Экономика как подсистема общества

План

Уроки 7-9. Роль экономики в жизни общества

Итог

- Назовите основные признаки понятия «социальный институт».

- Что такое институциализация?

- Что лежит в основе типологии социальных институтов?

- Что такое инфраструктура в широком и узком значениях этого термина?

Домашнее задание:Выучите § 2, выполните задания 3, 6.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина главный герой, старик, мог получать любые материальные блага от золотой рыбки. Вспомните, какие желания она выполняла? Сначала корыто, затем изба, потом высокий красивый терем и прочее.

Красивая сказка... Кому же из нас не хочется получить все, что ни пожелаем, не прикладывая при этом ни малейшего труда? Вот только одна беда - исчезла в далеком детстве золотая рыбка... Какую роль играет экономика в жизни общества? Надо ею восхищаться или ругать ее? Попробуем найти ответы на эти вопросы.

1. Экономика как подсистема общества.

2. Экономика и уровень жизни.

3. Экономика и социальная структура общества.

4. Экономика и политика.

5. Экономика и культура.

Термин «экономика» впервые употребил древнегреческий философ Ксенофонт (430-354/355 до н. э.), озаглавив свой трактат

«Ойкономия». Ксенофонт обращался с поучениями не к царям, а к обычным гражданам, чье домашнее хозяйство было сложным и включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы. Само слово «экономика» произошло от греческих слов «дом», «хозяйство» и «номос» - закон.

Гораздо шире, чем Ксенофонт, понимал экономику великий философ древности Аристотель (384-322 до н. э.). В своих экономических рассуждениях он выходил далеко за рамки домоводства. Его труды так и остались высшим достижением экономической мысли Античности.

Что же сегодня подразумевает понятие «экономика»? Посмотрите на схему:

Экономическая жизнь общества

- Скажите, что происходит в процессе производства.

- Могут ли потребление и распределение людьми товаров и услуг существенно влиять на производство? Приведите примеры, подтверждающие ваши размышления.

- Как вы относитесь к уравнительному принципу распределения?

Объясните свое мнение.

- Как вы думаете, почему важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми?

- Как связаны между собой развитие общества и развитие его экономической жизни?

Итак, развитие общества и развитие его экономической жизни тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть, осуществляя взаимное влияние друг на друга. Графически этоможно представить следующим образом:

- Предположите, почему экономическая жизнь оказывает влияние на общество, и наоборот. (Примерный ответ. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ; общественное производство определяет появление и развитие социальной структуры; экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества; в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.)

Большую роль в регулировании экономических отношений играют экономические институты. Экономические институты - нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют экономическую деятельность ее участники. Они включают:

• формальные правила - кодексы, законы, подзаконные акты и т. д.;

• неформальные правила - традиции, обычаи, привычки, стереотипы поведения субъектов экономики.

Понятие «экономические институты» нередко используется для обозначения экономических категорий-рынка, собственности, конкуренции, налогов и т. д.

- Разбившись на группы, обсудите и назовите основные направления развития экономической сферы жизни современного общества на рубеже двух веков. Оцените в целом эти перемены. (Примерный ответ. Основные направления развития экономической сферы: компьютеризация, информатизация, новые технологии, появление экономики знаний; человеческий интеллект превратился в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства; развитие творческих индивидуальных качеств и способностей человека - основного участника производства.)

Мы получили общее представление об экономике как подсистеме общества. Теперь, разбившись на четыре творческие группы, проведите исследовательскую работу по анализу роли и места экономики в жизни общества.

2. «Экономика и уровень жизни». (Используется материал пункта 2 § 3 и дополнительный материал).