Школа науки управления (1940 - наши дни) Питер Друкер, Игорь Ансофф, Василий Леонтьев,

Классическая (традиционная) школа.

Г. - Англия, Ф. Тейлор - рождение менеджмента как науки.

Г - Англия, Джеймс Милл - Анализ чел. Мотивации

Г - Англия, Роберт Оуэн - Социальные программы, 10,5 - часовой день, обучение рабочих и их детей, строительство жилья для рабочих, частичная оплата нетрудоспособности.

Г - Англия, Джеймс Уатт - Страхование служащих, мат. стимулирование, рождественские праздники и премии для служащих

Г - Англия, Адам Смит - Принцип специализации применительно к пром.рабочим

Г - Флоренция Н. Макиавелли - Осознание значения массового согласия, опр-ние качеств рук-ля

Г - Англия, Томас Мур - Анализ недостатков плохого рук-ва, призыв к усилению специализации

До н.э. - Др. Рим, император Гиоклетиан - Делегирование полномочий (создал громадную империю, кот. не распалась сразу после его смерти - он управлял ею не один)

До н.э. - А.Македонский - Создание штаба

Лет до н.э. - Платон - Специализация ( каждое сословие д. заниматься своим)

Лет до н.э. - Др.Китай - Формулировка принципа специалиации

Г. до н.э. - Др. евреи - Концепция орг-ции (классическая), скалярный принцип, принцип упр-ния по методу исключения

Лет до н.э. - Др.Египет - Орг-ция и управление в усл. децентрализации

Лет до н.э. - Древний Египет - Признание необх-ти план-ния, орг-ции и контроля - ф-ции мен-та (мотивации не было)

Лет до н.э. - Древние шумеры - Появление клинописи, возм-ть регистрации фактов;

Эволюция управленческой мысли

1792 г. до н.э. - Др.Вавилон, Хаммурапи - Законы Хамураппи: использ-ние свидетелей и письм. источников для к-ля. Установление МРОТ

400 лет до н.э. - Сократ - Признание универсальности упр-ния во всех сферах жизни: эк-ка, пол-ка, духовная, социальная

1436 г - Венеция - Учёт издержек пр-ва, чеки и балансы для контроля, присвоение номера при инвентаризации. Контроль товарных запасов и себестоимости

2. Формирование науки управления. Управленческие школы.

Эволюция управленческой мысли наиболее ярко отражается в управленческих моделях, которые ученые и специалисты разрабатывали, а затем и реализовывали на практике, с целью решить назревшие проблемы, выдвигаемые обществом и реальными потребностями развития.

Синтезируя множество направлений научного поиска, в эволюции управленческой мысли можно выделить пять школ управления:

Ее родоначальником считается Ф.Тейлор, а последователями - Г.Форд, А.Файоль, М.Вебер, Г.Эмерсон, Л.Гьюдик, Дж.Муни и др. Школа рассматривает организацию как закрытую систему, которая никак не связана с внешней средой.

Приверженцы классической школы не рассматривали социальные аспекты управления. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Анри Файоль выделял 14 принципов управления, многие из которых до сих пор практически полезны:

1. Разделение труда. Эта функция распространяется не только на исполнительские работы, но и управленческие.

2. Полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы и т.д., сила, которая требует повиновения. Ответственность - это взятие на себя обязательства за выполнение чего-либо.

3. Дисциплина. Уважение к установленным на организации порядкам, послушание и повиновение.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа должна преследовать единую цель и должна быть объедена единым планом.

6. Подчиненность личных интересов общим. Цели каждого отдельного работника не должны преобладать над целями всей организации.

7. Вознаграждение персонала. Чтобы получить отдачу от работников они должны получать справедливое вознаграждение за свой труд.

8. Централизация. В любой организации должен быть управленческий центр.

