Финансирование за счет собственных средств.

Тема №10. Управление пассивами. Выбор источников финансирования.

Задачи управления пассивами включают в себя формирование структуры капитала компании, разработку политики привлечения капитала на наиболее выгодных для компании условиях и в наиболее выгодной комбинации собственных и заемных средств, определение принципов дивидендной политики.

 

Основными принципами формирования капитала являются:

1. Учет перспектив развития хозяйственной деятельности предприятия;

2. Обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов предприятия;

3. Обеспечение оптимальности структуры капитала в целях эффективного использования;

4. Обеспечение минимизации затрат по формированию капитала из различных источников;

5. Обеспечение эффективного использования капитала в процессе хозяйственной деятельности.

Пассивы предприятия представляют собой решения по выбору источников финансирования имущества предприятия.

В финансовом менеджменте под внутренними и внешними источ­никами финансирования понимают соответственно собственные и привлеченные (в том числе заемные) средства.

 

структура пассива баланса, характеризующе­го источники средств, показывает, что основными их видами являют­ся:

· внутренние источники (средства собственников или участников в виде уставного капитала, нераспределенной прибыли и фондов соб­ственных средств). Собственный капитал является основным источником финансирования.

· заемные средства (ссуды и займы банков и прочих инвесторов), временно привлеченные средства (кредиторы).

 

Причины их образования, а также величина и доля в общей сумме источни­ков средств могут быть различными.

Формирование собственного (уставного) капитала возможно путем осуществления эмиссионной политики, заключающейся в привлечении необходимого объема средств за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций.

Уставный капиталпредставляет собой сумму средств, предостав­ленных собственниками для обеспечения уставной деятельности пред­приятия. Уставный капитал изначально создается как основа стартового капитала, необходимого для учреждения коммерческой организации. При этом владельцы или участники коммерческой организации фор­мируют его исходя из собственных финансовых возможностей и в размере, достаточном для выполнения той деятельности, ради кото­рой она создается. Содержание категории «уставный капитал» зависит от орга­низационно-правовой формы предприятия.

При создании предприятия вкладами в его уставный капитал мо­гут быть денежные средства, материальные и нематериальные акти­вы. В момент передачи активов в виде вклада в уставный капитал пра­во собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, т.е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации предприятия или выхода участника из состава об­щества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию сво­ей доли в рамках остаточного имущества, но никак не на возврат объек­тов, переданных им в свое время в виде вклада в уставный капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательств пред­приятия перед инвесторами.

Уставный капитал формируется при первоначальном инвестиро­вании средств. Его величина объявляется при регистрации предпри­ятия, а любые корректировки размера уставного капитала (дополни­тельная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присо­единение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и по­рядке, предусмотренных действующим законодательством и учреди­тельными документами.

Формирование уставного капитала может сопровождаться образо­ванием дополнительного источника средств - премии на акции. Этот источник образуется в случае, когда в ходе первичной эмиссии акции продаются по цене выше номинала. При получении этих сумм они зачисляются в добавочный капитал.

Разработка эффективной эмиссионной политики предприятия охватывает следующие этапы:

1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций;

2. Определение целей эмиссии;

3. Определение объема эмиссии;

4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций;

5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала;

6. Определение эффективности форм андеррайтинга.

Эмиссия -(от лат. emissio - выпуск), выпуск в обращение банковских и казначейских билетов, бумажных денег и ценных бумаг.

Андеррайтинг - от англ. underwriting - подписание - Покупка ценных бумаг новых выпусков для перепродажи. Для реализации А. организуется синдикат, гарантирующий размещение.

 

Источниками финансирования за счет выпуска акционерных бумаг являются привилегированные и обыкновенные (обычные) акции.

Прибыльслужит основным источником средств динамично разви­вающегося предприятия. В балансе она присутствует в явном виде как «нераспределенная прибыль отчетного года» и «нераспределенная прибыль прошлых лет», а также завуалировано - в виде созданных за счет прибыли фондов и резервов. В условиях рыночной экономики величина прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, зави­сит от многих факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов.

Наращивание прибыли достигается за счет роста доходов и/или сокращения затрат, а также за счет выбора та приемов учета, которые позволяют наиболее целесообразно исчислять финансовые результаты и на законных основаниях снизить налоги.

 

Прибыль выступает также основным источником формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возме­щения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйствен­ной деятельности, т.е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными до­кументами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами.

Добавочный капиталкак источник средств предприятия образует­ся, как правило, в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. Нормативными документами запрещается использование его на цели потребления.

Специфическими источниками средств являются фонды специаль­ного назначения; безвозмездно полученные ценности, а также безвоз­вратные и возвратные государственные ассигнования на финансиро­вание непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособнос­ти предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирова­ние, и др.