Вывод о культуре Древней Индии.
Схема религиозных, духовных и философских школ Древней Индии
Основные достижения культуры и искусства древней Индии
I. Хараппа и Мохеджо-Даро – города (III тыс. до н.э. Индия заселена – с VII тыс. до н.э.)
- Строгая планировка городов
- Письменность
- Купальни
- «Верхний» и «Нижний город»
- Самая древняя система канализаций
- Печати
- Статуэтки из меди и глины
II. Арии
- II тыс. до н.э – племена Ариев вторглись в Индию
- Сведения об ариях впервые находим в «Ведах» (на санскрите)
- «Махабхарата» и «Рамаяна» - эпос Древней Индии
III. Империя Маурьев – династия правителей
- 321 г. до н.э. – 1-ое объединенное государство
- Царь Ашока – архитектурное сооружение «Стамбха» (колонна с указаниями и правилами жизни)
- Буддизм как государственная религия
- Ступы – мемориальные погребальные памятники
- Пещерные храмы
IV. Кушанская империя – I в. до н.э. – III в. н.э.
- Пещерные храмы – чайтьи
- Рельефы
- Будду стали изображать в образе человека, а раньше - в виде дерева, Колеса Закона
V. Империя Гуптов ( 320 – VI в. н.э. )
- Расцвет науки, искусства, архитектуры
- Пещерное зодчество
- Живопись
Веды - в переводе означают «знания»
- Начало «Вед» - 1500 г. до н.э.
- Для открытия культа жрецами
- В ведах заложены мифологические и религиозные знания
4 раздела «Вед»( к ним прилагаются тексты-толкования ):
1) Ригведа (хвала богам)
2) Самоведа (песни)
3) Яджурведа (тексты для жертвоприношений)
4) Атхарваведа (заклинания)
Брахманы (жрецы)– это дополнительная книга к «Ведам», раскрывает смысл и цель жертвоприношений.
Упанишады (завершение вед = Веданта) раскрывает главные темы индийской философии:
- Учение о карме
- О втором рождении (переселении душ)
- Единством тождества атмана и брахмана
- Дхарма
- Идея спасения
Стимулирующий любое философское сознание вопрос это вопрос о начале всякого бытия, откуда появился мир и человек? Этот вопрос и попытки ответа на него раньше всего появилось в Ригведе (первая часть Вед, самая древняя), в её знаменитом «Гимне во славу творения»:
- Единое - это основа мира
- Единое - предшествует разделению на Бытие и Небытие и предшествует появлению богов: «Не было тогда ни небытия, ни бытия, не было воздушного пространства и свода небес над ним. Кто держал мир в безопасности, кто окружал его границей? Где была глубокая бездна, где – море? Не было тогда ни смерти, ни бессмертия, не было ночи, не было видно дня. В этой первозданности веяло без ветра Единое, и кроме него не была никакого другого»
Упанишады не содержат единого философского учения.
Одно из наиболее известных учений – это учение а единстве брахмана и атмана.
Брахман = первопричина бытия, сущность всего мира.
Атман = самость = душа индивидуальности, своя сущность, отделение от внешнего, наносного, не своего, следовательно, в глубине своей души человек способен постичь глубину бытия: «Поистине брахман есть весь этот мир … Мир есть мой атман в глубине моего сердца».
Вторая основная идея Упанишад – учение о карме и новом рождении (в новом обличии – в зависимости от совершенных им поступков (карма). Цепь новых рождений – не кончается, пока есть поступки, приводящие к сансаре.
Сансара - «возвращающийся к началу бег», колесо перерождений души, в основе ее – нравственный миропорядок: дурные и добрые дела ведут к воплощению в высшей или низшей формеэ
Карма держится на идее Дхармы - это вечный мировой закон, в основе любого события лежит мера деяний человека, который обязан жить в согласии со своей Дхармой.
Упанишады приводят к пессимистической переоценке человеческого бытия: оно бренное и полное страданий, внешние блага жизни ничтожны перед брахманом.
Идея спасения – Мокша - избавление от круга перерождений, отказ от любого деяния, даже доброго. Истинный путь жизни – аскеза ( воздержание от деяний и страстей) но – аскеза бесплодна без знания;- NB!!!
Cпасающая сила – это высочайшее интуитивное прозрение: индивидуальное бытия мудреца впадает в брахман – как река в море.
Примерно в 500 гг. до н.э. – наступает эпоха классических философских систем. Они разделяются на две группы:
1. Ортодоксальные философские системы, признающие авторитет вед как откровение (их 6): 1) санкхья 2) йога 3) ньяя 4) вайшешика 5) веданта 6) миманса
2. Неортодоксальные философские системы: буддизм, джайнизм и пр.
После 1000 г. н. э. – начинается после классическая индийская философия.
Ортодоксальные философские системы, признающие авторитет Вед как откровение (их всего шесть)
1-2. Ньяя и вайшешика: эти две системы сливаются в одну; они представляют собой логику и атомомистическую натурфилософию:
- Учение о категориях – их всего семь: субстанция, качество, деятельность, отношения, общность, особенности (связи частей ), небытие
- Логика – пяти-членный силлогизм: субъект – признак – объект (следствие) (например, там, где дым, всегда есть огонь, но не везде, где огонь, есть дым).
3. Санкхья- дуалистическая картина мира.
Есть два мировых принципа:
1) пуруша (= чистый дух), но он не может действовать
2) пракрити (= материя), деятельная сила, но лишенная сознания.
Мир может возникнуть только от слияния этих двух принципов и еще при помощи энергии развития (три гунны):
– светлая, радостная
- подвижная, страстная
- темная, невежеств.
Санкхья - это теоретическая база индуизма. Все чувства и психические процессы якобы происходят в душе, а на самом деле – все они принадлежат к пракрити.
