Образование и передача информации. Обсуждение идей и необходимости перемен всеми доступными способами.

Методы преодоления сопротивления изменениям. Причины сопротивления - боязнь неопределенности, ощущение потерь, убежденность во вреде перемен. 7 методов преодоления сопротивления.

Подкрепление и согласие. Мотивировка людей для получения согласия принять изменения. Доказательство выгодности изменений. Способы - похвала, признание, продвижение по службе и пр.

Эксперимент и выявление. Выявление отрицательных последствий и слабых сторон нового изменения при его реализации в небольшом масштабе.

Нахождение нового решения и обязательства по его выполнению. Поиск способа решения проблемы, получение согласия исполнителей, ответственных за проведение нового курса. Отказ от старого типа решений и поиск нового уникального способа решить проблему, поддерживаемого всей структурой власти.

Диагностика и осознание. Сбор информации, осознание конкретной проблемы, определение области проблемы.

Посредничество и переориентация внимания. Переориентация внимания на внутренние проблемы, привлечение внешних или внутренних консультантов (собственных работников) для облегчения восприятия иных (новых) точек зрения.

Давление и побуждение. Руководство должно осознать необходимость изменений. Это давление может быть оказано как внешними факторами (конкуренция, новые законы, изменения в экономике), так и внутренними (снижение производительности, текучка кадров, возросшие затраты).

Модель управления изменениями по Л. Грейнеру состоит из 6-ти этапов.

Замораживание - принятие и закрепление нового поведения.

Экспериментирование - попытки нового поведения, в связи с изменившимися ценностями;

Размораживание - это нахождение новых ценностей и идей, которые бы согласовывались с новыми требованиями и изменениями;

Некомпетентность - приспособление старых, привычных способов и методов для переработки новых требований;

Отрицание изменений - нормальная реакция человека на новое как средство безопасности;

Замораживание - стадия некоторого снижения эффективности деятельности в связи с новыми требованиями;

Сегодня очевидно, что предприятия для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Более того, потребность в изменениях стала возникать столь часто, что их влияние на жизненный цикл предприятия уже не рассматривается как исключительное явление. В практике и научных исследованиях все больше внимания уделяется анализу методов и организационным возможностям управления изменениями ("менеджменту изменений").