I.I Конфиденциальная информация

Составление и подача заявки

Субъекты патентного права

• Авторы

• Патентообладатели

• Наследники

• Патентное ведомство РФ

• Патентные поверенные лица – специалисты со специальным образованием, опытом работы в области охраны промышленной собственности, прошедшие аттестацию на звание патентного поверенного

1. Заявление о выдаче патента

2. Описание изобретения

3. Формула изобретения

4. Чертежи и иные материалы

5. Реферат – центральный документ заявки

Не все результаты инновационной деятельности могут охраняться как объекты промышленной собственности или авторского права. Организация может предпочесть держать информацию о результатах своей инновационной деятельности в секрете и использовать ее самостоятельно или совместно с другими организациями в соответствии с заключенными между ними соглашениями. Документированная информация, доступ к которой ограничивается, называется конфиденциальной информацией. Документирование информации является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы. Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику. Режим защиты в отношении конфиденциальной документированной информации устанавливается собственником информационных ресурсов. Особое место среди различных видов конфиденциальной информации инновационных организаций занимают ноу-хау.

Особенно важно обеспечить правовую охрану секретов производства (ноу-хау), содержащих в себе результаты творческой интеллектуальной деятель­ности, в том числе коммерческие, технологические и конструкторские секреты производства, всевозможные руководства к использованию, спецификации, фор­мулы и рецептуры, характеристики технологического процесса, знания и опыт в области маркетинга, разработки планов развития и реорганизации производ­ства.

Несмотря на всемирную распространенность термина «ноу-хау» («know-how») нет единого определения этого понятия, унифицированного подхода, концепции его определения. Это понятие по-разному определяется различными научными школами, различными международными и национальными организациями.

В большинстве случаев понятие «ноу-хау» практически идентично, во многом пересекается с понятием «торговый секрет» («trade secret»). Несмотря на то, что некоторые специалисты рассматривают «ноу-хау» как родовое понятие, а «торговые секреты» как видовое, для большинства эти понятия являются синонимами.

Придерживаясь этой позиции, понятие ноу-хау (или торговые секреты) можно разделить на две основные составляющие: промышленные секреты (или секреты производства) и коммерческие секреты.

К промышленным секретам (или секретам производства) относится конфиденциальная информация о производственных способах, методах, процессах. Важным преимуществом промышленного секрета является то, что его обладатель не теряет права на него по истечении 20 лет, как в случае патента. Однако существует очевидная опасность, что инновационная организация станет жертвой промышленного шпионажа, потеряет конкурентное преимущество, лидерство на рынке и может не иметь законных оснований опротестовать это. Недостатком промышленного секрета является и то, что конкурентное преимущество может мгновенно исчезнуть, если другая организация независимо разработает тот же процесс, метод, устройство или способ.

К коммерческим секретамотносится конфиденциальная информация о методах и способах осуществления коммерческих операций, например, о способах организации продажи продуктов и услуг, методах развития дистрибутивных каналов, методах проведения рекламных кампаний, методах найма персонала, методах определения вклада работника в достижение коммерческих целей компании и т.п.

Правовая охрана ноу-хау осуществляется по нормам Граж­данского кодекса о промышленной конфиденциальной информации.

II. Авторское право -совокупность норм права, регулирующих правоотношения, связанные с созданием и использованием определенного интеллектуального продукта:

произведения искусства (музыкального, изобразительного, кинематографического)

компьютерные программы

интегральные схемы

продукция биотехнологии

видео и аудиозаписи

Авторское право - это исключитель­ное право автора оригинальных научных, литературных, художественных и других произведений размножать их любыми методами и продавать. Оно принадлежит автору пожизненно и действует не менее 50 лет после его смерти.

Оно распространяется на любые творческие результаты инновационной деятельности, которые представляют собой произведения науки (в т. ч. программы ЭВМ), литературы и искусства независимо от их формы, назначения и достоинств, способа выражения. Это могут быть: технические описания, книги и брошюры, инструкции по эксплуатации, программная продукция, фирменные обозначения и т.д. - все, что подле­жит защите против возможного недобросовестного использования и конку­ренции.

При этом такие составляющие авторского права, как право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. Такие произведения могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.

Правовая защита (охрана) результатов инновационной деятельности осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» -предусмотрен целый комплекс мер, которые могут применяться против нарушителя.

Важно понимать, что авторское право охраняет форму выражения произведения, но не его содержание как таковое. То есть авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. На примере книги это означает, что объектом авторского права являются не идеи, изложенные в книге, а сама книга как научное произведение, существующее в объективной печатной форме (или другими словами, книга как печатная форма выражения научного произведения).