Активная передняя риноманометрия
Риноманометрия представляет собой измерение давления, возникающего при прохождении воздуха через полость носа.
Активная передняя риноманометрия является наиболее распространенным методом диагностики нарушения носового дыхания.
Для понимания риноманометрии необходимо иметь представление о механизмах вентиляции в полости носа. Они основаны на законах динамики потока. Для обеспечения достаточного контакта между воздухом и слизистой оболочкой носа во время дыхания необходимо:
- низкое сопротивление потоку воздуха,
- значительная поверхность контакта,
- распределение потока по всей поверхности,
- узкие каналы потока,
- сбалансированный турбулентный режим.
В течение нормального цикла носового дыхания один носовой ход находится в «рабочей фазе», в то время как противоположный — в «фазе отдыха», что способствует восстановлению слизистой оболочки.
В возникновении назальной обструкции важную роль играет не только сопротивление носовой по* лости, но и возникновение турбулентности.
Для понимания механизма формирования турбулентности в полости носа были проведены экспериментальные исследования динамики потока с помощью анатомически точных моделей, которые изготавливались на основе гипсового слепка носа, выполненного под общим обезболиванием путем заполнения полости носа легко извлекаемой силиконовой массой. Данные модели обрабатывались водой и визуализировались линии воздушного потока по следам красителя.
В полости носа возникает как ламинарный (с четкой границей между водой и красителем), так и турбулентный поток (со смазанными красителем и водой).
Чистый ламинарный поток обнаруживают при очень низкой скорости потока. При скорости потока около 20 см/с могут наблюдаться первые признаки турбулентности. По мере увеличения скорости потока турбулентность возрастает, а ламинарный поток снижается («точка перехода»). При скорости около 500 см/с (возможны индивидуальные различия: 400 — 100 см/с) наблюдается чистый турбулентный поток. Турбулентность является необходимым условием для обмена между воздухом и слизистой оболочкой, что важно для дыхательной функции и обоняния.
Экспериментальное изучение динамики потока показали, что полость носа может быть разделена на три зоны: область входа, функциональная зона и область выхода.
По направлению вдоха зона входа включает преддверие носа и передний отдел полости носа. Вогнутое внутрь узкое внутреннее устье располагается между преддверием и передним отделом носовой полости.
Функциональная зона включает область носовых раковин и имеет форму щелевидного пространства.
Область выхода включает задний отдел полости носа, хоаны и носоглотку. За счет выходного отверстая эффект ламинарного потока в полости носа наблюдается на уровне преддверия и внутреннего уха. Изогнутая форма преддверия предопределяет распределение вдыхаемого воздуха из нижнелатеральных отделов в область носовых раковин. Важное значение имеет правильное соотношение преддверия полости носа При этом носогубной угол составляет 90-100˚.
Преддверие, ротированное книзу (носогубной угол < 90 градусов) направляет воздушный поток в верхнюю часть полости носа, не вентилируя нижнюю часть.
Преддверие, ротированное кверху (носогубной угол > 100 градусов) направляет воздух в нижнюю часть полости носа. Вогнутая форма внутреннего устья обеспечивает расхождение воздушных потоков,
что способствует распределению воздуха по всей поверхности функциональной зоны. В переднем отделе полости носа возрастает площадь поперечного сечения, что формирует турбулентность. При большем увеличении плошали поперечного сечения турбулентность воздушного потока возрастает.
Изменения при возрастании площади поперечного сечения и формировании турбулентности, могут быть вызваны повреждениями воспаленной пещеристой ткани, расположенной в области носовой перегородки и вершины нижней носовой раковины.
Для обеспечения дыхательной функции необходимым сбалансированный турбулентный режим, обеспечивающий достаточный контакт частиц воздуха со слизистой оболочкой.
Вихреподобное вращение, возникающее в расширенных областях в щелевидном пространстве («мертвые пространства») и турбулентный поток приводят к сухости слизистой оболочки, увеличению осаждения частиц и формированию корок.
При вдохе воздух покидает функциональную зону, проходя дистальную часть носовой полости (снижение турбулентности), хоаны (выпуклые отверстия — схождение воздушных потоков) и носоглотку (изогнутый отдел — распределение воздушного потока в нижние дыхательные пути).
Носоглотка направляет воздух из нижних отделов в область функциональной зоны (область носовых раковин).
В этой фазе дыхания согретый и увлажненный воздух возвращает температуру и влажность слизистой оболочке. Поэтому контакт со слизистой оболочкой является обязательным условием. Во время выдоха передний отдел носовой полости функционирует в качестве распылителя, уменьшая турбулентность. Внутреннее соустье приводит к конвергенции воздушных потоков, а преддверие направляет воздух книзу Таким образом, выдыхаемый воздух покидает полость носа в виде узкого потока с высокой скоростью.
Для проведения измерения параметров аэродинамики носового потока возможно использование компьютерного риноманометра Rhinomanometer PC 300 (ATMOS, Германия) (рис. 13.5). Компьютерная программа позволяет получить параметры респираторного объема потока, проходящего через правую и левую половины носа, суммарный объемный поток, величину сопротивления носовых пру щур для правой и левой половины носа и общее носовое сопротивление(суммарное сопротивление). Результаты представляются в международной системе СИ.
(давление — Паскаль, объемный поток — кубические см в секунду, сопротивление — Паскаль/кубический см в секунду). Для клинического анализа более целесообразным является изучение суммируемых для обеих половин носа значений — суммарный объемный поток и суммарное сопротивление.
Метод признан классическим для определения вентиляционной функции носа. Им определяется носовое сопротивление на основе количественного измерения носового воздушного потока и давления, используя принцип прохождения воздуха через трубку только при наличии разницы давления — из области высокого давления в область низкого давления. Эта разность давления создается респираторным усилием, т.е. дыханием, изменяющим давление в носоглоточном пространстве по отношению к внешнему атмосферному давлению, что вызывает прохождение воздушного потока через носовую полость. Скорость воздушного потока определяется градиентом давления, диаметром и длиной трубки (носовой полости), характеристиками потока — ламинарного или турбулентного. Воздушный поток, проходящий через полость носа, однозначно не является ни турбулентным, ни ламинарным, и поскольку, отношение давления к потоку изменяется в зависимости от скорости потока, на графике соотношения давление — поток, выбирается определенная точка, для которой сопротивление выражается формулой R=Δp\B при постоянном давлении 150 Па.