Процесс принятия решения потребителем и степень овлеченности
Этапы | Низкая степень вовлеченности | Высокая степень вовлеченности |
Осознание потребности/признание потребности Поиск информации Оценка альтернативных возможностей и покупка Оценка принятого решения после покупки | Незначительная, второстепенная проблема Ограниченный поиск Небольшое число вариантов, которые отбираются по немногим критериям Ограниченная оценка | Значительная проблема, глубоко затрагивает личные интересы того, кто принимает решение Расширенный поиск Большое число вариантов, выбор осуществляется на основании многих критериев Тщательная оценка, включая поиск вариантов в средствах массовой информации |
Необходимо обучать торговый персонал владению подходами к решению проблем потребителей при осуществлении продаж. Сюда входит определение потребностей покупателя и предоставление ему информации, необходимой для оценки разных вариантов выбора. Многие потребительские покупки попадают в категорию ограниченного решения проблемы. У потребителя имеется некоторый опыт, связанный с данным товаром, так что преимущественно осуществляется внутренний поиск информации в его памяти. Однако перед покупкой могут происходить внешний поиск информации и соответствующая оценка (например, уточнение цен). Эта ситуация дает специалистам по маркетингу некоторые возможности для того, чтобы повлиять на покупку за счет стимулирования потребности в поиске информации (например, используя рекламу) и снижения риска перехода на другие марки (например, за счет гарантий).
Повседневное решение проблемы имеет место, когда потребитель повторяет покупки аналогичных товаров с небольшой оценкой вариантов выбора или без нее. Потребитель может запомнить удовлетворение, доставленное определенной маркой товара, и автоматически покупать ее снова. Реклама здесь может быть эффективной для сохранения места марки в сознании потребителя и усиления уже сформированного предпочтения в отношении этой марки.
Для специалистов по маркетингу очень важно учитывать отличия этих ситуаций, поскольку разные подходы потребителей к оценке товаров и марок приводят к противоположным маркетинговым выводам. Комплексная оценка, осуществляемая в ситуациях с высоким уровнем вовлеченности, предполагает, что менеджеры по маркетингу должны предоставлять покупателям большой объем информации о позитивных последствиях покупки. В этом случае необходимы сообщения с большим информационным наполнением, которые будут расширять знания о марке; поскольку потребитель активно ищет информацию, то необходимости в частых повторениях покупок нет. печатные средства массовой информации лучше всего подходят для размещения таких сообщений, поскольку предоставляют возможности для детальной и повторяющейся проверки информации. Например, реклама автомобилей, как правило, предоставляет информацию об удобстве, надежности и технических характеристиках модели, а с ориентируется на определенный социальный статус владельца. поможет оказать влияние на мнения потребителей по поводу бедствий приобретения определенной модели. Однако убедительные сообщения должны также принимать во внимание то влияние, которое оказывают на взгляды потребителей другие люди, с мнением которых они считаются. Торговый персонал также играет существенную роль в ситуациях с высоким уровнем вовлеченности, заботясь о том, чтобы потребители обладали информацией о важных свойствах товара и правильно оценивали последствия покупки. Например, если отличительным преимуществом определенной модели автомобиля является экономия топлива, продавец должен выделить ее как наиболее характерное свойство и объяснить выгоды данной модели, в данном случае — низкие эксплуатационные расходы в сравнении с моделями конкурентов.
Как мы видели, для ситуаций с низким уровнем вовлеченности оценка вариантов является более элементарной, а изменение отношения скорее всего происходит после покупки. В этих случаях попытки добиться у потребителя безусловного осознания целесообразности покупки и позитивное усиление (например, за счет стимулирования сбыта) стремления пробной покупки могут оказаться более полезными, чем предоставление больших объемов информации о последствиях покупки. Более того, по причине низкой заинтересованности потребители не будут активно заниматься поиском информации, а будут пассивно воспринимать ее. Следовательно, рекламные объявления должны быть короткими, с небольшим количеством ключевых моментов, но обладать частой повторяемостью, чтобы повысить степень их усвояемости. Наилучшим средством массовых коммуникаций для размещения такой рекламы является телевидение, поскольку позволяет пассивно воспринимать сообщения и в то же время активно передает их. Оно также идеально подходит для передачи коротких, часто повторяющихся сообщений. Большая часть рекламы стиральных порошков подается именно в такой форме.
Специалисты по маркетингу должны знать о той роли, которую играют эмоции потребителей при оценке альтернатив. Основной источник сильных эмоций — наличие большого символического значения товара. Потребители верят, что такой товар поможет им сформировать и поддерживать чувства самобытности и самовыражения. Более того, обладание этим товаром позволит им сформировать желаемый имидж в глазах других людей. В таких ситуациях могут формироваться нерациональные предпочтения, а поиск информации будет ограничиваться поиском объективных доводов в пользу эмоционального в своей основе решения.
Исследования показали, что под влиянием эмоций оценка становится менее продуманной и аналитически обоснованной. При ее формировании используется меньший объем информации и уделяется меньше внимания негативным факторам, которые могут препятствовать осуществлению прими того решения. Вместо этого потребители обращаются за информацией по поводу решения к своим чувствам, задавая себе вопрос: «Чтоони чувствую, по этому поводу?» Как следствие, многие специалисты по маркетингу пытаются сформировать у потребителей теплые чувства по отношению к торговым маркам своих компаний. Такие чувства можно вызвать за счет периодической демонстрации всего лишь товарного знака, а также использования в рекламе юмора.
В процессе сознательной деятельности человек усваивает определенные знания. Усвоение— определенные изменения в поведении человека, происходящие по мере накопления им опыта. Человеческое поведение является в основном усвоенным. Теоретики считаютчто усвоение — результат взаимодействия побуждений, раздражителей различной интенсивности и подкрепления.
Побуждение— сильный внутренний раздражитель, подталкивающий индивида к действию. Когда возбуждение направлено на определенный раздражитель, способный снять напряжение, оно становится мотивом.
Теория усвоения учит маркетологов тому, что они имеют возможность увеличить спрос на продукцию, связав ее ссильными побуждениями, мелкими мотивирующими раздражителями потребителей и обеспечивая ей позитивное подкрепление. Новая компания может выйти на рынок, обращаясь к тем же самым побуждениям, которые используют ее конкуренты, и воздействуя на потребителей аналогичными мелкими раздражителями, так как покупатели чаще доверяют похожим, а не отличным друг от друга маркам. Или же компания разрабатывает новую марку, используя другой набор побуждений и предлагая более сильные мелкие раздражители, которые помогут покупателю переключиться с одной марки на другую (процесс установления различий).
