Финансовый фактор.

Сущность институционализма и его факторы.

Понятие «институт» (от латинского institum – установление, учреждение) заимствовано учеными-экономистами из юриспруденции. Сущностными характеристиками данной категории выступают как юридические нормы, так и порядок установления взаимосвязи между ними. Это позволяет упорядочить отношения между субъектами с целью придания им устойчивого характера, для чего и создаются соответствующие организационные структуры и органы контроля.

Важнейшими функциями экономических институтов является решение проблем кооперации между людьми, уменьшение неопределенностей, сопровождающих взаимодействие между ними.

Институционализм рассматривает механизмы и связи субъектов рыночных отношений, оценивает их поведение по исполнению норм (формальных и неформальных), дает оценку эффективности структур (институтов).

С точки зрения институционального подхода, понимание того, как функционирует экономическая система, требует учета очень сложных взаимосвязей между обществом и экономикой. Взаимоотношения между ними определяются набором институциональных ограничений, которые определяют способ функционирования экономической системы. Институты являются ключом к пониманию взаимоотношений между обществом и экономикой и влияния этих взаимоотношений на экономический рост. В конечном счете, институты выступают фундаментальными факторами функционирования экономических систем в долгосрочной перспективе.

В рамках институционального подхода, рынок рассматривается как определенная институциональная структура, охватывающая законы, правила игры и, что особенно важно, определенный тип поведения, отношений и связей. Все остальное – это неэффективная имитация рыночной деятельности.

Институциональными факторами развития национальной экономики являются ее факторы, связанные с управлением, регулированием отдельных сфер, областей, экономических, общественных отношений. К их числу относят финансовые, инвестиционные, научно-технические и, в некоторой степени, социальные факторы, а также меры по улучшению управления, преобразованию институтов управления этими сферами, учреждений управления.

 

Понятие «финансы» относится к числу широко распространенных, обобщающих экономических категорий, характеризующих процессы денежной природы и денежные отношения в стране и в обществе. Как и ряд других общих экономических терминов, финансы трудно однозначно определить с помощью одного признака. Это слово используется в теоретической и прикладной экономике, в быту в довольно обширном смысловом диапазоне, а подчас и в разном смысле.

Будучи многогранным, многосторонним понятием, финансы как единый термин аккумулируют в себе по крайней мере три характеризующих их качества или, точнее проявляют себя в трех разных ипостасях.

Во-первых, под финансами понимают деньги и денежные средства, используемые как один из видов экономических ресурсов, питающих производство и потребление. Ведь многие виды экономических ресурсов в натуральной форме первоначально представлены в денежной форме, в виде денежных средств, на которые приобретаются, обмениваются трудовые и природные ресурсы, средства производства. Соответственно денежную форму ресурсов производства и потребления именуют финансовыми ресурсами. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений использующихся на расширение воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Вторая сторона финансов связана с широко распространенным термином «финансирование», понимаемым как обеспечение необходимыми денежными средствами.

В этом смысле, когда мы говорим «финансы», то имеем в виду источники, объемы, виды и способы обеспечения экономических субъектов (государства, предприятий, предпринимателей, домашних хозяйств), регионов, социально-экономических программ финансовыми ресурсами. Здесь на первый план выходят потребности тех илииных сфер, секторов экономики, производственных звеньев, производителей и потребителей в денежных средствах для удовлетворения своих потребностей и потоки денежных средств, призванных удовлетворить эти потребности. Таким образом, финансы представляют инструмент обеспечения потребностей в денежных средствах путем придания определенного направления денежным потокам. Естественно, чтопридание направленности движению денежных средств опирается на представление о потребности в них, присущее обладателю этих средств.

Третья, определяющая сторона финансов, которая, собственно, и лежит в основе их выделения как самостоятельной и специфической экономической категории, заключена в том, что финансы представляют собой распределительные отношения. Отметим, что финансирование, рассматриваемое как выделение денежных средств, их адресация, уже есть распределение. Однако когда заходит речь о распределительных отношениях, то под ними понимается нечто более широкое и разнообразное, чем обеспечение финансовыми ресурсами. В процессе функционирования экономики происходит перераспределение стоимости между хозяйственными субъектами, конкретизация целевого ее использования, что тоже происходит на основе финансов. Благодаря им, осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики и на разных уровнях хозяйствования.

