Д/З Привести примеры ранжирования в американских фирмах

Специалисты по планированию пришли к общему мнению, что наиболее значимыми являются финансовые цели, а если точнее –прибыль, показатели доходности. Прибыль занимает лидирующее положение в иерархии целей экономической организации.

 

Опрос, проведённый в 193 компаниях различных отраслей американской экономики, подтвердил первостепенное значение прибыли как цели деятельности фирмы (Таблица)

Таблица.

Вид целей Количество во компаний, ставящих эти цели (% от общего числа)
Прибыльность (рентабельность, доходность)
Рост
Доля рынка
Социальная ответственность
Благосостояние наёмных работников
Качество продуктов и услуг
Научные исследования и разработки
Диверсификация
Производительность
Финансовая стабильность
Ресурсная стабильность
Развитие системы менеджмента
Превращение в международную кампанию
Консолидация
Другие цели

Источник: М.М. Алексеева. Планирование деятельности фирмы. Учебно–методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000. – С.87

Ранжирование основных целей на современных фирмах

Наименование основных целей Оценка цели
Ранг %
  1. Прибыльность
  1. Рост
  1. Доля рынка
  1. Социальная ответственность
  1. Благосостояние работников
  1. Качество продукции и услуг
  1. Научные исследования и разработки
  1. Диверсификация
  1. Производительность
  1. Финансовая стабильность
  1. Ресурсное обеспечение
  1. Развитие системы менеджмента
  1. Превращение в международные компании
  1. Консолидация
  1. Прочие цели

Источник: Внутрифирменное планирование: Учеб. М.И. Бухалков – М., 2000, с. 81.

 

3. Стратегический анализ. На этом этапе идет сравнение результатов полученных на первом и втором этапах. Определяется возможные варианты стратегий, выбирается один из возможных вариантов. Теория планирования накопила определенный инструментарий. Если в начале использовались формальные методы, то в настоящее время большое значение имеют методы, которые опираются на менеджеров фирмы. Наиболее известны следующие инструменты стратегического планирования:

1. Анализ разрывов (анализ гэпов, англ. - gap)

2. Анализ издержек и кривая опыта

3. Модель жизненного цикла товара

4. Модель «продукт-рынок»

5. Портфельные модели анализа стратегий. Они позволяют оценить настоящее и будущее фирмы с точки зрения привлекательности рынка и способности бизнеса конкурировать внутри его

Примеры инструментариев:

1. матрица БКГ

2. матрица Мак-Кинси

3. деловой анализ PIMS

4. модель 7С (Мак-Кинси 7С)

 

Это факторы, которые оказывают влияние на будущее развитие фирмы. Особое внимание уделяется конкурентному анализу.

4. Формирование собственной стратегии. Компания не создает стратегию «с нуля». Существует ряд типовых стратегий, которые фирма адаптирует для себя.

5. Разработка стратегического плана, которая содержит:

· Ориентиры

· Стратегии организации: общую, конкурентную, функциональные (т.е. по определенным функциям, направлениям)

· Политика действий фирмы

 

Оперативное планирование (тактическое планирование)

 

Тактика (греч.) – маневрирование силами, подходящими для достижения цели

Оперативное планирование имеет дело с решением о том, как должны быть распределены запасы организации для достижения стратегических целей. На практике, чаще, под оперативным планированием понимают планирование текущей деятельности фирмы в течение короткого периода времени, осуществляемое планово-экономическими службами. В результате развития теории и практики планирования появилась система оперативных планов предприятия:

1. Общефирменные планы текущей деятельности (хозяйственные планы сроком на один год). С их помощью устанавливается объем выпуска продукции, трудоемкость работы, сроки поставок, и т.д. Данные в этих планах представляются в разбивке по кварталам и месяцам.

2. Текущие планы подразделений. Для их составления используется календарное планирование, с помощью которого происходит распределение годовых планов, заданий по производственным подразделениям, срокам выполнения, и согласуется последовательность выполнения. Эти планы используются для доведения плановых показателей до конкретных исполнителей работы. Кроме календарных планов существует также диспетчирование, которое используется в оперативном планировании. Диспетчирование предусматривает оперативный контроль и регулирование хода производственных процессов, учет выпуска продукции и расходование ресурсов. Диспетчер собирает сведения о выполнении плана на предприятии.

3. Бюджеты. В самом общем смысле, бюджет – это вид краткосрочного плана по отдельным вопросам учета результатов деятельности или расходов на определенный вид деятельности. В российской практике вместе с термином «бюджет» используется термин «смета». Бюджет составляется в стоимостном и в натуральном выражении. Существуют бюджеты, составленные только в стоимостном, только в натуральном выражении или в стоимостном и в натуральном одновременно. Сегодня бюджет используется не только как инструмент планирования, но и как инструмент управления.