Анализ портфеля бизнесов (продукции)

Уяснение текущей стратегии

Определение стратегии фирмы

Процесс выбора стратегии включает в себя следующие основные шаги:

° уяснение текущей стратегии;

° проведение анализа портфеля бизнесов;

° выбор стратегии фирмы и оценка выбранной стратегии.

Уяснение текущей стратегии очень важно, потому что нельзя принимать решения по поводу будущего, не имея четкого представления по поводу того, в каком состоянии находится организация и какие стратегии она реализует. Могут быть использованы различные схемы уяснения текущей стратегии. Один из возможных подходов предложен Томпсоном и Стрикландом (р. 120 – 121). Они считают, что существует по пяти внешних и внутренних факторов, которые необходимо оценить, чтобы разобраться с реализуемой стратегией.

Анализ портфеля бизнесов представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления. Он дает наглядное представление о том, что отдельные части бизнеса очень взаимосвязаны и что портфель как целое существенно отличается от простой суммы его частей и гораздо важнее для фирмы, чем состояние ее отдельных частей.

Здесь мы остановимся только на тех вопросах анализа портфеля бизнесов, которые необходимо учитывать при выборе стратегии бизнеса.

После того как получены оценка привлекательности отрасли и оценка конкурентной позиции каждой СЕБ, строится матрица позиционирования СЕБ. По горизонтали откладывается конку­рентная позиция, а по вертикали привлекательность отрасли. Каждая из осей разбивается на три равные части, характеризую­щие степень привлекательности отрасли (высокая, средняя, низ­кая) и состояние конкурентной позиции (хорошее, среднее, пло­хое). Внутри матрицы выделяется девять квадратов, попадание в которые при позиционировании СЕБ (продуктов) указывает на то, какое место в стратегии фирмы должно им отводиться в буду­щем (рис.8.1).

Определение желаемого портфеля бизнесов осуществляется в соответствии с тем, какой из вариантов может лучшим образом способствовать достижению фирмой своих целей.

 

 

Рис. 8.1. Матрица «Привлекательность отрасликонкурентная позиция"