Наблюдение изменений, прогресса или результата - должно проводиться систематически.

Контроль должен быть всеобъемлющем, должен осуществляться каждым руководителем. Хорошо организованный контроль позволяет менеджеру предсказывать изменение ситуации и приспосабливаться к изменяющейся действительности.

I. Комбинат - беспрекословное подчинение. Это стабильная групповая культура. Действия участников строго распределены. Решения принимаются преимущественно оперативно. Групповые ценности выше индивидуальных. Контроль осуществляется лидером единолично.

Статус членов группы - Старшинство в должностной иерархии, уровень образования и компетентности, расположение кабинета.

Сплоченность-конфликтность - сплоченность - мера тяготения участников друг к другу. Конфликтность - различая во мнениях и точках зрения. Более эффективной считается конфликтная группа. Т. к. сплоченность может привести к групповому единомыслию (подавления личностью своих взглядов в угоду группе).

Групповые нормы - писанные и неписанные правила поведения. Они подсказывают какая деятельность требуется от членов команды. Могут носить положительный и отрицательный характер. Положительными считаются те, которые поддерживают цели и задачи организации и поощряют поведение направленное на их достижение.

Состав - степень сходства личностей, точек зрения, подходов при реализации совместной деятельности. Лучше если группа состоит из непохожих личностей.

Размер - оптимальный 5-11 чел. В группах меньшего размера слишком очевидна персональная ответственность каждого. В группах большего размера существует размытость ответственности, люди могут испытывать робость в отстаивании своего мнения.

Управленческая команда состоит из группы специалистов, принадлежащих к различным сферам орг. деятельности, работающих совместно над выполнением тех или иных задач.

В основе настроения команды лежит принцип командной подотчетности (обязательства + доверие).

Для эффективной команды необходимо наличие членов 3-х взаимодополняющих навыков:

— Техническая (функциональная) экспертиза;

— Навыки по решению проблем, принятию решению;

— Межличностные навыки (принятие риска, полезная критика, умение выслушать собеседника и т.д.).

Синергетический эффект - результативность совместных усилий членов команды больше результативности, кот получили бы эти члены команды, работая по отдельности (есть у команды в отличие от группы).

Факторы влияющие на эффективность команд:

5. Роли членов группы - разделяют на целевые и поддерживающие. К целевым относят: инициация деятельности; поиски информации; сборы высказываний, мнений; проработка вопросов; координация и обобщение. К поддерживающим относят: поощрение; обеспечение участия; установка критериев; исполнительность; выражение чувств группы.

7. Роль лидера и внутрикомандная субкультура - по этому признаку выделяют 4 типа управленческих команд:

II. Клика - как правило не стабильна. В кризисных ситуациях распадается на более мелкие группировки. Состоит из людей доверяющих своему сильному лидеру. Индивидуальные ценности выше групповых. Осн. ценности: готовность к инновациям, энергичность, информацию о группе стараются не выносить во вне.

III. Кружок - Строгое распределение обязанностей внутри коллектива. Высокая степень стандартизации и формализации. Источник влияния - статус. Ценности: синхронность, параллельность, ощущение защищенности у рядовых сотрудников, исполнительность. Руководство задает цель и контекст, остальное вмешательство сведено к минимуму. Работа как бы осуществляется сама собой.

IV. «Команда» в узком смысле - открытое обсуждение проблем, хорошая циркуляция информации. Деятельность ориентирована на решение задачи. Ценности: достижение результатов, сотрудники и ресурсы объединяются ради максимально быстрого и качественного решения задачи.

30. Контроль как функция управления (объекты, виды, этапы, значение)

Контроль - это процесс наблюдения и регулирования различных видов деятельности организации с целью обеспечения выполнения организационных задач.

Функции контроля:

— преодоление ситуации неопределенности;

— поддержание изменений;

— предупреждение возникновения кризисных ситуаций;

— поддержание ситуации успеха;

Контроль используется в 3-х областях: персонал, материал, финансы.

Типы контроля:

— предварительный - персонал: отбор квалифицированных кадров (не обязателен); материал: выбор поставщиков, обеспечение бесперебойного запаса товарно-материальных ресурсов; финансы: бюджет (уст-т уровень предельных затрат и не позволяет исчерпать наличные ресурсы), сметы;

— текущий (просеивающий) - контроль в процессе осуществления организационной деятельности. Он базируется на измерении фактических результатов достигнутых после завершения какого-либо этапа орг. деятельности;

— заключительный (обратный) - обеспечивает рук-во релевантной информацией, способствует мотивации, исп-ся как база для вознаграждения персонала.

Этапы процесса контроля:

1. Установление стандартов - используются цели, кот. явл-ся конкретными, поддаются измерению и имеют временные границы. Такие цели разрабатываются в форме показателей результативности. Эти показатели позволяют сопоставить реально сделанную работу с запланированной.
Характеристики:

— Ориентация по времени;

— Наличие конкретного критерия:

— Должна быть выражена количественно.