной информации.

2. Формализованные методы используют при наличии достаточно полной информации о развитии объекта (например, метод экстраполяции).

 

10.3. Макроэкономическое планирование

С помощью макроэкономических планов осуществляется разрешение проблем жизненно важных для развития общества, регионов, отраслей экономики, и обоснование способов реализации определенных стратегических и тактических целей.

В общем понятии план - это совокупность обоснований целей и способов их достижения.

Особенностью макроэкономического планирования является то, что его объектом служит национальная экономика, а субъектом - государство.

Макроэкономическое планирование- это особый вид деятельности государства по определению стратегических, тактических и оперативных целей планового периода, а также способов достижения таких целей. Макроэкономическое планирование может быть индикативным и директивным.

Директивное планирование основывается на огосударствлении присвоения и управления. Суть этогопланирования заключается в том, что властные структуры определяют экономические потребности, балансируют их с наличными ресурсами и обеспечивают реализацию разработанных планов. Директивное планирование ведется от достигнутого через определение заданий по выпуску вида продукции для каждого предприятия.

Мировая практика свидетельствует о том, что это планирование эффективно лишь в отдельных случаях. Но если оно является всеохватывающим, то оно не повышает, а снижает эффективность производства.

Индикативное планирование - это адекватная рыночным отношениям форма макроэкономического планирования. Оно принципиально отличается от директивного планирования способами достижения целей, поставленных в плане. Его показатели не имеют для отдельных хозяйственных субъектов статуса обязательных заданий, а носят рекомендательно-ориентирующий характер. Выражая цели и приоритеты социально-экономической политики государства на соответствующий период, показатели индикативного плана приобретают жизненную силу для отдельных субъектов рынка лишь с помощью целенаправленной системы правовых и экономических регуляторов. Последние создают правовую основу и экономические стимулы для осуществления производственно-хозяйственной деятельности в направлениях соответствующих целям и приоритетам государственного плана.

Индикативные планы включают в себя разделы, охватывающие весь спектр проблем социально-экономического развития страны: показатели развития экономики в целом (макроэкономические показатели), отдельных ее сфер, социального развития, внешнеэкономической деятельности и другие. Но сердцевиной индикативных планов являются экономические программы.

Макроэкономическое планирование в Украине осуществляется в форме разработки и реализации Государственной программы экономического и социального развития Украины (ГПЭСР).

ГПЭСР Украины - это комплексная система целей и стратегии решений экономических и социальных проблем. А также конкретные меры государства, направленные на их достижение и реализацию.

ГПЭСР Украины на долгосрочную перспективу может охватывать период 10-15 лет с корректировкой и продлением планового горизонта каждые 5 лет. В этой программе определяются возможные цели и приоритеты социально-экономическою развития и концептуальные положения по их достижению и реализации. Параллельно необходимо разработать долгосрочные программы развития регионов и отраслей экономики.

ГПЭСР Украины на среднесрочную перспективу (3-5лет) может ежегодно корректироваться и содержать обоснование целей и приоритетов социально-экономической политики государства, направления их реализации, наиважнейшие задачи, которые необходимо решать на государственном уровне. Одновременно министерства и местные госорганы могут разрабатывать среднесрочные программы развития отраслей и регионов.

ГПЭСР Украины на краткосрочный период (1год) разрабатываются ежегодно параллельно с проектом Госбюджета Украины. В программе отражаются: анализ состояния экономики; цели, приоритеты и задачи развития; макроэкономические показатели и пропорции; основные направления развития отраслей экономики, параметры социального развития, мероприятия в сфере внешнеэкономической деятельности, охраны окружающей природной среды и т.д.; формы и методы ГРЭ.

К методам макроэкономического планирования относятся:

- системный анализ - совокупность методов и средств исследования сложных объектов, процессов, опирающихся на комплексный подход, учет взаимосвязей и взаимодействий между элементами системы. Системный анализ играет важную роль в процессе планирования и управления, при выработке и принятии управленческих решений.