Мнение — это соображение по поводу явления, которое сохраняется в памяти человека. В контексте маркетинга это соображения и отношении товаров и услуг, основанные на одном или нескольких критериях выбора. Так, в отношении автомобиля Volvo может сложиться мнение, что это надежные, безопасные и престижные машины. Специалистов по маркетингу в значительной мере интересуют мнения людей, поскольку их мнения связаны с их отношениями. И частности, неправильное представление о товаре может пагубно сказаться на продажах определенных марок.
Убеждение — мысленная характеристика чего-либо. Разумеется, IПроизводителей весьма интересуют убеждения покупателей относительнотоваров и услуг, создающих образы продукции и марок. На основании убеждений люди совершают действия. Если некоторые 1сния неверны и препятствуют совершению покупки, маркето-1- и им необходимо провести кампанию по их корректировке. Для производителей особенно важен тот факт, что определенные убеждения покупателей относительно марок и товаров зависят во многом от того, в какой стране они были произведены. Наряду с убеждениями не менее важны и отношения индивида.
Отношение — общая благоприятная или неблагоприятная оценка товара или услуги. Следствием набора мнений может быть положительное или отрицательное отношение к товару или услуге. Как мы уже отмечали, отношения играют важную роль при оценке вариантов выбора в процессе принятия решений. Они могут частично возникать в результате сбора информации и/или при использовании товара или услуги. Поэтому мнения и отношения играют важную роль в разработке товаров.
Отношения также играют существенную роль в формировании поведения потребителя. Принимая решение о выборе товара, потребители исходят из собственных предпочтений. Симпатии и антипатии потребителей называются отношением потребителей, т. е. это суммарная оценка товара. Понять, почему покупают тот или иной товар, а другой не покупают, можно только из отношения к нему потребителя.
Традиционно считалось, что отношение к товару состоит из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого (рис. 20). Знания и убеждения человека относительно объекта отношения составляют познавательный компонент. Эмоциональный компонент представляет собой чувства, которые человек испытывает к объекту отношения. Волевой компонент связан с действиями или намерениями по отношению к рассматриваемому объекту.
Рис. 20. Традиционный трехкомпонентный взгляд на отношение
Отношение к другим продуктам могут определять чувства. Клубы развлечений, балет, кино, музыка, спортивные состязания ценятся за чувства, которые возникают при их «потреблении». Бывает и так, что мнения и чувства одновременно влияют на отношение.
Согласно схеме, представленной на рис. 21, существуют два основных способа формирования отношения: через мнения и чувства. Определить, как именно формируется отношение, очень важно, потому что это сразу указывает направление для дальнейших действий тому, кто хочет повлиять на отношение потребителей.
Рис. 21. Современный взгляд на отношение
Волевой компонент, в отличие от познавательного и эмоционального, не используется в качестве двигателя отношений. Наоборот, считается, что сами отношения определяют волевые действия, т. е. тенденции поведения человека зависят от его (ее) отношения к объекту. Значит, тенденции потребителей к определенному поведению (например, приобретению продукта) должны возрастать по мере того, как их отношение становится более благосклонным.
Близкое расположение тенденций поведения (намерений) и самого поведения показывает, что последнее сильнее зависит от намерений, чем от отношений, мнений или чувств. Поэтому при предсказании поведения необходимо измерять предрасположенность человека к определенным действиям и поступкам, потому что именно они во многом определяют его будущее поведение.
Отношение зависит от мнения человека относительно объекта отношения. Для ассоциации Волевой компонент, в отличие от познавательного и эмоционального, не используется в качестве двигателя отношений. Наоборот, считается, что сами отношения определяют волевые действия, т. е. тенденции поведения человека зависят от его (ее) отношения к объекту. Значит, тенденции потребителей к определенному поведению (например, приобретению продукта) должны возрастать по мере того, как их отношение становится более благосклонным.
Близкое расположение тенденций поведения (намерений) и самого поведения показывает, что последнее сильнее зависит от намерений, чем от отношений, мнений или чувств. Поэтому при предсказании поведения необходимо измерять предрасположенность человека к определенным действиям и поступкам, потому что именно они во многом определяют его будущее поведение.
Отношение зависит от мнения человека относительно объекта отношения. Для ассоциации между объектом отношений и показателями (факторами) могут быть использованы экономико-математические модели. Приведем некоторые из них.
Модель Фишбейна и Айзена. Вэтой модели предполагается, что отношение к марке основывается на системе мнений о характеристиках марки (например, о соотношении «ценность/цена» и долго вечность). Эти мнения имеют ощутимые последствия, являющиеся результатом приобретения марки. Потребители придают разную степень важности тем или иным характеристикам, в зависимости оттого, какое мнение сложилось у них в отношении допустимого значения каждой из них. Характеристики, имеющие больший вес, и будут критериями выбора для данного человека и окажут определяющее влияние на формирование его отношения к марке.
Отношение — это степень, в которой та или иная марка в целом кому-либо нравится или не нравится. Связь между личными мнениями и отношениями показана в верхней части рис. 22. Однако оценка марки не ограничивается личными мнениями о последствиях покупки данной марки. Здесь играют роль и внешние влияния. Так, люди оценивают степень убеждения других людей, мнением которых они дорожат, в том, стоит ли покупать соответствующую марку. Эти мнения могут вступить в конфликт с личными убеждениями человека, желающего совершить покупку. Некоторые люди могут считать, что приобретение спортивного автомобиля может иметь позитивные последствия (обеспечивается приятная езда, формируется более привлекательный образ в глазах других), но воздерживаются от этого, поскольку уверены, что другие люди, мнением которых они дорожат (например, родители или начальник), не одобрят такой покупки. Из этих имеющих значение для потребителя мнений других людей складываются общепринятые мнения, формирующие общую оценку степени одобрения или неодобрения покупки со стороны окружения (субъективные нормы). Связь между общепринятыми мнениями и субъективными нормами показана в верхней части рис. 22. Это, собственно, и есть теория мотивированных действий. Потребители вовлекаются в процесс приобретения до такой степени, что оценивают последствия покупки, а также то, что о ней думают другие люди. Только после такого рассмотрения формируется окончательное намерение и осуществляется сама покупка.
Модель Эренбурга и Гудхарта.В ситуациях с низким уровнем вовлечённости покупателя в процесс покупки нет необходимости, л иногда и просто бессмысленно привлекать всю информацию, которая использовалась в предыдущей модели. Типичная ситуация с низким уровнем вовлеченности — это повторяющиеся покупки ходовых потребительских товаров. Эренбург и Гудхарт считают, что поведение покупателей в такой ситуации можно объяснить, представляя егов виде очень простого процесса (нижняя часть рис. 22). В соответствии с этой моделью осведомленность предшествует пробной покупке, которая, если товар удовлетворяет потребителя, приводит к повторным покупкам. Это пример поведенческой модели отношения потребителя к покупке: поведение становитсяпривычным и характеризуются незначительным уровнем осознания или формирования отношения, предшествующего самому поступку. Небольшое значение покупки просто не может служить серьезным основанием для мотивированной оценки альтернатив в соответствии с моделью Фишбейна и Айзена. Понятие низкого уровня вовлеченности предполагает, что осведомленность предшествует поступку, а поступок — отношению. В этой ситуации потребитель не занимается активным поиском информации, а является пассивным ее получателем. Более того, поскольку процесс принятия решения не требует обязательного глубокого вовлечения потребителей, их скорее всего удовлетворит любой выбор с минимальными требованиями. Следовательно, любые марки товара, которые лежат в пределах круга заинтересованности, будут рассматриваться как подходящие.
