Анализ организационной структуры планирования.

Установление последовательности действий.

Существуют два аспекта этой проблемы:

1. Определение последовательности в составлении стратегических и оперативных планов. Сначала стратегический, затем оперативный. Но на практике фирмы чаще начинают заниматься планированием с оперативного плана. Этому есть несколько логических объяснений:

· Существует больше специалистов в области оперативного планирования

· Практики рассматривают стратегический план, как нечто «абстрактное», не привязанное к ежедневной деятельности

Постепенно осознавая необходимость стратегического планирования, бизнесмены начинают переходить к логической последовательности: стратегический, затем оперативный.

2. Определение последовательности сбора информации, согласования и принятия решений в процессе планирования. Для решения этой задачи фирмы стремятся к составлению схем, воспроизводящих процесс планирования в календарной последовательности. Эти схемы могут иметь абсолютно различный вид: диаграммы, таблицы, графические цепочки, графики-пирамиды, и т.д.

 

Д/З Изучить и перенести в тетрадь схемы планирования из учебника М.М. Алексеевой

 

 

Последовательность действий по планированию в 1995 году. Фирма «Сирин-графика»

Виды плановой деятельности Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март
Отчёт о состоянии за прошлый год Х Х                    
Х Х                    
Х Х                    
Внешняя оценка Х Х Х                  
Х Х Х                  
Внутренняя оценка     Х Х                
    Х Х                
Стратегические цели                        
Анализ разрывов       Х                
      Х                
Определение альтернативной стратегии                        
Выбор стратегии и подготовка окончательного плана                        
Подготовка и выпуск годичных планов и бюджетов                        

Х - означает выполнение данного этапа (вида) плановой деятельности

Источник: М.М. Алексеева. Планирование деятельности фирмы. Учебно–методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. –с.56

В целом, сбор информации и принятие решений в планировании может быть организован по следующим методам:

· Breakdown (сверху вниз)

· Built up (снизу вверх)

Эти методы представляют собой противоположные тенденции. На практике считается нецелесообразным использовать только один из этих методов. Предпочитают использовать 2 метода, но это требует высокой квалификации специалистов.

 

В процессе планирования в фирме принимают участие:

· Высшее руководство фирмы (top management). Архитекторы процесса планирования, то есть top management определяют структуру планов, временные горизонты планирования и последовательность составления планов. Главная функция этих специалистов в планировании – разработка стратегии, принятие решений в стратегическом планировании и регулирование процесса оперативного планирования.

· Руководители среднего и низшего звена и специалисты подразделений. Они готовят необходимую информацию для составления планов различных уровней. Они разрабатывают оперативный план.

· Специалисты плановой службы. Они принимают активное участие в процессе планирования на всех уровнях, но на каждом уровне они имеют свое значение. Для топ менеджмента они выступают в роли консультантов, а также готовят материал для принятия решений. Наряду со специалистами подразделениями составляют оперативный план, консультируют по вопросам техники планирования. Они организуют учебу (подготовку) учеников процесса планирования, чтобы те могли использовать новые техники и методы.

Состав и величина плановых служб в фирме может быть различна и зависит от размера фирмы, типа организационной структуры и стиля управления, принятого предприятия.

Централизация планирования деятельности приводит к созданию единой службы планирования в фирме. Децентрализация планирования работы заключается в передаче части функций планирования руководителям и специалистам отдельных подразделений. В результате возникает двухъярусная структура планирования в фирме:

1. Централизованный плановый отдел, который осуществляет координацию функций, составляет общефирменный план, доводит до подразделений общие цели.

2. Плановый отдел (специалисты по планированию) в подразделениях фирмы.

В целом, в настоящее время малые и средние фирмы стремятся к созданию единых плановых служб. Крупные фирмы стремятся к децентрализации планирования.