ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ)

Атонически-астатическая форма ДЦП

При данной форме церебрального паралича имеет место пора­жение мозжечка и лобных отделов мозга. Со стороны двигательной сферы наблюдается следующая патология: низкий мышечный то­нус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений).

На 1-м году жизни выявляются гипотония и задержка темпов психо-моторного развития (затруднены или практически не раз­виваются контроль головы, функции сидения, стояния и ходьбы). Функции хватания и манипулирования с предметами формируют­ся в более поздние сроки и сопровождаются выраженным тремо­ром рук и расстройствами координации движений. Сидение фор­мируется к 1 — 2 годам, стояние и ходьба — к 6 —8 годам или поз­же. Длительное время эти функции остаются несовершенными. Ре­бенок стоит и ходит на широко расставленных ногах, походка не­устойчивая, неуверенная, руки разведены в стороны, тело совер­шает много избыточных качательных движений с целью сохране­ния равновесия, ребенок часто падает. Все движения неточны, не­соразмерны, нарушены их синхронность и ритм. Расстройство ко­ординации тонких движений пальцев и дрожание рук затрудняют осуществление самообслуживания и выполнение трудовых и учеб­ных операций (письмо, рисование).

У 60 —80 % детей отмечаются речевые нарушения в виде задер­жки речевого развития, дизартрии; может иметь место моторная алалия.

Интеллект варьирует от задержанного психического развития до умственной отсталости различной степени тяжести.

 

Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее слож­ных нарушений психического развития и относится современны­ми авторами к группе так называемых первазивных (т. е. всепрони­кающих) расстройств. Формируется этот синдром в своем полном виде к 2,5—3-летнему возрасту. Традиционно, вслед за Л. Каннером, описавшим клинический синдром раннего детского аутизма в 1943 г., его характерные черты определяются следующим образом:

нарушение способности к установлению эмоционального кон­такта;

стереотипность в поведении. Она проявляется как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и не­переносимость малейших его изменений; как наличие в поведе­нии ребенка однообразных действий — моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний и т.д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов или фраз), стереотипных манипуляций каким-либо предметом, однообразных игр; пристрастий к одним и тем же объектам; стереотипных интересов;

совершенно особые нарушения речевого развития (мутизм, эхолалии, речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие в речи первого лица и др.), сутью которых является нарушение воз­можности использовать речь в целях коммуникации.

Аутизм может проявляться в разных формах (классификация О.С. Никольской):