Рис. 22. Модель оценки вариантов и покупки
(верхняя часть — высокий уровень вовлеченности:
модель мотивированных действий Фишбейна и Айзена;
нижняя часть — низкий уровень вовлеченности:
модель повторной покупки Эренбурга и Гудхарта)
Отношения могут меняться по нескольким характеристикам, или свойствам, т. е. быть положительными, отрицательными или нейтральными.
Отношения различаются по интенсивности симпатии — антипатии.Это свойство показывает, что существуют различные степени благосклонности.
Различия между отношениями могут проявляться также в их сопротивляемости. Сопротивляемость — это степень стабильности отношения, показывающая, насколько отношение подвержено изменениям. Изменение отношения потребителей к своему здоровью оказалось плохой новостью для одних отраслей (например, табачной Промышленности), но хорошей для других (спортивное оборудование и одежда). Следовательно, компании должны следить за отношениями потребителей, ведь это один из способов предугадать потенциальные изменения в спросе и в покупательском поведении.
Стабильность отношений важна также и для стратегий маркетинга, как оборонительных, так и агрессивных. Оборонительные стратегии заключаются в удержании имеющихся покупателей, в то время как стратегии агрессивныенаправлены на привлечение новых. С оборонительной точки зрения знание сопротивляемости существующих среди покупателей отношений проливает свет на их потенциальную уязвимость для атак конкурентов, например для сравнительной рекламы. В некоторых случаях можно предпринять определенные шаги, чтобы укрепить стабильность. С точки зрения агрессивной стратегии завоевание новых покупателей, связанное с изменением их отношений, будет проще, когда эти отношения оказывают слабое сопротивление изменениям.
Еще одно свойство отношений — постоянство.Оно отражает идею о том, что отношения могут постепенно ослабевать. Наконец, отношениям к разным объектам соответствует разная степень уверенности.Уверенность представляет собой веру человека в то, что его (ее) отношение является правильным. Одни отношения могут характеризоваться большой степенью уверенности, другие — слабой. Отношения, основанные, например, на непосредственном обращении с продуктом, обычно характеризуются большей степенью уверенности, чем те, что происходят из неличного опыта (например, сформировавшиеся после просмотра рекламного объявления нового товара).
Отношения часто формируются на основе прямого контакта с самим объектом отношения. Вполне вероятно, что у потребителей, получающих удовольствие от похода за покупками, развивается благоприятное отношение к соответствующему магазину. И наоборот, продукт, который плохо выполняет свои функции, вполне может вызвать плохое отношение к себе.
Тем не менее нужно помнить и о том, что отношение может сформироваться и в отсутствии непосредственного опыта общения с объектом.
Однако по отношениям потребителей, уже купивших и использовавших продукт, можно построить более точный прогноз их будущего поведения, нежели по отношениям «неопытных» пользован лей. Давление социальной среды иногда сказывается на поведении людей сильнее, чем личное отношение. Пожалуй, каждому приходилось под воздействием различных социальных факторов идти наперекор собственным желаниям (например, человек в компании некурящих тоже воздерживается от курения). В тех случаях, когда поведение во многом определяется социальной средой, точность построенного на отношениях прогноза не может быть высокой.
Волевой контроль — это степень зависимости поведения от воли человека. Многие виды поведения полностью находятся под контролем "воли. Скажем, вы сами решаете, дочитывать это предложение до конца или нет.
Некоторые виды поведения, напротив, не находятся под полным волевым контролем. Применительно к волевому контролю разработана теория запланированного поведения, диаграмма которого представлена на рис. 23. Как и теория разумного поведения, она предполагает, что склонности к поведению определяются отношениями и субъективными нормами. Новшеством теории запланированного поведения является введение в схему такого элемента, как ощущаемый контроль над поведением.
Рис. 23. Теория запланированного поведения
Как следует из самого названия, ощущаемый контроль над поведением представляет собой суждение человека о том, насколько просто он сможет осуществить данное поведение. Когда люди чувствуют, что им не хватает ресурсов или возможностей, у них едва ли сформируются твердые намерения или тенденции к определенному поведению.
Поведение потребителей — это приобретенное, усвоенное повеление. Вкусы, ценности, убеждения, предпочтения и привычки, которые влияют на поведение в процессе покупки и потребления, являются результатом прошлого обучения. Поэтому понимание этого процесса является необходимым условием для диагностики и изменения поведения потребителей.
Обучение — это процесс, посредством которого опыт приводит к пению знаний, отношений и поведения, это любое изменение всодержании или организации долгосрочной памяти. Таким образом, обучение как результат обработки информации и вызывает изменение в памяти.
Методы обучения потребителей делятся на когнитивный и бихевиористский. Когнитивный предполагает, что обучение есть отражение изменения знаний. Поэтому упор делается на понимание психических процессов, которые определяют то, как люди усваивают информацию.
Бихевиористский подход к проблеме обучения касается исключительно наблюдаемого поведения. Психические процессы, которые нельзя наблюдать, но приходится изучать, основываясь на умозаключениях, игнорируются. Более того, обучение представляется как изменения в поведении, обусловленные развитием ассоциаций между стимулами и реакциями на них.
Когнитивное обучение касается мыслительных процессов, определяющих запоминание информации. Оно включает в себя действия от усвоения информации до решения проблемы. Основное внимание при этом методе обучения уделяется усвоению информации. Когнитивное обучение охватывает умственную деятельность человека. Люди обучаются идеям, концепциям, отношениям и фактам, которые увеличивают способность рассуждать, решать проблемы и обучаться отношениям с другими людьми без прямого опыта или подкрепления. Когнитивное обучение варьируется от получения самой простой информации до нахождения решения сложных, творческих проблем.
При этом методе обучения действуют два основных фактора: повторение и актуализация.
Повторениезаключается в мысленном повторении информации, т. е. в циркуляции информации в краткосрочной памяти. Повторение выполняет две основные функции: во-первых, позволяет удерживать информацию в краткосрочной памяти, во-вторых, переносит информацию из краткосрочной памяти в долгосрочную.