9. Скалярная цепь. Ряд лиц стоящих на руководящих должностях начиная от лица занимающего самое высокое положение и по цепочке вниз до низового звена (цепь подчинения)

10. Порядок. Означает, что должно быть рабочее место для каждого работника, и каждый работник должен быть на своем месте.

11. Справедливость. Сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала.

13. Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации.

14. Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации.

Школа "человеческих отношений".

Наиболее яркими представителями этой школы являются Э.Мэйо, М.Фоллет, А.Маслоу, Ф.Герцберг, Р.Лайкерт, К.Арджирис, Д.Макгрегор и др. Основное внимание школа уделяла мотивам поведения людей, роли неформальных организаций, изучению природы конфликтов и сотрудничества, анализу групповой динамики и лидерства.

"Эмпирическая" школа.

Представители этой школы - П.Друкер, А.Чандлер, Р.Дэвис, Э.Дейл и другие - в своих научных и практических изысканиях объединяли концепции классической школы и школы "человеческих отношений".

У представителей эмпирической школы сложились и свои взгляды на выполнение функций менеджерами. Они утверждают, что независимо от занимаемой должности каждый менеджер выполняет следующие главные функции:

- определение целей предприятия, возможных путей их достижения и в зависимости от этого доведение конкретных задач до работников предприятия;

- в основе деятельности предприятия лежит классификация работ, их распределение, создание оптимальной структуры, подбор и расстановка кадров;

- использование меры поощрения и принуждения для стимулирования и координации деятельности работников, установление контроля на основе постоянных связей между руководителями и подчиненными;

- установление норм выработки, оценка деятельности предприятия и отдельных работников на основе анализа;

- установление мотивации работников в зависимости от результатов их деятельности.

Школа "социальных систем".

Видными представителями этой школы являются Ч.Барнард, Г.Саймонс, И.Ансофф и др. Школа рассматривает организацию как единую, целостную систему, что подразумевает системный подход к ее изучению. Основные элементы, составляющие систему, и воздействующие на них постоянные и переменные факторы рассматриваются как оказывающие влияние друг на друга и на систему в целом, включая возможность изменения целевых установок, адаптационные преобразования, обеспечения динамического равновесия, приспособления и интеграции.

"Новая школа науки управления".

В школу вошли несколько направлений, в частности, исследование операций, общая теория систем, эконометрика, опирающиеся на математические методы и использование компьютерных технологий для повышения обоснованности принятия управленческих решений. Наиболее яркими представителями этой школы являются Л.Берталанфи, В.Леонтьев, К.Боулдинг, А.Рапопорт, Р.Аккоф.

На современном этапе развития управленческой мысли идет поиск более совершенной модели управления, направленной на повышение адаптивных возможностей организации и приспособление к быстро меняющимся условиям внешней среды. Одним из перспективных направлений трансформации является гуманизация и усиление социальной составляющей менеджмента, что предусматривает решительное смещение акцентов в управлении с технологических и технократических подходов на развитие интеллектуального потенциала работника, на управление поведением человека в организации и формирование эффективной мотивационной среды. Общая тенденция в развитии управления такова, что автократическая и экономическая модели управления, применяемые в чистом виде, всё чаще дают сбои, а то и просто не "работают". Эти модели поэлементно и системно насыщаются и вытесняются более прогрессивными моделями управления, основанными на человекоцентристской идеологии.

Эффективность управления во многом определяется применяемыми методами управления, которые представляют собой совокупность способов воздействия на управляемый объект.

В управлении различают следующие методы:

1. Экономические методы руководства – проявляются в организации планирования, материального поощрения, финансирования затрат и кредита, политики ценообразования.

2. Административно-правовые методы – обусловлены необходимостью централизованного руководства, управление осуществляется путем издания административно-правовых актов, регулирующих производство, распределение и потребление. Административные методы заключаются в выдаче определенных заданий, распоряжений, установлении путей и методов выполнения этих заданий. Правовые методы выражаются в различного рода законодательных актах, инструкциях, положениях, приказах, распоряжениях, хозяйственных договорах.

