Наборы строительных материалов и конструкторы

 

Для обуче­ния конструированию на занятиях удобнее пользоваться настольны­ми наборами, потому что они дают возможность действовать одно­временно большой группе детей, обеспечивая каждому непосред­ственную работу с материалом. Однако в группах и на участке дет­ского сада для игровых построек должен быть также крупный строительный материал. Он используется для сооружения крупных построек, вмещающих не только игрушки, но даже и самих детей.

Опыт конструирования из настольного строительного материала, умения и навыки, приобретенные в работе с ним, используются детьми в играх с крупным строительным материалом, так как прин­ципы сооружения построек из них одни и те же. Тематика построек из настольного строительного материала и крупного строителя одинакова, но конструкции сооружений из настольного материала сложнее.

Разработано несколько наборов круп­ного строительного материала. Ценными конструктивными свой­ствами обладает набор Е.А. Флериной. Можно пользоваться и набором крупного строительного материала, составленным под руководством Е. И. Тихеевой.

Для групп раннего возраста и первой младшей группы хороши наборы кирпичиков, кубиков, пластин, трехгранных призм из строи­тельного материала М. П. Агаповой.

Для второй младшей группы наиболее приемлемым является строительный материал М. П. Агаповой, дополненный кусками фанеры и дощечками. Хорошо использовать наборы кубиков и кир­пичиков. Интересны и строительные наборы № 3 и 4, разработан­ные НИИ, из которых легко создавать несложные постройки. Для построек на полу можно использовать крупный строительный ма­териал (полый) из набора № 1, разработанного НИИ.

В средней группе рекомендуется пользоваться набором М. П. Ага­повой, дополненным геометрическими фигурами. Во второй половине года можно использовать некоторые тема­тические строительные наборы, например набор «Городок». Он состоит из трехгранных призм, кубиков, на сторонах которых нари­сованы окна, двери. Комплект дополнен цветными силуэтами де­ревьев, сделанными из фанеры.

В старшей группе рекомендуется строительный набор худож­ника А. П. Могилевского, из которого убираются некоторые мало­устойчивые мелкие детали. В начале года потребности детей этой группы вполне удовлетворяет допол­ненный набор М. П. Агаповой. Желательно и в этой группе иметь тематические наборы, на­пример, «Новый город», «Архитектор», «Наш дом», «Я здесь живу» и др. Можно использовать наборы № 2, 5 и 6, разработанные НИИ. Это даст возможность разнообразить тематику построек. Для по­строек на полу наиболее интересен строительный материал Е. А. Флериной.

Конструктивные замыслы детей подготовительной к школе группы более богаты; они отражают широкий круг явлений, а каж­дый строительный комплект имеет ограниченные конструктивные возможности. Так, например, строительный набор А.П. Могилев­ского удовлетворяет запросы детей при осуществлении архитектур­ных замыслов, но конструкции, отображающие различные виды транспорта, получаются недостаточно устойчивыми. Поэтому же­лательно предлагать и другие наборы, например, набор № 8. Это дает возможность создавать постройки с учетом современных требований к ним. В этом наборе имеются панельные блоки разных размеров, окна, двери, легко вставляющие­ся в пазы, детали, которые дают возможность создавать много­этажные здания с балконами и другим архитектурным оформлением. Необходимы также тематические наборы, например «Космодром», «Железнодорожный вокзал», «Судостроитель» и др. Из крупных строительных наборов в этой группе должен быть строительный набор Е. А. Флериной, крупный строительный материал на участке.

В старшей и подготовительной к школе группах желательно также иметь металлические конструкторы. Под руководством воспитателя дети знакомятся с новыми способами соединения де­талей, учатся создавать подвижные конструкции. Можно исполь­зовать конструкторы В.П. Поликарпова, деревянные и пластмассо­вые конструкторы с различными способами крепления (на штифтах, пазах).

 

Материалы и инструменты для занятий конструированием

 

В уголках для занятий конструированием во всех возрастных груп­пах желательно иметь разнообразные мелкие игрушки: мягкие, резиновые, металлические, пластмассовые, полиэтиленовые фигурки людей, животных, птиц, машины. Детей нужно учить пользоваться этими игрушками при создании построек (соизмерять постройки с игрушками, обыгрывать готовые конструкции).