Актуализация— уровень интеграции между стимулом и существующими знаниями, достигается при обработке и определяет объем происходящего обучения. Более сложная актуализация информации ведет к более глубокому ее усвоению. Иными словами, чем больше человек осмысливает информацию (или чем «глубже» она актуализируется), тем выше число связей, устанавливаемых между новой информацией и той, что уже хранится в памяти.
Степень актуализации, достигаемая при обработке информации, в значительной мере зависит от мотивации и способностей человека. Мотивация человека в момент контакта с новой информацией оказывает значительное влияние на запоминаемость.
Обучение мотивированного потребителя, как правило, глубже, чем менее заинтересованного. Направленное обучение имеет место тогда, когда обучение является основной целью обработки информации. Случайное обучение представляет собой обучение, которое происходит даже тогда, когда оно не является целью обработки информации. Хотя обучение может происходить также в тех случаях, когда человек не задумывается над этим, информация лучше запоминается при направленном обучении.
Знания являются важным фактором обучения, так как помогают человеку производить более сложную актуализацию при обработке информации. Даже при высоком уровне знаний способность к обработке информации может оставаться низкой. Это происходит из-за того, что способности зависят как от индивидуальных факторов, так и от сопутствующих обстоятельств.
В рекламной деятельности важным является усиление запоминаемости стимулов. Это достигается различными методами.
Должна быть установлена взаимосвязь элементов стимула. Наличие взаимосвязи увеличивает их запоминаемость.
Взаимосвязанность способна усилить запоминаемость по нескольким причинам. Поскольку каждый элемент рекламы поддерживает одну и ту же основную идею, наличие множества элементов приводит к повторению, которое, как мы уже упоминали, способствует запоминанию. Кроме того, взаимосвязи могут увеличить количество и силу ассоциаций между определенной информацией, хранящейся в памяти, и другой имеющейся информацией, что согласно моделям ассоциативной сетки памяти должно увеличить вероятность извлечения этой информации из памяти. Другой способ усиления запоминаемости за счет визуальной образности состоит в использовании конкретных слов. Конкретные слова легко вызывают в сознании определенный образ. В противоположность им абстрактные слова не связаны ни с какими определенными образами. Лучше запоминаются конкретные слова.
Обучение гораздо эффективнее, если при обработке информации происходит обращение к самому себе. Самореференция подразумевает обращение к собственному «Я» и личному опыту потребителя. По результатам исследований, рекламная информация запоминалась лучше, когда текст объявления способствовал самореференции.
Обращение можно сделать более запоминающимся с помощью использования простых мнемонических приемов, таких, как рифмы и созвучия. Рекламный текст выигрывает, если он краток.
Новые технологии позволяют рекламистам «сжать» рекламный ролик для радио без искажений речи и звука. Например, 30-секундный ролик может быть сокращен до 24-секундного. Исследования показали, что краткие обращения запоминаются лучше.
Когда потребители мотивированы и способны к значимому осмыслению рекламного обращения, для требуемого эффекта может быть достаточно простого контакта с объявлением. Однако при низкой мотивации или способности актуализировать информацию могут потребоваться дополнительные контакты с рекламой. Например, когда передается объемная или сложная информация, потребителям может оказаться недостаточно одного контакта, чтобы понять обращение полностью, хотя отчасти это зависит от вида средства информации. В отличие от радио- и телерекламы печатные объявления могут обрабатываться каждым потребителем с индивидуальной скоростью, и при необходимости контакт может быть Повторен. Таким образом, если реклама размещена в вещательных средствах массовой информации, повторение дает дополнительные возможности понимания. Но эффективность повторения зависит и от объема рекламы конкурентов. В ходе одного из исследований был сделан вывод, чтоповторение усиливает запоминаемость обращения при минимальной рекламе конкурентов или полном ее отсутствии. Этот эффект исчезал, если реклама конкурентов была достаточно интенсивной.
Слишком частое повторение рекламы может привести к нежелательным последствиям. Иначе говоря, после определенного числа повторений следующие будут снижать эффективность рекламы. Это явление называется износом рекламы.После некоторого количества повторений потребители могут просто прекратить обращать внимание на данное объявление. Или потребители будут уделять внимание рекламе, но, утомившись от бесконечных повторов, начнут относиться к ней более критично.
Одно из возможных решений проблемы износа рекламы — использование объявлений, которые отличаются по своему исполнению, но несут ту же самую основную идею.
1) Реклама эффективна в том случае, если она доступна. Доступность информации определяется двумя основными факторами: объемом информации определенного характера, содержащейся в памяти;
2) конкретными ключами к воспоминанию, доступными в данный момент времени.
Например, чем больше торговых марок «знает» потребитель, тем сложнее ему будет извлечь из памяти конкретное название — из-за огромного количества возможных вариантов.
Восстановлению требуемой информации может способствовать наличие ключа-подсказки. Такие ключи могут быть внутренними или внешними. Пытаясь вспомнить название конкретной марки, человек может постараться мысленно воссоздать ту ситуацию, в которой он видел или использовал эту марку в последний раз. Образ известной личности, чье имя прочно ассоциируется с определенным продуктом, также может помочь вспомнить имя торговой марки этого продукта.
Ключи к воспоминанию помогают преодолеть одну из проблем эффективности рекламы, связанную с тем, что между контактом с объявлением и выбором продукта проходит определенное время. Телереклама может вызвать у потребителя положительную реакцию, но окажет минимальный эффект, если при совершении покупки потребитель не сможет ее вспомнить. В таких случаях желательно помочь потребителю извлечь рекламную информацию из памяти.
Один из способов сделать рекламу более запоминающейся — размещать ключи-подсказки в местах продажи. Познавательное обучение может быть оценено двумя методами — путем узнавания и воспоминания. При измерении узнаваниячеловеку предоставлялись некоторые подсказки, чего не бывает, когда необходимо оценить воспоминание.
Поскольку одной из важнейших задач рекламы является влияние на предпочтения покупателей, необходимо оценивать не только узнавание и воспоминание, но и отношение потребителей.
Инструментальное обусловливание рассматривает изменение поведения под воздействием подкрепления и наказания, обучение в результате наблюдения. Оно подчеркивает важность подкрепления как инструмента для оказания влияния на поведение потребителей. Уровень подкрепления, испытываемого потребителем при использовании продукта, в значительной мере определяет покупательское поведение. Фирмы часто предлагают потребителям дополнительное подкрепление в форме знаков внимания (подарков, благодарственных писем).
Последствия могут влиять на поведение одним из трех способов (рис. 24).
Классическое обусловливание (или выработка условного рефлекса по Павлову) предполагает обучение посредством ассоциаций; это процесс использования установленных связей между раздражителем и реакцией, цель которого — вызвать усвоение аналогичной реакции в случае действия другого раздражителя. Выбиралась существующая связь «стимул — реакция», такая, как пища, представляющая собой безусловный стимул, которая вызывала слюноотделение у собак, что являлось безусловным рефлексом. Затем одновременно с пищей представлялся новый раздражитель, электрический звонок, названный условным рефлексом. Со временем появление условного стимула вызывало реакцию, названную условным рефлексом. В рекламе можно использовать юмор, который сам по себе вызывает позитивную реакцию, и это его положительное восприятие будет переноситься на товар.
