Понятие администрантвно-правового статуса(АПС) гражданина и его элементы .

Источники административного права.

Источник административного права м.б определены как различные формы выраженияАдминистративно-праввовых норм. Источники Адм.права находятся в определённой соподчинённости кот. обусловлена различной юр силой отдельных источников. К их числу относятся: Констит. РБ(явл источн в той части кот имеют админ-правовую напрвленость, наприм нормы закрепл. осн. права, свободы и обязанности граждан, реализуемые в сфере гос.управл.); законы РБ(о “совмине РБ и подчин ему гос.органов”, о “национ оакодемии наук РБ”, КоАП, Таможенный кодекс, ТК); нормативные акты президента РБ и его администрации РБ(декрет президента №8 2001 год о некаторых мерах по совершенствованию порядка и использования иностранной безвозмездной помощи), ненормативные постановления СовМинаРБ(о некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля); нормативные акты местн. исполн-распор. органов; Нормат. акты республ. органов, межгос-ые соглаш-я(междунар актами регулируется вопросы дорожного движени, таможенного контроля); нормат. акты руководителей гос. объединений, учреждений.

Систематизация источн. права. проводиться по двум направлениям 1)путём инкорпорации – упорядочения нормативного материала путём его объединения и расположения в определённом систематическом порядке (справочники, сборники нормативного материала), 2) путём кодификации – упорядочение путём устранения существующих пробелов и противоречий, замены устаревших норм современными (КоАП, таможенный кодекс, воздушный кодекс). Нормативные акты являющиеся источниками адм.права, м.б. обязательными для исполнения всеми не зависимо от их подчинённости, или только для подведомственных объектов и подчинённых работников.

 

 

Понятие администрантвно-правового статуса(АПС) гражданина и его элементы .

АПС- это положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами АП.Он является составной частью общего статуса гражданина.АПС-рассматривается, как самостояоельный институт, включающий совокупность предоставленных гражданам прав,свобод, и гарантий их реализации в сфере АП. АПС гражд-на РБ установленые законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответ-сть гражд-на, обеспечивающие его участие в управлении гос-вом и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности гос. органов Признаки АПС: 1) складыв-ся в рамках системы “государство-(прежде всего в лице его адм. органов) гражданин”. Эти отношения и связи носят основопологающий характер и выражают взаимную связь государства и гражданина 2) эти отношения осуществляются гражданами в сфере гос.управл-я. 3) содержание этих отношений зависит от ряда причин, среди которых состояние политико-правовой сстемы государства его экономики, правовая культура граждан. Элименты АПС гражданина: 1правоспособность, т.е. спосбность граждан быть носителем прав и обязанностей в админ. правов. сфере. 2 Дееспособность – спосбность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять предоставленные ему права, выполнять обязанности, нести юр. ответ-ть в адм. правов.сфере. 3 права и обязанности: а) общие (определяют прав. полож. гр-на во всей системе гос. упр-я) б) специальные (опред. правов.полож.гр-на в конкретн. обл., сфере гос.управл.) 4 Ответственность (админ. ответ-ть – вид юрид. ответ-ти, кот. выр-ся в применении уполномоч. органом, его должн-ми лицами админ взыскания к лицу совершившему правонарушение. Необходимым элиментом АПС гражд-на явл гарантии реализации их прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами гос-ва.

5Административно-правовой статус (АПС) иностранных граждан и лиц без гражданства.

АПС иностр. гражд-н и лиц без гр-ва в основном совподает с АПС граждан РБ, однако существуют некоторые особеннсти, которые можно поделить на:общие,групповые и индивидуальные.

Общие: они не могут быть гос.служ-ми, заним-ть некот-е должности(президента), они не доп-ся к дея-ти связ-ой с гос. тайной, на них не распространяется воинская обязанность, они не могут быть членами полит. обществ. объединений, могут въезжать в РБ только при наличии разрешения (визы), они проживают и осуществл. деятельность на основании спец. докум-в.

Групповые: они для иностр гр-н и лиц без гражданства обуславливаются многими обстоятельствами: временем, целью пребывания вРБ (на учёбу, туризм, служебные дела), они м.б. обусловлены страной из которой прибыл иностранец. По времени пребывания на тер. РБ всех иностр. гр-н и лиц без граж-ва можно разделить на: постоянно прожив-х, временно прибывающих, проезжающих ч/з РБ транзитом.Для постоянно прожив-х необходимо разрешение органов внутр. дел., основным докум-м котор. удостоверяет личность – вид на жительство. Временно пребывающие по своим загран поспортам и обязаны выехать из РБ по истечению срока пребывания срок пребывания м.б. сокращён если отпали основания его пребывания, он нарушает законы о правовом положении иностранных граждан.Для транзитных: разрешается при наличии документов въезда в сопредельные гос-ва на основе гос. соглашения, иностр. граждане в пограничный пункт въезда следует по установленому маршруту с остановками в тех пунктах которые установлены в визе. Автомобильный транзит осущ-ся по дорогам кот. открыты для международного сообщения. Желающие изменить маршрут следования обязаны получить на это разрешение со стороны органов внутренних дел. В соотв-ии с зак-ом о “беженцах” иностранец признанный беженцем имеет право на: получение информ. о своих правах и обязанностях, судебную защиту на равне с гр-ми РБ, обучение детей в любых учебных заведениях. Обязаны: собл. К-ю РБ, в теч-е з-х раб. дней после получения статуса беженца зарегистр-ся в ОВД по месту проживания., прохо-ть ежегодн. перерегистр-ю в террит-ом орг-не по миграции, сооб-ть место проживания о орг-н по миграции.