Типология научных методов. Общелогические, эмпирические, теоретические и общенаучные методы.
В 30-70-е гг. 20 в. формируется особая область науки знания – знание о самой науке. Ученые, представители к. – либо конкретных наук, создают концепции, обеспечивающие развитие науки, порядок появления нового знания, логику и методологию науч. исследования. По происхождению это рефлексивное знание, т.е. осознание самими учеными того, чем они занимаются. По функции знание о науке должно сделать более управляемым и эффективным процесс науч. творчества.В уз. смысле научн. методология – круг вопросов, связанных с осмыслением объекта и предмета исследования, принципов и подходов к научному исследованию с исследованием эвристических возможностей разных методов исследования. По своей задаче науч. методология осознанным делает весь процесс науч. исслед-я.Метод исследования – к. – либо способ интеллектуального действия с предметом, дающий объективное знание о предмете, требуется соответствие и рациональное доказательство этого соответствия. Сущест-т прямая связь между методом и результатом познавательной деятельности. Метод— в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие «методология» имеет два основных значения: система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Основная ф-ция метода — внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.Методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей. Исторически первоначально проблемы методологии разрабатывались в рамках философии: диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта Поэтому методология (и по сей день) тесно связана с философией — особенно с такими ее разделами (философскими дисциплинами), как гносеология (теория познания) и диалектика. Эмпирической базой разработки методологии науки (научной методологии) является история науки. Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям). Все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения).1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. Метафизический (абсолютизация одной из сторон); диалектический (взаимосвязь, взаимодействие обеих сторон). Философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический, интуитивный, и др. общефилософские методы и законы. Они обеспечивают саму возможность мышления и работают как принципы или законы (принцип детерминизма – все существующее имеет свою причину; законы и формы логики).Принцип связи – представление, что в мире существует всеобщая связь процессов и явлений.Принцип развития – существующее остается неизменным, а изменяется развитие. Законы и формы логики обеспечивают возможность правильного мышления. Закон тождества утверждает неизменность предмета (А=А). Закон противоречия и закон исключенного третьего утверждает, что не может быть одновременно прямое и обратное суждение о предмете. Закон достаточного основания утверждает, что все существующее имеет необходимые и достаточные основания для своего существования.2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в современной науке (между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук). К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др. Это методы, которые применяются в целых комплексах научного знания. 3. Частнонаучные методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии. Применяется метод в отдельной, частной науке. Научный метод, как таковой подразделяется на методы, используемые на каждом уровне исследований. Выделяются таким образом теоретические и эмпирические методы. К эмпирическим относятся: наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности; описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах; измерение – количественная характеристика св-в объекта; сравнение – сопоставление объектов по каким-либо сходным св-вам или сторонам; эксперимент – исслед. в спец-но созд-х и контролир-х усл., что позволяет восстановить процесс явл. при повторении усл. К теоретическим методам относятся: формализация – построение абстактно-мат. моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов дейст-ти; аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом (утверждение, док-в истинности кот-х не требуется); гипотетико-дидуктивный метод – созд. сист. дидуктивно связ-х между собой гипотез, из которых выводятся утвержд. Об эмпирич-х фактах.Др. принципом классиф-ции явл. сфера исп. м-да, его применения – во всех отраслях человеч. деят., во всх обл. науки, наконец, в отд. разделах науки. соот. получаем всеобщие, общенаучные и конкретно-научные м-ды.