Поэтому рекламодатели надеются, что покупатели положительные эмоции перенесут на продукт.
На рынках, где конкурирующие марки не имеют заметных различий, бывает сложно дифференцировать торговую марку, делая ставку лишь не ее отличительные особенности. Однако можно выделить марку, изменяя отношение к ней при помощи стимулов, вызывающих положительные эмоциональные реакции. Таким образом, в товарных категориях, где предложения достаточно однородны (пиво, сигареты, алкогольные напитки), наиболее эффективной оказывается реклама, основанная на классической теории обусловливания, в которой продукт ассоциируется со стимулами, вызывающими благоприятные ощущения.
Метод классического обусловливания не ограничивается использованием только тех стимулов, которые хотя и способны вызывать у потребителей требуемые чувства, но не связаны непосредственно с самим изделием. Если продукт соседствует со стимулом, близким ему по значению, то существует возможность повлиять на убеждения потребителей о продукте.
Обусловливание может также зависеть оттого, в каком порядке представляется условный и безусловный стимулы. Существуют различные варианты их сочетания. Наиболее эффективным считается прямое обусловливание, когда условный стимул предшествует безусловному стимулу.
Иногда компании используют метод обобщения в форме семейства товаров,когда под одной и той же торговой маркой выпускаются различные товары.
Существует тенденция к позиционированию товаров-новинок как части товарной линии, а не как отдельных продуктов. Одно из исследований показало, что торговая марка традиционно ассоциирующаяся со свежими и консервированными фруктами, может прекрасно работать и с замороженными продуктами. Это послужило толчком к появлению замороженных десертов этой фирмы.
Создание семейства товаров не всегда является наилучшей стратегией. Разделение товарных марок необходимо лишь тем компаниям, которые продают товары различного качества.
В некоторых случаях производители способствуют обобщению, используя упаковку продукта, напоминающую упаковку товара ведущих конкурентов. Это так называемые продукты-аналоги.
Особый тип обучения, который включает в себя элементы как познавательной, так и бихевиористской теорий обучения, — это замещение обучения.
Замещающее обучение (также известное как моделирование) имеет место тогда, когда человек наблюдает за действиями других и за последствиями этих действий.
Запоминание информации зависит от повторения и степени актуализации при обработке информации. На них, в свою очередь, оказывают влияние многие индивидуальные (мотивация и способности) и относящиеся к стимулам (изображения, конкретные слова, повторение, мнемонические приемы и сжатая по времени речь) характеристики.
Товары для дома часто рекламируют потребители, довольные результатами использования покупки.
Тема 8. Мотивация и личность потребителя как основа управления потребительским поведением-1
Потребители покупают не продукты. Они покупают удовлетворение потребности. Так, покупатель приобретает не дрель, а отверстия которые ему необходимо просверлить этой дрелью.
Фирмы должны апеллировать к конкретным мотивам потребителей. Потребительское поведение часто направляется множеством мотивов. Поэтому важно знать: какие мотивы воздействуют на покупку продукта; как разработать стратегию, основываясь на мотивах поведения потребителя.
Мотивация в маркетинге — это совокупность мотивов, соображений, интересов, которыми руководствуется потребитель, принимая решение о предпочтительности товара и целесообразности его приобретения. Можно выделить ряд основополагающих мотивов маркетинговой деятельности:
"• выгода — желание человека разбогатеть, эффективно расходовать деньги;
• снижение риска — потребность чувствовать себя уверенно и
надежно;
• признание — повышение престижа, имиджа;
• свобода — потребность в независимости, самостоятельности.
Мотивация является движущей силой потребителя. Она начинается со стимула. На основе стимула возникает потребность, которая, в свою очередь, вызывает побуждение, т. е. стремление удовлетворить эту потребность.
В любой момент жизни человек испытывает массу потребностей. Некоторые из них имеют биогенную природу, возникают при определенном физиологическом состоянии организма — голоде, жажде, дискомфорте. Другие носят психогенную природу и являются результатом таких состояний психологического напряжения, как потребность человека в признании, уважении или духовной близости. Большая часть потребностей не требует немедленного удовлетворения.
Потребность становится мотивом в том случае, когда она заставляет человека действовать, а ее удовлетворение снижает психологическое напряжение.
Потребностей мало по количеству, и имеют общий характер, а желания бесчисленны, зависят от ситуации и очень конкретны. Больше того, если потребности покупателя можно обосновать, то его желания могут не встретить одобрения.
Маркетинг не создает потребности, поскольку они первичны, однако он способен задать направление их развития.
Можно выделить шесть больших категорий потребностей покупателей:
1) физиологические;
2) социальные;
3) символические;
4) гедонистические;
5) когнитивные;
6) эмпирические.
Физиологические потребности.Товары и услуги решают проблемы (например, питания), облегчают жизнь, позволяют потребителям испытывать меньше проблем в повседневной жизни.
Социальные потребности.Продукты также приобретают смысл и отвечают желаниям благодаря влиянию потребления продукта на взаимоотношения потребителя с другими людьми. Продукты, удовлетворяющие функциональные желания, могут в то же время «представлять» потребителя другим людям, выражая его принадлежность к социальному классу или группе или передавая какую-либо иную информацию о социальных связях потребителя. Эти продукты отвечают социальным потребностям и желаниям.
Символические потребности. Потребитель приобретает товары и услуги для самовыражения, чтобы сказать другим людям и самому себе о том, во что он верит или что любит. Продукты выступают личностными символами.
Гедонистические потребности.Многие продукты потребляются благодаря их сенсорным выгодам — вкусу, аромату, чувствам которые они вызывают. Эти выгоды продукта сконцентрированы на чувствах, вызываемых качеством продуктов, и основанном на этих чувствах потреблении.
Когнитивные потребности. Потребность в знании. Удовлетворяется книгами, журналами, газетами.
Эмпирические потребности.Некоторые виды потребительского поведения часто осуществляются потому, что они возбуждают в потребителях определенные чувства. Например, посещение концертов, участие в спортивных и праздничных мероприятиях, посещение художественных выставок могут быть объектами потребления, поскольку возбуждают чувства потребителей, вызывают желаемые эмоции или настроение.
Существует несколько подходов к оценке потребностей.
1. измерения деятельности интереса и мнений.
2. Методы исследования мотивации (метод глубокого интервью
и проекционные тесты).
3. Фокус-группы.
4. Качественные исследования.
5. Этнографические наблюдения.
Измерения деятельности, интереса и мнения часто называют психографическими. Основные потребности и мотивы выявляются в процессе поиска ответов.
