История развития дифференциальной психофизиологии

ДПФ как наука, цель, практическое значение

Тема 1. История и методы ДПФ

Специфика ценообразования на рынках производства

Спрос на ресурсы – это понятие, производное от величины спроса на товары и услуги для потребительского сектора. Если созданный продукт пользуется спросом, то будет расти и спрос на факторы производства (ресурсы), и наоборот. На спрос влияют цены ресурсов. Средства, на которые приобретают ресурсы, входят в производственные издержки, поэтому предприятие использует ресурсы в том количестве, которое позволит ему максимизировать прибыль. Количество потребляемых ресурсов зависит от их отдачи на производство.

 

Факторы, определяющими спрос на ресурсы:

· денежные доходы предприятий и населения;

· характер распределения продукта по областям.

 

Цена – экономическая категория, которая является денежным выражением стоимости товара, цена выполняет экономическую и социальную функции.

 

 

Дифференциальная психофизиология это направление, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми (на латыни differentic = различие. Термин введен Штерном в 1900 году и на постсоветском пространстве – В. Д. Небылицыным (1963).

Цель ДПФ – исследование отдельных свойств нервной системы, а не типов в целом; изучение индивидуально-психологических особенностей профессиональных, социальных и этнических групп населения.

Прикладное значение ДПФ заключается в решении проблем профотбора, ориентации и адаптации человека к природным и социальным факторам. Как и все научные дисциплины, ДПФ формировалась под непосредственным воздействием запросов производства и сферы обслуживания военного дела, педагогики, медицины и прочих отраслей человеческой жизнедеятельности.

Основной системой взглядов в дифференциальной психофизиологии является концепция свойств нервной системы, развитая применительно к человеку Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным и берущая свое начало от работ И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности.

Психологически свойства нервной системы проявляются, согласно Б. М. Теплову, в формально-динамических характеристиках поведения, прежде всего в особенностях темперамента. Для ДПФ характерно признание у одного и того же свойства многих проявлений, образующих синдром, выделение в синдроме основного показателя, соответствующего определению данного свойства, отказ от оценочного подхода.

Обычно в ДПФ, исходя из представления о первичности нейрофизиологического уровня, свойства нервной системы рассматриваются как независимая переменная, психологические – как зависимая.

Основоположником ДП считают английского антрополога и психолога Френсиса Гальтона. Он первый использовал для диагностики индивидуальных психологических различий близнецовый метод, методы изучения образной памяти у детей, а также ряд других, в частности, математических, методов. Опираясь на теорию Дарвина и отталкиваясь от генетических факторов Ф.Гальтон разработал передовую для того времени теорию индивидуальных различий. На базе этой концепции впоследствии сформировалась "евгеника", предусматривающая совершенствование человека путем генетического отбора и полностью игнорирующая роль социальных факторов в развитии индивида. Естественно, такой односторонний подход в последствии был опровергнут жизнью.

Существенный вклад в развитие ДП внесли представители научной школы Штерна: А.Бине, А.Ф.Лазурский, Дж.Кеттел и ряд других ученых.

А.Бине занимался вопросами патологии познания и памяти, изучал проблемы гипнотерапии.

А.Ф.Лазурский выдвинул концепцию психологической индивидуальности, обусловленную особенностями нервной организации личности. Весь спектр психических реакций Лазурский разделил на эндо- и экзопсихику: к эндогенным (внутренним) он отнес темперамент, характер и эмоциональные свойства личности; к экзогенным (внешним) – отношение личности к социуму. Отношение этих свойств он положил в основу разработанной им классификации личности.

Кеттел вошел в историю ДП как один из первых разработчиков методики оценки свойств личности. Тест Кеттела успешно используют и в настоящее время.

Сам Вильям Штерн разработал методику для оценки умственных способностей детей – так называемый коэффициент IQ – отношение "интеллектуального возраста" к истинному, биологическому. При этом он исходил из принципа конвергенции (взаимопроникновения) генетических и средовых факторов. Несмотря на принципиально верные методологические принципы, методика IQ в советской психологии была практически запрещена, так как противоречила идеологическим установкам общества. Считалось, что социум полностью определяет процессы развития индивидуума, а генетика и кибернетика – продажные девки империализма.