- балансовый метод в макроэкономическом планировании состоит в использовании приемов и расчетов, которые делают возможным установление связей и согласованности между потребностями и способами их обеспечения. Задачей разработки баланса является достижение оптимального соотношения (или равенства) между совокупными потребностями и общей суммой источников их удовлетворения.

 

∑Рі = Пj

где Рі - ресурсы і - го вида

Пj - потребности j-го вида.

- нормативный метод (метод технико-экономических расчетов) основан на использовании прогрессивной научно - обоснованной системы норм и нормативов. С помощью норм и нормативов определяют потребности в производстве продукции, обосновывают возможности удовлетворения этих потребностей, осуществляют контроль за эффективностью использования ресурсов во время реализации плановых заданий.

Нормы и нормативы являются по существу качественными относительными показателями содержимости (емкости) и отдачи.

Показатели содержимости (емкости) (Нс) характеризуют нормативные затраты ресурсов на получение определенного результата (эффекта).

 

где Р - это затраты ресурсов;

Е - социально-экономический результат.

Например: фондоемкость - это соотношение среднегодового объема основных фондов к валовому выпуску отрасли.

Нормативные показатели отдачи (Но) являются обратными показателями содержимости (емкости).

 

Но=1/Нс = Е/Р

10.4. Государственное программно-целевое планирование

Использование программно-целевого метода планирования предусматривает:

- определение проблемы и формирование целей;

- разработку и реализацию программы, направленной на достижение целей;

- систематический контроль за качеством и результатами работ, предусмотренных программой;

- корректировка мероприятий, направленных на реализацию целей.

Применение программно-целевого подхода обусловлено многими факторами: наличием неудовлетворенного спроса на продукцию (работы, услуги); чрезмерными затратами ресурсов и, как следствие, возникновением негативных внешних эффектов; потребностью в глубоких структурных преобразованиях, реакцией на политическое давление или предпринимательскую инициативу и т.п.

Программно-целевой метод планирования реализуется через целевыекомплексные программы

Целевая комплексная программа - это документ, в котором содержится, определенный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения, комплекс мер, направленных на достижение целей. Цели, на которые должна быть направлена целевая комплексная программа, обусловлены стратегией социально-экономической политики государства, наличием определенной конкретной или нескольких смежных социально-экономических проблем.

Классификация целевых комплексных программ осуществляется по таким основным признакам: по уровню, составу, сфере влияния и реализации; по характеру и специфике проблем и целей; по срокам выполнения.

1. По уровню, составу, сфере влияния и реализации выделяют такие программы:

- межгосударственные,

- государственные,

- межотраслевые, отраслевые,

- межрегиональные,

- региональные,

- локальные.

2. По характеру и специфике проблеми целей различают программы:

- социально-экономические, направленные на решение проблем развития и усовершенствования условий жизни, повышение материального и культурного уровня населения, улучшения производственных и социальных условий труда и отдыха и т.п.;

- производственные направленные на увеличение производства определенных видов продукции, развитие прогрессивных производств и т.д.

- научно-технические нацеленные на развитие научных исследований, решение проблем разработки и внедрения новой техники и технологии;

-экологические направленные па ресурсосбережение, осуществление природоохранных и природопреобразуюших проектов:

- институциональные ориентированные на усовершенствование организации управления хозяйственными системами, трансформацией отношений собственности;

- региональные, нацеленные на хозяйственное освоение новых районов, преобразование структуры экономики сформировавшихся социально-экономических комплексов регионов.

3. По срокам выполнения программы подразделяют на: долгосрочные (на 5-10 лет), среднесрочные (1-5 лет) и краткосрочные (до 1 года). Эта классификация обусловлена характером целей, на достижения которых направлена программа (стратегические, тактические, текущие задачи).


Тема 11. Политика экономического роста в национальной экономике.

11.1. Сущность политики экономического роста.

11.2. Политика роста в сфере макроэкономики.

11.3. Институциональное регулирование экономики развития.

11.4. Социальная стратегия экономического развития.

11.5. Инновационно- инвестиционная стратегия.

11.6. Внутренне и внешнеэкономическая стратегия экономического роста.

11.7. Усовершенствование региональной политики.