Общая характеристика башенных кранов.

Башенный кран представляет собой Г-образную свободно стоящую поворотную конструкцию, у которой стрела шарнирно закреплена в верхней части. Такая конструкция дает большое подстреловое пространство, возможность обслуживания нескольких объектов или площадок с одной стоянки, возможность наращивания башни по высоте и т.д.

По конструкции башенные краны делятся на краны с поворотной и неповоротной башней. У кранов с поворотной башней (рисунок 6, а) опорно-поворотное устройство 1, на которое опирается поворотная часть крана, расположено внизу на ходовой раме крана или на портале. Поворотная часть кранов включает (за исключением кранов 8-й размерной группы) поворотную платформу 2, на которой размещены грузовая 12 и стреловая 3 лебедки, механизм поворота, плиты противовеса 4, башня 11 с оголовком 7, распоркой 6 и стрелой 9. У кранов с неповоротной башней (рисунок 6, б) опорно-поворотное устройство 1 расположено в верхней части башни.

 
 


а) б)

Рисунок 6 – Башенные краны: а – с поворотной башней и подъемной стрелой, б – с неповоротной башней и балочной стрелой

Поворотная часть таких кранов включает поворотный оголовок 7, механизм поворота, стрелу 9 и противовесную консоль 15, на которой размещены лебедки и противовес 4, служащий для уменьшения изгибающего момента, действующего на башню крана. На ходовой раме 13 кранов с неповоротной башней уложены плиты балласта 19, а с боковой стороны башни расположены монтажная стойка 18 с лебедкой и полиспастом, предназначенная для поднятия и опускания верхней части крана при его монтаже и демонтаже. Ходовые рамы опираются на ходовые тележки 14, которые обеспечивают передвижение кранов по подкрановым путям [1].

По типу стрел различают краны с подъемной (маневровой), балочной и шарнирно-сочлененной стрелами. У кранов с подъемной стрелой (рисунок 6, а), к головным блокам которой подвешена крюковая подвеска 10, вылет изменяется поворотом стрелы в вертикальной плоскости относительно опорного шарнира с помощью стреловой лебедки 3, стрелового полиспаста 5 и стрелового расчала 8. У кранов с балочной стрелой (рисунок 6, б) вылет изменяется при перемещении по нижним ездовым поясам стрелы грузовой тележки 17 с подвешенной крюковой подвеской. Перемещение грузовой тележки осуществляется с помощью тележечной лебедки 16 и каната. У кранов с шарнирно-сочлененной стрелой, стрела состоит из шарнирно соединенных основной и головной (гуська) частей, которые могут быть в виде подъемной или балочной стрелы. В первом случае вылет изменяется поворотом (подъемом) всей шарнирно-сочлененной стрелы с крюковой подвеской, подвешенной на головных блоках, во втором — сочетанием подъема всей стрелы с последующим перемещением грузовой тележки по балкам головной секции стрелы. Подъем и опускание груза осуществляются с помощью грузовой лебедки 12, грузового каната и крюковой подвески [1].

По способу установки краны разделяются на передвижные, стационарные и самоподъемные.

На рис. 7 рассматривается передвижной рельсоколесный башенный кран с неповоротной башней и балочной стрелой.

Конструктивная схема башенного крана КБ-674 представлена на рис. 7.

 

Рисунок 7 - а) Схема крана. б) Перемещение противовеса. в) Перемещения каретки. г) Подъёма груза при четырёхкратном полиспасте. д) то же, при двукратном полиспасте. е) график грузоподъёмности. 1 - Противовес. 2 - Противовесная консоль. 3 - Оттяжка консоли. 4 - Поворотный оголовок. 5 - Кабина управления. 6 - Оттяжка сторелы. 7 - Стрела. 8 - Грузовая тележка. 9 - Крюковая подвеска. 10 - Башня. 11 - Подъёмник. 12 - Подкосы башни. 13 - Плиты баласта. 14 - Ходовая рама. 15 - Ходовые тележки. 16 - Монтажная стойка. 17 - Опорно-поворотное устройство.