Метод глубокого (или направленного) интервью относится к числу наиболее распространенных способов исследования мотивации. Он заключается в том, что одновременно интервьюируется небольшое (не более 50) число респондентов, причем интервью не разбито на конкретные подпункты и не ограничено во времени. В ходе направленного интервью исследователю удается проникнуть в глубины сознания и даже подсознания испытуемого, что недоступно с помощью обычных средств маркетинговых исследований. Проекционные тесты представляют собой методику опроса, позволяющую 1$гспонденту отвечать на вопросы от третьего лица. Эта методика основана на предположении, что люди могут избегать прямых вопросов и давать уклончивые ответы. Кроме того, иногда человек не знает, какие мотивы им движут. Эти методы применяются до сих пор (карикатуры, незаконченные предложения и другие разновидности).
Метод фокус-группы предполагает обсуждение мотивов и поведения в небольших группах. Каждая из них обычно состоит из 10 человек, а само обсуждение длится не более часа. Лидер группы направляет беседу, стараясь придать ей непринужденный характер. Окружающая обстановка также помогает расслабиться.
Современным вкладом в изучение поведения потребителей можно считать и методы, названные интерпретационными (объяснительными) исследованиями. К их числу относятся качественные исследования, задача которых объяснить, каким образом коммуникационные сообщения приобретают смысл для потребителей. С этой целью проводится анализ различных способов компоновки элементов сообщений (знаков, символов, пиктограмм). Основное внимание уделяется персональному, субъективному и интроспективному вкладу самого исследователя в проводимый анализ.
Этнографическое наблюдение имеет место в случае, если направленное интервью дополняется наблюдением за поведением испытуемого во время совершения покупок и потребления продуктов. Исследование направлено не на построение конкретных гипотез (хотя и они имеют место), а на попытки понять поведение потребителей в широкой перспективе.
Маркетинговая деятельность имеет дело с целой системой потребностей, содержание и формы, проявления которых весьма многогранны, поскольку находятся под воздействием различных факторов и процессов объективного и субъективного характера. Задача заключается в том, чтобы в практической работе можно было выявить, изучить и оценить именно конкретную потребность потребителя.
Важно выяснить, как потребитель осознает, какая продукция ему необходима и почему именно она удовлетворяет его потребности наилучшим образом. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что такая продукция станет товаром. Предлагаемый продукт должен быть прежде всего полезен потребителю, а уже потом нравиться самому производителю.
В качестве потребителей на рынке выступают конечные потребители, а также организации (предприятия)-потребители. Конечные потребители — индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства. К организациям (предприятиям)-потребителям относятся производственные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, государственные и другие некоммерческие учреждения.
Конечные потребители приобретают товары и услуги для личного пользования. Промышленные предприятия закупают различные товары и услуги для производства товарной продукции и перепродажи ее другим потребителям. В качестве посредников предприятия оптовой торговли покупают крупные партии промышленных и потребительских товаров для оптовой реализации, а также складские помещения, транспортные средства, страховые услуги и др. Предприятия розничной торговли покупают товары у предприятий-производителей и оптовиков для перепродажи их конечным потребителям. Они нуждаются в торговых площадях и оборудовании, средствах рекламы и выкладки товаров.
Продавцы должны четко понимать связь между потребностями и желаниями конкретного товарного рынка. Выраженные потребителями желания могут не совпадать с их подлинными потребностями, либо в единственном желании может отражаться множество потребностей. Также важно, чтобы продавец мог предложить рынку торговую марку продукта, обеспечивающую выгоды, а потребители видели в марке эти выгоды.
Поведение конечных потребителей обусловлено, прежде всего, характером и настоятельностью самих потребностей. Существует определённая система личных потребностей, которую можно рассматривать на различных уровнях (рис.26).
Рис. 26. Система личных потребностей
Абсолютные потребности абстрактны по отношению к конкретным потребительным стоимостям, выражают потенциальную потребительную силу общества. Потребности в пище, жилище, духовном развитии существуют на протяжении всей истории человечества и являются стимулом производства.
Действительные потребности имеют относительный характер и отражают потребности в реальных предметах, которыми общество располагает или может располагать в обозримой перспективе. Они всегда имеют вещественное содержание, реализуемое в конкретных продуктах материального производства, и рассматриваются как реальная потребительная сила общества.
Платежеспособные потребности ограничены не только имеющейся товарной массой, но и уровнем денежных доходов, и ценами на товары. Поэтому они отражают фактически реализуемую потребительную силу общества, т. е. достигнутый уровень удовлетворения абсолютных и действительных потребностей теми благами и возможностями, которые существуют в данный момент как результат общественного развития.
Все осознанные потребности в зависимости от ожидаемой выгоды от покупки или использования можно разбить на две обширные категории: утилитарные и гедонистические, основанные на опыте. Утилитарные потребностисвязаны с объективными характеристиками товара, его функциональными свойствами или преимуществами, в то время как гедонистические,основанные на опыте — с субъективным восприятием, эмоциональными ожиданиями и этическими аспектами.
Принятие решения начинается с осознания или активизации потребности. Потребность активизируется и ощущается тогда, когда между желаемым (предпочтительным) и фактическим состояниями возникает достаточное несоответствие. С увеличением этого несоответствия активизируется состояние нервного возбуждения, которое называется побуждением. Чем сильнее побуждение, тем больше необходимость срочно удовлетворить потребность.
Со временем человек осознает, что одни модели поведения позволяют более эффективно удовлетворять потребности, чем другие. Осознанная потребность может быть активизирована несколькими способами, один из которых — чисто физиологический. Человек также может думать об объекте или другом человеке, который в данный момент отсутствует, или представлять себе желательные последствия какого-либо действия. Такой мыслительный процесс сам по себе способен активизировать мотивы человека. Сходство между утилитарными и гедонистическими потребностями заключается в том, что в процессе принятия решения о покупке они участвуют одновременно.
В понимании мотивации человека важную роль играет заинтересованность (вовлеченность) — уровень придаваемой продукту важности. Заинтересованность показывает, насколько важен для человека акт покупки или потребления. Когда она велика, существует мотивация для приобретения и обработки информации, а вероятность более тщательного и длительного решения проблемы намного возрастает.
Заинтересованность или вовлеченность есть отражение мощной мотивации человека в форме восприятия высокой степени уместности данного товара или услуги в конкретной ситуации. В зависимости оттого, насколько человек воспринимает связь между движущими им силами и выгодами, которые несет продукт, заинтересованность может варьироваться от слабой до очень сильной. Она активизируется и ощущается тогда, когда внутренние характеристики личности (потребности, ценности, самовосприятие) сталкиваются в рамках определенной ситуации с соответствующими маркетинговыми раздражителями.
Цель исследования мотивации состоит в выявлении скрытых побуждений.