Распределение стоимости созданного продукта или уже имеющегося национального богатства, осуществляемое в виде разделения на части денежного дохода, денежных средств, происходит и на государственном уровне, и на уровне предприятий фирм, предпринимательской деятельности, и даже (в некоторой части) на уровне домашних хозяйств. При этом возникает целая гамма распределительных отношений, которые в обобщенном смысле и называют финансами или финансовыми отношениями.

Важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений. Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы распределения денежной стоимости созданного общественного продукта, когда эта стоимость разделяется на составные части в зависимости от природы возникновения и назначения выделенных составных элементов. На этой основе происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Такое распределение стоимости с помощью финансов сопровождается адекватным движением денежных средств. Эти денежные средства, которые сопровождают распределительный процесс, принимают специфическую форму финансовых ресурсов. Именно таким образом выделяются денежные средства (именуемые иногда денежными фондами) на накопление и потребление, на доходы и возмещение затраченных средств производства, на социальные нужды и развитие производства.

Так что в финансах мы наблюдаем единство распределительного процесса и движения финансовых ресурсов. Последние формируются как у субъектов хозяйствования, предприятий, организаций, учреждений, предпринимателей, домашних хозяйств, так и у государства, причем формирование этих ресурсов осуществляется за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений. А используются они в основном через денежные фонды специального целевого назначения, реже, путем нефондового распределения, и идут на расширенное воспроизводство, на денежное вознаграждение работников, на удовлетворение социальных и других нужд общества. Финансовые фонды — это часть общей системы денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве, предопределенная потребностями расширенного воспроизводства и обладающая определенными приоритетами. Финансовые фонды позволяют теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечивают концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, дают возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.

Материальной основой финансов является производство, так как накопление и денежные доходы предприятий и организаций образуются в результате процесса создания экономического продукта, его реализации. В то же время финансы обслуживают саму сферу производства и должны строиться так, чтобы способствовать увеличению, развитию, структурному изменению производства.

Выполняя важные функции, финансы играют большую роль в развитии экономики. Благодаря финансам мобилизуются денежные средства для удовлетворения нужд государства, для развития хозяйств, основанных на разных формах собственности, на осуществление экономических связей между регионами страны. На основе финансов осуществляется проверка и контроль хозяйственной деятельности.

В результате рассмотрения специфических черт финансов приходим к следующему определению этой экономической категории: «Финансы представляют собой денежные ресурсы производства и потребления, а также денежные отношения, возникающие в процессе распределения стоимости созданного экономического продукта и части национального богатства с целью формирования денежных доходов и накоплений у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на воспроизводство, вознаграждение работников и удовлетворение общественных потребностей». Конечно, и это громоздкое определение нельзя признать всеобъемлющим и точным, но оно отражает типичные черты и признаки, которые чаще всего ассоциируются с понятием «финансы».

Финансы представляют весьма эффективный, хотя и далеко не единственный рычаг, орудие экономического регулирования, особенно в экономике рыночного типа.

Для рыночной экономики характерно саморегулирование, которое характеризуется тем, что методы формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства вырабатываются и используются самими участниками производства. Но для саморегулирования необходимо дать свободу субъектам хозяйствования, чтобы они при выборе своих партнеров и различных форм взаимоотношений с ними могли проявлять самостоятельность. То же относится и к распоряжению поступающими в их собственность доходами. В значительной мере саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, его «невидимой рукой», которая, влияя на спрос, предложение, цены, воздействует и на финансы. Наличие финансового рынка, то есть рынка валюты и ценных бумаг, создает возможность быстрого перераспределения финансовых ресурсов между различными сферами, секторами, звеньями экономики. Но одного саморегулирования недостаточно для достижения финансовой устойчивости, сбалансированности, пропорциональности. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монопольные, региональные, отраслевые, групповые интересы, в силу которых проявляется стремление изменить распределение в свою пользу.