4. Йога - вырабатывает практические методы достижения спасения; в отличии от санхья, йога признает личного верховного бога. В основе идея: концентрация, медитация, аскеза ведет к успокоение чувств, а высшее знание ведет к освобождению от пракрити.
Классическая йога имеет 8 ступеней: пять из них – это физические упражнения, 3 последние ступени – духовные посвящения:
1) обуздание
2) дисциплина (аскеза)
3) правильные позы
4) контроль дыхания
5) отвлечение чувств от внешних объектов
6) концентрация мыслей
7) медитация
8) погружение (соединение индивидуального духа с божественным, растворение индивидуального бытия)
5. Веданта - это завершение вед, сначала это были так называемые Упанишады, потом - «Бхагавадгита».
Наиболее видный представитель веданты – Шанкара ( ≈ 800 г. н.э.), развивает монизм:
- есть одно космическое первоначало - брахман,
- а в применении к душе отдельного человека – это атман:
- их соотношение - это отношение бесконечного пространства к пространству, заключенному в отдельных сосудах, что едет к истине
- истина – это недвойственное (адванта ;
- иллюзия – это множественность вещей, это «Покрывало Майи»
- спасение - это высочайшее познание единства брахмана и атмана.
Однако призвалась и существование плюрализма: есть множество индивидуальных существ, и наряду с высочайшим просветлением есть и более низкая ступень познания, подходящая для большинства людей.
6. Миманса – это правила истинного истолкования Вед. Веды - вечный и несотворенный авторитет. Чтобы понять Веды – надо пройти 5 определенных этапов. Герменевтика и философия языка - главный предмет Мимансы.
Неортодоксадьные философские древнеинждийские учения, не опирающиеся на авторитет Вед
Джайнизм – основатель: Махавира ( ≈ 500 г. до н.э. ); учение, не опирающееся на авторитет Вед.
Исходные составные части мира: 1) индивидуальность души →способность к совершенству, 2) неживое ( эфир и материя ). Души не в состоянии достичь блаженства, пока они «втягивают» материю в процессе действий жизни. Цель спасения – освобождение души, а освободиться от кармы можно только аскезой.
Буддизм - учение, не опирающееся на авторитет Вед:
Будда – Сидхарта Гаутома (560 – 480 гг до н.э. ) провозглашает следующие истины, пришедшие к нему в процессе просветления:
- атеистическая религия, отрицание вечного бога
- асе пребывает в становлении и исчезновении
- отрицание сущности души
Простейшие элементы в основе мира – это 5 групп факторов существования: тело, ощущения, различия, движущие силы, сознание.
Четыре благородных истины:
1. Жизнь полна страданий
2. Причина страданий – лежит во влечении к жизни
3. Освобождение от страданий ведет к погашению влечения к жизни
4. К нему ведет – «благородный восьмеричный путь» - то есть моральные заповеди Буды, их всего восемь
Благородный восьмеричный путь:
- Правильные воззрения
- Устремления
- Речь
- Действие
- Образ жизни
- Усилие
- Внимание
- Сосредоточение
Цель человека в буддизме: нирвана (это слово означает «угасание»). И только нирвана прекращение перерождений для просветленного человека.
Разные направления буддизма:
1. Хинаяна = школа «малой колесницы» - монашеский буддизм для избранных
2. Махаяна = обращение к широким массам, при помощи бодхисатов – это просветленные люди, из любви к другим непросветленным людям отказавшиеся от нирваны
Знание приводит спасению: «Мы находимся в нирване, а единственная действительность есть пустота»
Краткая хронологическая таблица истории и культуры Древней Индии
≈ 2400 гг до н.э. – на берегу р. Инд растут города: Харапа и Мохеджо-Дара
≈ 1500 гг до н.э. – начало составления I ведических текстов на санскрите ( в т.ч. «Ригведы» = священная книга индуизма )
VII в. до н.э. – «Упанишады» - последние ведические тексты на санскрите
525 гг до н.э. – индийский царевич Сиддхартха Гаутама, на него снисходит просветление под деревом Бодхи, в результате он становится Буддой - это значит «простветленный, познавший истину»
522 гг до н.э. – Дарий I (522 – 486 до н.э.) завоевал для Персидской империи территорию от Инда до Дуная
- деление государства на округа – сатрапии
- водный канал от Нила до Красного моря
IV в. до н.э. – IV в. н.э. – индийский эпос на санскрите «Махабхарата» ( включает в себя «Бхагаватгиту», «Рамайяну»
320 гг до н.э. – Чандарагупта образовывает империю Маурьев – I великую индийскую державу
269 гг до н.э. – правление царя Ашоки ( 269 – 233 ) → расцвет династии Маурьев, распространение буддизма
- колонна с львиной капителью с надписями
192 гг до н.э. - древние буддийские скальные монастыри
≈ 185 гг до н.э. – Пушьямитра свергает династию Маурьев и основывает династию Шунгов
75 – 25 гг до н.э. – последняя династия магадско-маурийского периода = династия Конвов
≈ 30 гг до н.э. - Кушанская империя (≈ Кабул );
78 г н.э. - апогей цар. Канишка
Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока.
В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В их числе Р. Киплинг, И. Гете, Г. Гейне, Г. Гессе, С. Цвейг, Л. Толстой, Р. Ролан, У. Уитмен, Г. Лонгефелло, Г. Торро.
В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод «Бхагавдгиты»; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала» и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок. Особое место в укреплении этой связи отводится семье Рерихов.
В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций, многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».
NB! Творческое задание: по желанию прочитать книгу Дипака Чопры «Семь духовных законов успеха» и найти в этих законах отражения древневосточных духовных школ Индии, Китая, Месопотамии и Египта.