Активная передняя риноманометрия

Риноманометрия представляет собой измерение давления, возникающего при прохождении воздуха через полость носа.

Активная передняя риноманометрия является на­иболее распространенным методом диагностики нарушения носового дыхания.

Для понимания риноманометрии необходимо иметь представление о механизмах вентиляции в полости носа. Они основаны на законах динамики потока. Для обеспечения достаточного контакта между воздухом и слизистой оболочкой носа во вре­мя дыхания необходимо:

- низкое сопротивление потоку воздуха,

- значительная поверхность контакта,

- распределение потока по всей поверхности,

- узкие каналы потока,

- сбалансированный турбулентный режим.

В течение нормального цикла носового дыхания один носовой ход находится в «рабочей фазе», в то время как противоположный — в «фазе отдыха», что способствует восстановлению слизистой оболочки.

В возникновении назальной обструкции важную роль играет не только сопротивление носовой по* лости, но и возникновение турбулентности.

Для понимания механизма формирования тур­булентности в полости носа были проведены экс­периментальные исследования динамики потока с помощью анатомически точных моделей, которые изготавливались на основе гипсового слепка носа, выполненного под общим обезболиванием путем заполнения полости носа легко извлекаемой сили­коновой массой. Данные модели обрабатывались водой и визуализировались линии воздушного по­тока по следам красителя.

В полости носа возникает как ламинарный (с чет­кой границей между водой и красителем), так и турбулентный поток (со смазанными красителем и водой).

Чистый ламинарный поток обнаруживают при очень низкой скорости потока. При скорости пото­ка около 20 см/с могут наблюдаться первые призна­ки турбулентности. По мере увеличения скорости потока турбулентность возрастает, а ламинарный поток снижается («точка перехода»). При скорости около 500 см/с (возможны индивидуальные разли­чия: 400 — 100 см/с) наблюдается чистый турбулен­тный поток. Турбулентность является необходимым условием для обмена между воздухом и слизистой оболочкой, что важно для дыхательной функции и обоняния.

Экспериментальное изучение динамики потока показали, что полость носа может быть разделена на три зоны: область входа, функциональная зона и об­ласть выхода.

По направлению вдоха зона входа включает пред­дверие носа и передний отдел полости носа. Вог­нутое внутрь узкое внутреннее устье располагается между преддверием и передним отделом носовой полости.

Функциональная зона включает область носовых раковин и имеет форму щелевидного пространства.

Область выхода включает задний отдел полости носа, хоаны и носоглотку. За счет выходного отвер­стая эффект ламинарного потока в полости носа наблюдается на уровне преддверия и внутреннего уха. Изогнутая форма преддверия предопределяет распределение вдыхаемого воздуха из нижнелатеральных отделов в область носовых раковин. Важное значение имеет правильное соотношение преддверия полости носа При этом носогубной угол составляет 90-100˚.

Преддверие, ротированное книзу (носогубной угол < 90 градусов) направляет воздушный поток в верхнюю часть полости носа, не вентилируя ниж­нюю часть.

Преддверие, ротированное кверху (носогубной угол > 100 градусов) направляет воздух в нижнюю часть полости носа. Вогнутая форма внутреннего ус­тья обеспечивает расхождение воздушных потоков,

что способствует распределению воздуха по всей поверхности функциональной зоны. В переднем от­деле полости носа возрастает площадь поперечного сечения, что формирует турбулентность. При боль­шем увеличении плошали поперечного сечения тур­булентность воздушного потока возрастает.

Изменения при возрастании площади поперечно­го сечения и формировании турбулентности, могут быть вызваны повреждениями воспаленной пеще­ристой ткани, расположенной в области носовой пе­регородки и вершины нижней носовой раковины.

Для обеспечения дыхательной функции необхо­димым сбалансированный турбулентный режим, обеспечивающий достаточный контакт частиц воз­духа со слизистой оболочкой.

Вихреподобное вращение, возникающее в рас­ширенных областях в щелевидном пространстве («мертвые пространства») и турбулентный поток приводят к сухости слизистой оболочки, увеличе­нию осаждения частиц и формированию корок.

При вдохе воздух покидает функциональную зону, проходя дистальную часть носовой полости (снижение турбулентности), хоаны (выпуклые от­верстия — схождение воздушных потоков) и носог­лотку (изогнутый отдел — распределение воздушно­го потока в нижние дыхательные пути).

Носоглотка направляет воздух из нижних отделов в область функциональной зоны (область носовых раковин).

В этой фазе дыхания согретый и увлажненный воз­дух возвращает температуру и влажность слизистой оболочке. Поэтому контакт со слизистой оболочкой является обязательным условием. Во время выдоха передний отдел носовой полости функционирует в ка­честве распылителя, уменьшая турбулентность. Внут­реннее соустье приводит к конвергенции воздушных потоков, а преддверие направляет воздух книзу Таким образом, выдыхаемый воздух покидает полость носа в виде узкого потока с высокой скоростью.

Для проведения измерения параметров аэроди­намики носового потока возможно использование компьютерного риноманометра Rhinomanometer PC 300 (ATMOS, Германия) (рис. 13.5). Компьютерная программа позволяет получить параметры респи­раторного объема потока, проходящего через пра­вую и левую половины носа, суммарный объемный поток, величину сопротивления носовых пру щур для правой и левой половины носа и общее носовое сопротивление(суммарное сопротивление). Резуль­таты представляются в международной системе СИ.



(давление — Паскаль, объемный поток — кубические см в секунду, сопротивление — Паскаль/кубический см в секунду). Для клинического анализа более це­лесообразным является изучение суммируемых для обеих половин носа значений — суммарный объем­ный поток и суммарное сопротивление.

Метод признан классическим для определения вентиляционной функции носа. Им определяется носовое сопротивление на основе количественно­го измерения носового воздушного потока и давле­ния, используя принцип прохождения воздуха через трубку только при наличии разницы давления — из области высокого давления в область низкого дав­ления. Эта разность давления создается респиратор­ным усилием, т.е. дыханием, изменяющим давление в носоглоточном пространстве по отношению к вне­шнему атмосферному давлению, что вызывает про­хождение воздушного потока через носовую полость. Скорость воздушного потока определяется градиен­том давления, диаметром и длиной трубки (носовой полости), характеристиками потока — ламинарного или турбулентного. Воздушный поток, проходящий через полость носа, однозначно не является ни тур­булентным, ни ламинарным, и поскольку, отноше­ние давления к потоку изменяется в зависимости от скорости потока, на графике соотношения давление — поток, выбирается определенная точка, для кото­рой сопротивление выражается формулой R=Δp\B при постоянном давлении 150 Па.