Оборотные средства торговых предприятий

Оборотные средства торговли – это совокупность денежных средств, инвестированных в сферу обращения для создания необходимых материальных и товарных запасов. Особенность оборотных средств торговли заключается в том, что наибольший удельный вес оборотных средств приходится на товарные запасы (90%), денежные средства (5%) и средства в расчетах (5%).

Оборотные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относят:

1) запасы товаров текущего хранения;

2) денежные средства на счетах и на расчетах;

3) запасы тары;

4) малоценные быстроизнашивающиеся предметы;

5) расходы будущих периодов;

6) запасы топлива, газо-смазочных материалов;

7) запасы сырья и материалов на предприятиях общественного питания.

К ненормируемым относят:

1) денежные средства на счетах в банке;

2) дебиторская задолженность.

Нормы запасов устанавливаются в днях и учитывается время пребывания в следующих состояниях:

1) время пребывания в форме торгового запаса;

2) время нахождения оплачиваемого товара в пути;

3) время приемки товара;

4) время пребывания товара в форме страхового запаса.

Потребность оборотных средств по статье товарные запасы определяется на основе рассчитанной норме запаса в днях, для этого плановый товарооборот 4 квартала исчисленный по себестоимости с учетом НДС делится на 90 дней и таким образом определяется стоимость однодневного запаса.

Валовый доход и прибыль торговли – это вся масса полученного дохода от реализации товара и от других видов деятельности. Основная масса валового дохода определяется как разница между розничной ценой оборота (он определяется по ценам реализации) и ценой приобретения товара.

Методы определения валового дохода:

1) аналитический – он основан на анализе сложившихся доходов и учете факторов его определяющих;

2) метод прямого счета – расчет ведется по отдельным группам товара с учетом надбавок и скидок к цене.

В процессе производственно-финансового анализа работы предприятия торговли применяют следующие виды прибыли:

1) прибыль (убыток) от реализации товара;

2) прибыль от реализации основных фондов;

3) валовая прибыль;

4) чистая прибыль.

Прибыль от реализации товара определяется как разность между валовым доходом и реализации (без НДС) и издержками обращения.

Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества учитывается как разность между продажной ценой (без НДС) и остаточной стоимостью этих фондов, увеличенных на индекс инфляции. При этом остаточная стоимость имущества рассматривается применительно к основным фондам, нематериальным активам, малоценным быстроизнашивающимся предметам, а первоначальная для всего прочего имущества.

Валовая прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятий торговли и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, основных фондов, доходов от внереализационных операций уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Взаимоотношения предприятий торговли с бюджетами разных уровней и распределение прибыли аналогично предприятиям промышленности.

Оценка эффективности предприятий торговли определяется по показателям рентабельности. Предприятия торговли делают отчисления в фонды регулирования цен и такой фонд формируется предприятием самостоятельно из чистой прибыли.