Рыночный механизм не в состоянии в полной мере обеспечить перераспределение средств так, чтобы они соответствовали целям и задачам всего государства, демократического общества. В кризисных ситуациях рынок особенно ослабляет свое влияние на стабилизацию экономики. В этих условиях необходимо усиливать государственные методы финансового регулирования, в разумных пределах осуществлять государственное вмешательство в экономику и проводить жесткую финансовую политику. Такое вмешательство государства в экономику осуществляется с помощью государственных инвестиций, налоговой, бюджетной, амортизационной политики, деятельности различных государственных структур. Правда, подобное вмешательство государства в экономику имеет объективно обусловленные границы, определенные пределы. Излишне чрезмерное вмешательство ослабляет экономические стимулы, снижает эффективность производства и препятствует саморегулированию посредством действия рыночного механизма.

Финансы используются так же, как инструмент экономического стимулирования. Стимулирование тесно, органично связано с регулированием, можно даже сказать, представляет его составную часть. Финансовое стимулирование — важный метод регулирования пропорций в производстве и распределении общественного продукта. Финансовые стимулы должны строиться так, чтобы они оказывали воздействие на развитие производства, повышение его эффективности, служили орудием мотивации к труду. В составе финансовых стимулов можно вычленить рациональное направление инвестиционных средств, создание поощрительных фондов, использование бюджетных средств, способствующих развитию производства, установление финансовых льгот или применение финансовых санкций.

Государство призвано использовать финансы для выполнения своих функций и достижения целей, соответствующих общественным потребностям и интересам. И в реализации этих функций и достижении целей значительная роль принадлежит финансовой политике. Финансовая политика — это политика использования финансов в системе стоимостной денежной формы реализации экономических законов товарного производства, иначе говоря, финансовая политика — это искусство перераспределять финансовые ресурсы в интересах создания условий для увеличения базы распределения, общего объема располагаемых ресурсов, то есть искусство управления финансами. При осуществлении такой политики определяются основные направления использования финансов и осуществления практических действий, которые могут способствовать выполнению финансами их роли и в обществе. Такими направлениями выступают, во-первых, выработка научно-обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития кредитной системы, потребностей населения, и, во-вторых, определение основных направлений использования финансов на перспективный и текущий период, исходя из путей достижения поставленной цели, учитывая международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов, а также осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика проявляется в финансовой стратегии и финансовой тактике. Финансовая стратегия —это долговременная политика, рассчитанная на длительный период и осуществление крупномасштабных задач. Финансовая тактика направлена на использование финансов для достижения краткосрочных, текущих целей. Она обычно реализуется путем изменения организации финансовых связей, перемещения финансовых ресурсов, гибкого использования финансов как инструмента, содействующего выполнению задач ближайшего периода.

Для осуществления финансовой политики используется финансовый механизм, под которым подразумевают формы, способы организации финансовых ресурсов, финансовых отношений, которые применяются с целью создания условий, благоприятствующих экономическому развитию. Финансовый механизм представляет неотъемлемую составную часть более общего экономического механизма, системы управления экономикой. В иерархической структуре финансового механизма выделяются два уровня, образующие механизм финансов предприятий и организации и механизм функционирования государственных финансов. Самостоятельную часть, представляет страховой финансовый механизм. Для осуществления финансовой политики необходимы разработка и использование юридических норм, законов, постановлений и других соответствующих актов, которые устанавливают правила организации финансовых связей, защищают экономические интересы общества, коллективов и отдельных граждан.

В Украине в соответствии с Конституцией общее стратегическое управления финансами осуществляют высшие органы государственной власти – парламент, президент, правительство. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат, в котором ведущую роль играет Министерство финансов Украины.

Серьезные задачи должны решать органы Государственной налоговой администрации Украины. На эту службу возложены контроль за соблюдением и своевременным взносом средств в бюджет, подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства. Для усиления контроля за своевременностью внесения средств в государственный бюджет и внебюджетные фонды в Украине учреждена специальная налоговая милиция.

Финансовые отношения затрагивают и внешнеэкономические связи. Функционируя в международной сфере, они оказывают влияние на экономические интересы участников международных связей, выступают как стимул развития международной экономической интеграции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, привлекаются иностранные инвестиции за счет предоставления определенных финансовых льгот. Как особая сфера функционирования финансы внешнеэкономической деятельности воплощаются в ресурсах, формирующихся не только в гривнах, но и в иностранной валюте. Обязательным субъектом распределительных отношений является зарубежный партнер (контрагент) в лице иностранного государства. Финансовые отношения опосредуют, таким образом, международный интеграционный процесс, содействуя его развитию и углублению.