В старшей и подготовительной к школе группах для самостоя­тельной конструктивной деятельности необходимо иметь природный материал, бумагу белую и цветную, мягкий картон, лоскутки, цвет­ные карандаши, краски гуашь, клей и другие дополнительные материалы, которые хранятся в уголке ручного труда и доступны детям для пользования. (В средней группе эти материалы находятся у педагога, поскольку они используются только на занятиях.) Уголок необходимо систематически пополнять материалами, привле­кая к этому детей и их родителей.

В работе с природным материалом часто используются желуди с чашечками, плоды каштана. Свежие, они легко режутся и прокалываются шилом. Чтобы можно было пользоваться высохши­ми желудями и каштанами, их надо залить холодной водой на сут­ки. Затем вынуть из воды и сутки подержать в прохладном месте. Тогда их снова можно резать, прокалывать и склеивать. Из желудей можно сделать разнообразные фигурки людей, животных, птиц. Они хорошо передают форму головы и туловища.

Шишки (еловые, сосновые, кипарисовые, ольховые, туи) очень разнообразны по форме, хорошо склеиваются любым клеем и могут удачно использоваться в детских работах. Собирать их надо нераскрывшимися, так как в таком виде они применяются чаще. Но можно и раскрыть их, если на несколько часов положить в теплую духовку. Нераскрывшиеся шишки в по­мещении быстро раскрываются. Чтобы этого не случилось, их надо покрыть клеем БФ-2. Затем поставить сушить шишку вертикально на фанеру. Из раскрывшейся шишки можно сделать нераскрывшую­ся, если подержать ее в воде или в мокрой тряпке, пока шишка закроется. Сразу же после этого ее нужно покрыть клеем. Верхушки шишек можно срезать, но тогда срез покрыть клеем, шишку поста­вить на 10—15 мин вверх срезом, чтобы клей проник под чешуйки.

Шишки особенно часто используются при конструировании са­мых разнообразных предметов и их частей. Раскрывшиеся сосновые и еловые шишки хорошо передают форму елочек, а если их под­резать сверху и поставить на срез, они напомнят туловище чело­века, одетого в длинную одежду, иногда животного, птиц и даже насекомых. Хорошо раскрывшаяся шишка потребуется для юбки балерины. Кипарисовые шишки прекрасно изображают футболь­ный мяч. Маленькие шишки туи понадобятся для изготовления лап животных, кулачков человека, для бус. Хороши для этого и ольхо­вые шишки.

Большим успехом пользуются орехи: грецкие, лесные, кедро­вые. Лесные орехи собираются зрелыми, но когда зеленая оболочка еще не отделилась. Незрелые орехи не пригодны, так как быстро чернеют. Орехи надо сушить рассыпанными. На некоторых из них (которые нужны для изготовления головы и лица) зеленую оболочку следует отогнуть вверх, чтобы они так и высохли. (Сухую припод­нять нельзя, она ломается.) Такой орех будет нужен для головы в шляпе со своеобразной прической. Грецкие орехи хорошо склеиваются, протыкаются шилом. Их с успехом можно применять для туловища птиц, ежика, корпуса лодки.

В конструировании из природного материала используют кос­точки фруктов (вишен, слив, абрикосов, персиков, хурмы), семена диких растении. Из них хороши башмачки, туловища птиц (голубя, цапли, курицы и др.), лапки животных. Их можно приклеивать клеем, скреплять пластилином. Интересным поделочным материалом являются твердые дре­весные грибы (на деревьях хвойных пород, на дубе, осине). Они хорошо склеиваются, режутся, прокалываются. Применение их разнообразное. Это и шляпы, и юбки, и подставки для поделок. По­крытые лаком, они становятся яркими, приятными.

В работе потребуются веточки, сучки, но при их сборе нельзя губить деревья и кустарники. Собирать можно только сухие ветки на спиленных деревьях. Из веточек ели, березы, сирени легко сделать конечности человека, животных и птиц, а также опреде­ленные композиции («Колобок в лесу», «Ворона на дереве»). Можно использовать кукурузные початки без зерен, их мягкую оболочку с листьями. С этим материалом легко работать, он хорошо приклеивается, режется ножницами, прокалывается шилом. По­чатки могут заменять шишки. Из мягких листьев можно сделать платья, платки, косынки, крылья птицам, бабочкам, насе­комым.