Одно из самых известных открытийс началаизучения мотивации состояло втом, что женщина печет пироги из неосознанного желания родить. Ответом на это открытие была разработка рекламной кампании под лозунгом «Ничто так не говорит о любви, как вкусная выпечка».»Мыслительные и эмоциональные реакции потребителей (чувства), появляющиеся у них в процессе обработки информации, всвою очередь, зависят от ряда параметров маркетинговых коммуникаций (источника рекламного обращения и содержащихся в них утверждений) и от самого потребителя (его мотивации, уровня знаний, предварительного отношения и т. д.).
Согласно модели вероятностной актуализации процесс убеждения в рекламе протекает по двум основным путям. Если используется так называемый прямой путь убеждения, потребитель рационально оценивает те положения, которые преподносятся ему в рекламном сообщении, следовательно, степень восприятия этого сообщения определяется силой содержащихся в нем доводов, При низком уровне подготовленности мышления потребителя к восприятию рекламного обращения выбирается косвенный путь убеждения, определяющими факторами которого становятся косвенные намеки.
При этом необходимо учитывать как характеристики самого продукта, так и характерные черты потребителя. Мотивация, уровень знаний, степень возбуждения, настроение, индивидуальные особенности и укоренившиеся предубеждений — все эти человеческие качества оказывают масштабное влияние. Не менее важную роль играют и характеристики самого товара, а именно фаза жизненного цикла товара, позиционирование на рынке, относительные показатели.
Как уже отмечалось, принцип взаимности дает потенциальную точку опоры тем, кто предпринимает попытку повлиять на поведение человека. Религиозные группы нередко используют этот метод для того, чтобы побудить людей делать благотворительные взносы. Многие благотворительные организации вкладывают в свои письма небольшие подарки, получая взносы в знак благодарности. Компании по производству пищевых продуктов часто организуют дегустацию своих продуктов. При этом они исходят из предположения, что покупатель почувствует себя неловко из-за того, что он попробовал что-то бесплатно и станет считать себя обязанным купить предлагаемый товар.
Сам акт принятия какого-нибудь обязательства (часто в письменной форме) может оказать сильное влияние на последующее поведение человека. Принятие какого-либо обязательства — хороший способ «повернуть» поведение этого человека в нужное для продавца русло.
Таким образом, простой акт записи своего мнения может увеличить чувство обязанности подтверждать его и дальше.
Компании, торгующие вразнос, тоже научились использовать письменные обязательства. Они предлагают покупателю самостоятельно заполнить форму контракта. В торговой практике используется прием «навешивания ярлыка», состоящий в том, что человеку громогласно присваивается какая-нибудь характеристика, например: «Вы — добрый человек». Такой ярлык не может не льстить. В результате его обладатель и сам начинает о себе так думать, что, в свою очередь, увеличивает шансы, что он будет стараться соответствовать этой характеристике. Однако использование такого приема может быть кратковременным. Продавцу детских товаров полезно ласкать слух своих потенциальных покупателей словами «заботливые родители».
Понятие «средства стимулирования покупателей» охватывает широкий спектр средств продвижении товара на рынке сбыта, включая скидки, премии, конкурсы, тотализаторы, лотереи и купоны. Стимулирование представляет собой важный компонент стратегии продвижения товара на рынок.
Подобную стратегию использовала корпорация General Motors, когда врекламном объявлении этой корпорации покупатели получали скидку при покупке автомобиля General Motors с условием использования пластиковой карточки при совершении других покупок.
Раздавая различные купоны для увеличения сбыта, производители делают ставку на появление у потребителей дополнительного стимула для совершения покупки.
Одноразовое предоставление стимула для совершения покупки частоможет быть недостаточным с точки зрения долгосрочного изменения поведения покупателей. Для оказания длительного воздействия на поведение необходимо предоставить целую серию стимулов. Вместо того чтобы предлагать покупателю единичный купон, гораздо продуктивнее предоставить ему целую серию купонов, которые могут использоваться при последующих покупках. Продавец надеется, что привычка приобретать товар, используя купон, будет продолжаться даже тогда, когда стимулирование прекратится.
Программа фирмы Coca-Cola по продвижению на рынок нового вида напитка основана именно на таком многократном подходе. Покупателям предлагают бесплатные образцы товара (банки с напитком) инабор купонов. Срок действия купонов с самой большой скидкой истекает раньше всего, срок действия купона с самой незначительной скидкой — наиболее длительный.
Подобное снижение размера скидки является крайне желательным, так как в этом случае работают не только стимулы, но и сам товар. Постепенное снижение скидки готовит покупателя к нормальной цене, и одновременно, как уже говорилось, покупатель привыкает к товару. Продавец, однако, знает, что существует категория покупателей, у которых решение о покупке связано с уровнем предоставляемых при продаже льгот. Как отмечалось, стимулы бывают иногда весьма эффективны для увеличения сбыта. Но такое увеличение может отрицательно сказаться на общих итогах работы компании.
Каждая покупка со скидкой несет определенную потерю прибыли. Это следует учитывать при планировании прибыльности фирмы. Другая проблема, связанная со стимулированием спроса, заключается в том, что если стимулы использовать слишком часто, то потребитель может привыкнуть покупать только те товары, на которые в данный момент предлагается скидка.
Рекламное стимулирование продвижения товара на рынке привлекает больше покупателей. Завершение кампании может привести к тому, что товар перестанут покупать. Однако, если требуется, чтобы покупатель стал постоянным клиентом, средства стимулирования не должны «заслонять» сам товар. На рынке особенно важно, чтобы побуждение к покупке исходило непосредственно от самого товара, иначе продажа превратится в нескончаемую череду сделок с покупателями.
На поведение потребителя можно повлиять с помощью одной из методик модификации его поведения. Для формирования желательного поведения применяют приемы однократного (подсказка) или многократного запроса («закинуть удочку» или «меньшее зло»). Кроме того, поведение человека успешно подвергается модификации при обращении к принципу взаимности (подарок) или связывании его обязательствами (конкурс «почему мне нравится этот товар»). Наконец, для стимулирования покупательского спроса нередко используются купоны или скидки. Эти вопросы рассмотрены ниже.
Подсказка— это не что иное, как к месту заданный вопрос. Продавцы обуви, к примеру, не упустят возможности спросить даму, покупающую туфли, не желает ли она приобрести к этим туфлям подходящую сумочку. Подсказки заставляют покупателя, по крайней мере, рассмотреть возможность такой покупки. Естественно, приобретение товара становится более вероятным, когда покупатель узнал об этой возможности.
Предварение основного вопроса другим способно воздействовать еще эффективнее, чем простая подсказка. Метод заключается в том, что, прежде чем задать покупателю главный вопрос — о том, что его интересует, — ему сначала задают предварительный вопрос. В зависимости от сути этого первого вопроса данный метод можно свести к одному из приемов: «закинуть удочку» или «меньшее зло».
