Типология научных методов. Общелогические, эмпирические, теоретические и общенаучные методы.

В 30-70-е гг. 20 в. формируется особая область науки знания – знание о самой науке. Ученые, представители к. – либо конкретных наук, создают концепции, обеспечивающие развитие науки, порядок появления нового знания, логику и методологию науч. исследования. По происхождению это рефлексивное знание, т.е. осознание самими учеными того, чем они занимаются. По функции знание о науке должно сделать более управляемым и эффективным процесс науч. творчества.В уз. смысле научн. методология – круг вопросов, связанных с осмыслением объекта и предмета исследования, принципов и подходов к научному исследованию с исследованием эвристических возможностей разных методов исследования. По своей задаче науч. методология осознанным делает весь процесс науч. исслед-я.Метод исследования – к. – либо способ интеллектуального действия с предметом, дающий объективное знание о предмете, требуется соответствие и рациональное доказательство этого соответствия. Сущест-т прямая связь между методом и результатом познавательной деятельности. Метод— в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие «методология» имеет два основных значения: система опре­деленных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т. п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. Основная ф-ция метода — внутренняя организация и регулиро­вание процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм по­знания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требо­ваний, которые должны ориентировать в решении конкретной зада­чи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если пра­вильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим пу­тем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет из­бегать ошибок.Методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и при­емов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей. Исторически первоначально проблемы методо­логии разрабатывались в рамках философии: диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистичес­кий метод Р. Декарта Поэтому методология (и по сей день) тесно связана с филосо­фией — особенно с такими ее разделами (философскими дисциплина­ми), как гносеология (теория познания) и диалектика. Эмпирической базой разработки методологии науки (научной методологии) является исто­рия науки. Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифициро­ваны по самым различным основаниям (критериям). Все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные груп­пы (по степени общности и широте применения).1. Философские методы, среди которых наиболее древними явля­ются диалектический и метафизический. Метафизический (абсолютизация одной из сторон); диалектический (взаимосвязь, взаимодействие обеих сторон). Философ­ские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы, как аналитический, интуитивный, и др. общефилософские методы и законы. Они обеспечивают саму возможность мышления и работают как принципы или законы (принцип детерминизма – все существующее имеет свою причину; законы и формы логики).Принцип связи – представление, что в мире существует всеобщая связь процессов и явлений.Принцип развития – существующее остается неизменным, а изменяется развитие. Законы и формы логики обеспечивают возможность правильного мышления. Закон тождества утверждает неизменность предмета (А=А). Закон противоречия и закон исключенного третьего утверждает, что не может быть одновременно прямое и обратное суждение о предмете. Закон достаточного основания утверждает, что все существующее имеет необходимые и достаточные основания для своего существования.2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые полу­чили широкое развитие и применение в современной науке (между философией и фундаментальными теоретико-методо­логическими положениями специальных наук). К общенаучным поня­тиям чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «ве­роятность» и др. Это методы, которые применяются в целых комплексах научного знания. 3. Частнонаучные методы — совокупность способов, принци­пов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме дви­жения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии. Применяется метод в отдельной, частной науке. Научный метод, как таковой подразделяется на методы, используемые на каждом уровне исследований. Выделяются таким образом теоретические и эмпирические методы. К эмпирическим относятся: наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности; описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах; измерение – количественная характеристика св-в объекта; сравнение – сопоставление объектов по каким-либо сходным св-вам или сторонам; эксперимент – исслед. в спец-но созд-х и контролир-х усл., что позволяет восстановить процесс явл. при повторении усл. К теоретическим методам относятся: формализация – построение абстактно-мат. моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов дейст-ти; аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом (утверждение, док-в истинности кот-х не требуется); гипотетико-дидуктивный метод – созд. сист. дидуктивно связ-х между собой гипотез, из которых выводятся утвержд. Об эмпирич-х фактах.Др. принципом классиф-ции явл. сфера исп. м-да, его применения – во всех отраслях человеч. деят., во всх обл. науки, наконец, в отд. разделах науки. соот. получаем всеобщие, общенаучные и конкретно-научные м-ды.