Ракушки речные и морские разной величины и формы также хороший поделочный материал. Они прочно склеиваются, из них легко сделать туловище плавающих птиц (гусей, лебедей, цапли, и др.), плоскую вазочку для цветов; мелкие ракушки будут нужны для головного убора.

Кору можно собирать только с засохших деревьев. Кора хорошо режется, прокалывается, склеивается. Наибо­лее пригодна толстая сосновая и тонкая березовая кора (береста). Из толстой сосновой коры можно вырезать лодочки, сделать под­ставки для поделок, некоторые детали и даже фигурки; из бересты вырезают крылья птиц, кисти рук, лапы птиц, морские волны и др. В работе учитывается одно из свойств бересты — при высыхании скручиваться в трубочку, которая иногда нужна в работе (волны бушующего моря). Когда же нужна ровная береста, ее можно расправить в горячей воде, разостлать на столе или на другой дере­вянной плоскости, накрыть доской и придавить грузом. По высыха­нии она готова для работы. Ровную бересту можно легко снова скрутить, если опустить в кипяток, подержать в нем несколько минут.

Солому легко заготовить, особенно в местах, где выращивают злаковые растения. Для поделок лучшей является солома из обмолоченной пшеницы. Если ее в течение суток вымочить в воде, из нее можно сделать фигурки людей и животных. Для поделки куклы, например, пучок размоченной соломы нужно согнуть по­полам и перевязать крепкой ниткой. Из другого пучка вместе с гиб­кой проволокой сплести косу, а концы также связать крепкой ниткой. Для юбки надо нанизать на нитку ряд соломинок, ровно подрезать их концы и завязать вокруг талии. Голову повязать яркой косын­кой из материи. Рукам придать форму, изогнув их, концы косы на некотором расстоянии перевязать. Перевязывая пуч­ки соломы, можно выполнить фигурки животных.

Семена — крылатки ясеня, клена, липы используются как до­полняющий поделки материал. Собирать их нужно зрелыми, чтобы сохранить зеленый цвет. Они прекрасно передают форму ушей зай­ца и белки, оперения головы птицы, хвостов, юбок для девочек, бале­рин, крылья стрекоз и т. д. Хранить семена лучше в картонной коробке. Засушенные цветы, листья и стебли с листьями трав применяются при поделке клумб, ваз и как дополнение при состав­лении тематических композиций (например, «Машенька и мед­ведь», «Лесной гномик» и др.).

Не следует заготавливать материал трудный в обработке или опасный, как, например, репейник, который причиняет боль, а так­же использовать продукты питания (фасоль, бобы и др.).

Очень убедительно выглядят поделки, части которых сделаны из других материалов, например, из перьев птиц. Это могут быть хвосты, оперение, туловища, крылья и даже цветы.

Необходимо иметь гибкую медную проволоку, проволоку в хлор­виниловой изоляции разной расцветки. Она понадобится, чтобы сделать длинную шею птице и соответствующим образом ее вы­гнуть, руки фигурки из соломы, ноги у животных. Иногда можно использовать пенопласт и поролон. Пенопласт легко режется ножом или ножницами. Из него можно делать льди­ны, снежную подставку. Из поролона легко вырезать мелкие де­тали — башмачки, крылья и др. Используются также следующие инструменты и дополнительные материалы: шило, иголка, нож (которые находятся у педагога), ножницы, клей казеиновый, декстриновый, глина, пластилин.

В подготовительной к школе группе желательно иметь альбом с фотографиями или рисунками разнообразных построек в своем городе, с фотографиями наиболее знакомых детям сооружений сто­лицы нашей Родины Москвы (Московский Кремль, его башни, Боль­шой театр и др.); великих сооружений страны (Волго-Донской ка­нал и др.), а также фотографии мостов, различных видов транс­порта. Кроме того, полезно сделать альбомы с фотографиями лучших работ из природного материала и других материалов, выполненных воспитателем или детьми.