«Закинуть удочку»— прием, при котором начальный вопрос является «версией».
Прием «меньшее зло»— оборотная сторона приема «закинуть удочку». При таком подходе человека сначала просят о чем-то, что явно превосходит основную просьбу. Фактически первоначальная просьба изначально составлена с таким преувеличением, что человек непременно отказывает. Но после этого отказа делается второй запрос. Исследования показали, что при применении метода «меньшее зло» готовность согласиться со второй просьбой заметно возрастает.
Причиной успеха является контраст восприятия, при котором вторая просьба кажется небольшой по сравнению с первой. Вторая причина — принцип взаимности, который утверждает, что мы стараемся отплатить другим людям той же монетой, т. е. если кто-то идет нам на уступку, мы тоже готовы уступить. А резкое снижение требований между первой и второй просьбами и создает такое впечатление, что проситель пошел на уступку. При этом ожидается, что в ответ на такое благородное поведение человек, к которому обратились с просьбой, также смягчится и согласится хотя бы со второй, более умеренной, просьбой.
Стратегия (от большего к меньшему) лежит в основе популярного в розничной торговле приема «начинать с самого дорогого». Покупателю сначала показывают модели класса «люкс». Если он приобретает эту вещь — тем лучше. Если же он не заинтересуется, то продавец предложит ему менее дорогую модель.
Психологами разработано несколько основных концепций мотивации человека. 3. Фрейд разграничивал сознательные и бессознательные источники мотивации. По его мнению, сознание — это арена текущего мышления и знания. Подсознание держит информацию, идеи, воспоминания, не являющиеся на данный момент частью сознания, но при необходимости человек способен их вспомнить. Фрейд полагал, что личность состоит из взаимодействия трех сил: id (оно), требующего исполнения всех желаний и мечтаний: ego (Я), контролирующей и направляющей силы, стремящейся обуздать действие id\ и superego (Сверх-Я), моральной и критической части личности, которая стремится совместить поведение с социальными правилами. Детально рассматривая бессознательное, Фрейд разграничивает эти уровни личности как три источника мотивации«Оно» — самая старшая часть психического аппарата, к которой восходят другие элементы. Эмоциональное и алогичное id действует по принципу удовольствия, согласно которому стремится избежать или свести к минимуму боль и максимизировать немедленное вознаграждение. Как хранилище главных человеческих страстей и асоциальных желаний, id заключает в себе все инстинкты, в том числе секс и агрессию, которые, выходя из-под контроля, вызывают безответственность и крайне эгоистическое поведение.
«Я». Хотя новорожденные мотивированы преимущественно id-импульсами, их крепнущая связь с объективным миром, реагирующим на них по-своему, а не как они того требуют, налагает строгие ограничения на поведение. В результате человек усваивает принцип реальности — тот руководящий и направляющий свет ego, который поощряет реалистические и разумные мысли и действия. В нормальной личности ego выполняет функцию общего контроля и сохранения равновесия, определяющую с учетом условий и обстоятельств, следует ли свободно выразить или обуздать основные инстинктивные мотивы. Таким образом, порывы id сдерживаются и направляются в русло социально приемлемого поведения.
«Сверх-Я». Третий компонент личности по Фрейду можно назвать социально определенным сознанием. Как таковое, оно постоянно конфликтует с id, действуя через ego, которому оно угрожает наказаниями вроде чувства вины, если id выходит из-под контроля. Равным образом superego может наградить ego, действующее согласно моральным предписаниям, например не поддающееся соблазну, повышая самооценку. Superego стремится к совершенству. Слишком сильное его влияние порождает робость, замкнутость. При недоразвитом superego, напротив, в личности и поведении доминирует стремление к вознаграждению. Ego призвано обеспечивать равновесие между id и superego и тем самым развитие нормальной, здоровой личности. Из этой структуры выводятся базовые человеческие мотивы, которые вторгаются в сферу покупательского поведения и потребления.
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере предмет этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что побуждает человека к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: 1) теория иерархии потребностей Маслоу; 2) теория ERG, разработанная Альдерфером; 3) теория приобретенных потребностей МакКлеллан-да; 4) теория двух факторов Герцберга.
Теория иерархии потребностей Маслоу.Одна из самых известных теорий принадлежит Абрахаму Маслоу, выдвинувшему идею об иерархии человеческих потребностей. А. Маслоу делит потребности на низшие физиологические побуждения (жажда, голод), потребности в безопасности (жилище), аффективные потребности (любовь) и потребности высшего порядка — в самооценке и самовыражении (по сути, это потребность человека выразить лучшее, что в нем есть).
Удовлетворение потребностей низшего порядка активизирует следующий, более высокий уровень потребностей, требуя от человека поведения по иным схемам. Естественно, в первую очередь должны быть удовлетворены базовые потребности. Но когда биогенные (жизненно важные) потребности удовлетворены, человек обращает внимание на возможность реализации более высоких социогенных требований. Мотивационную иерархию венчает потребность в том, что А. Маслоу называет «самоактуализацией». Он не дает сколько-нибудь точного определения этому термину, но, по-видимому, понимает под ним то, что другие психологи называют «самореализацией» или «самовыражением». Это процесс, связанный с возможностью вкладывать свой талант и способности в деятельность, которую человек считает важной и которая помогает развить личность, например через досуг, творческую деятельность или работу.
Маслоу предлагает сгруппировать мотивы в пять категорий (рис. 27).
Теория мотивации А. Маслоу объясняет, почему в разное время людьми движут разные потребности. Человек как бы поочередно удовлетворяет наиболее важные для него потребности, которые становятся движущим мотивом его поведения.
Знать мотивы, которыми руководствуются потребители, очень важно, поскольку они определяют критерии выбора. Например, потребитель, движимый мотивом уважения и утверждения статуса, может выбрать собственный имидж в качестве основного критерия выбора для покупки автомобиля, одежды, обуви и прочих аксессуаров, которые находятся на виду.
Теория ERG Альдерфера.Так же как и Маслоу, Клейтон Альдер-фер исходит из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако, в отличие от теории иерархии потребностей Маслоу, он считает, что существует три группы потребностей:
1) потребности существования;
2) потребности связи;
3) потребности роста.
Группы потребностей данной теории достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей теории Маслоу.
Потребности существования как бы включают две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности, за исключением групповой безопасности, и физиологические потребности. Группа потребностей связи явно корреспондирует с группой потребностей принадлежности и причастности. Потребность связи, по Альдерферу, отражает социальную природу человека, его стремление быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из «пирамиды» Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, также ту часть потребностей безопасности «пирамиды» Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения «пирамиды» Маслоу и включают также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию и т. п.
Эти три группы потребностей, так же как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие: по Маслоу, движение происходит от потр