3. Организационные методы – распространяются на определенные организационные структуры управленческого аппарата, установление круга прав и обязанностей, методы организационной работы (подбор и расстановку кадров, оперативный контроль и анализ и др.), определение системы управленческих решений (их подготовка, принятие и реализация).

4. Социально-психологические методы – связаны с изучением социальных состава и условий работы целых коллективов и индивидуальных особенностей работников. Метод выражается в создании коллектива, воспитания в нем благоприятной атмосферы, планировании социального развития, в постоянном совершенствовании стиля руководства.

3. Концепции научного и административного управления. Принципы А. Файоля.

Концепция научного управления (Ф. Тейлор, Фрэнк и Лилиан Гилберт, Г. Гантт, Г. Форд) получила развитие в США с начала XX в. Основопо-ложник Ф. Тейлор, книгу которого "Принципы научного управления" считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Ф. Тейлор сформулировал важный вывод о том, что работы по управле-нию - это определенная специальность и что организация в целом выигры-вает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает ус-пешнее всего.

Тейлор исследовал труд. процесс, ввел контроль за рацион. использ. труда и хронометраж. Он на практике отыскал тот V работы, соответствующим образом выполняя кот. рабочий наиболее рационально может отдавать свою раб. силу в теч. длит. времени. Черты: 1) тесное сотрудничество адм-ции и рабочих; 2) расчленение операций на сост. элементы; 3) введение оплат труда, стимулир рост выработки

Эмерсон разработал 12 принципов производ-ти. Точность целей для каждого уровня рук-ва, здравый смысл в анализе новых ситуаций, компетентность консультирования, дисциплина и диспетчирование, справедливое отношение к персоналу, быстрый и полный учет, нормы и расписания, нормирование операций, стандартные инструкции, вознаграждение за произ-ть.

Форд внедрил модель Тейлора в массовом производстве машин, осуществл. пр-ва по стандартным технологиям, непрерывные технол. процессы, четкая система контроля и планирования.

Основные положения:

— основное влияние на операции ручного труда;

— тщательная разработка рабочих операций и научная организация труда;

— материальное стимулирование, с целью заинтересовать работников в производительности труда и результатах производства;

— отбор и обучение персонала.

Концепция административного управления (А. Файоль, Дж. Муни, Л. Урвик) направлена на разра-ботку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы. Организация рассматривалась как замкнутая система, улучше-ние функционирования кото-рой обеспечивается внутрифирменной рационализа-цией деятельностью без учета влияния внешней среды. Согласно А. Файоля (классической теории управления), "управлять - это значит предвидеть, организовы-вать, распоряжаться, согласовывать, кон-тролировать". Он рассматривал управление как универсальный процесс, состоя-щий из нескольких взаимосвязан-ных функций: планирование, организация, контроль.

Принципы А. Файоля:

— разделение труда - цель внедрения: «выполнение работы по объему лучшей, по качеству при тех же усилиях» результатом станет «специализация функции и разделение власти»;

— полномочия и ответственность по принципу 50/50;

— дисциплина - поведение, усердие, манера держать себя. Дисциплина предполагает уважение к соглашению между фирмой и работником, а так же справедливое применение санкций;

— единоначалие - подчиненный должен получать приказ и нести ответственность только перед одним непосредственным руководителем;

— единство направления - один руководитель и одна группа для совокупности операций преследующих одну и ту же цель;

— подчинение личных интересов общим;

— вознаграждение персонала;

— централизация или децентрализация - должны варьироваться в зависимости от конкретных условий;

— скалярная цепь (цепь команд) - иерархия в управлении;

— порядок - место для всего, и все на своем месте;

— справедливость - сочетание доброты и правосудия;

— стабильность рабочего места для персонала.

4. Современные подходы к управлению: системный, процессный, ситуационный.