Основные направления политико-правовой идеологии средневековья.
На протяжении всей политической истории западноевропейского средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью (папством) и светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Одной из центральных проблем тогдашнего политико-правового знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство). Соответственно боролись светское (обычное и статутное) право и право каноническое.
Приверженцы канонического права стремились обосновать необходимость подчинения мирских законов церковному канону – Библии, папским буллам и т.п. Так монах Грациан составил в XII веке первый свод канонического права – «Кодекс Грациана». Он отстаивал идею, что церковь имеет законное право судить не только церковные дела, но и светские дела.
Обосновывая политические притязания церкви, ее идеологи утверждали, что могущество государей происходит от церкви, а она получила свой авторитет непосредственно от Христа. Отсюда проистекает безусловная обязанность христианских государей подчиняться главе христианской церкви. Как утверждали богословы, государь есть слуга церкви, служащий в таких делах, которые недостойны духовного лица.
Вершины могущества как в политической, так и в духовной жизни средневековой Европы папство достигло в XIII веке. Тогда же завершилось создание системы схоластики – католической теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума (посредством умозаключений).Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний.(Теология - система обоснования религиозного учения; комплекс доказательств истинности догматики, религиозной морали, правил и норм поведения верующих и духовенства.)
Крупнейшим идеологом католической церкви был ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274 гг.). Он жил в то время, когда церковь достигла своего величия и власти. В целях придания своему учению большей достоверности и привлекательности, он предпринял попытку соединить в нем теологию с наукой. Для этого он использовал труды Аристотеля, интерес к которым в то время стал проявляться в Западной Европе, но с таким расчетом, чтобы подчинить их богословию. Это привело Аквинского к схоластике.
Следуя за Аристотелем, Аквинский утверждает, что государство-результат естественного стремления человека к общению, которое ему необходимо для удовлетворения своих потребностей. Цель государства - общее благо. Эта цель, по мнению Аквинского, предполагает сохранение феодальных устоев с их сословным делением, крепостничества, отстранение простого люда от политики, беспрекословное подчинение властям. «Всякая власть от Бога, поэтому долг каждого состоит в повиновении правителю, если, конечно, он не злоупотребляет своим положением, не нарушает законов. В противном случае народ имеет право на восстание и свержение его, но лишь при согласии на это церкви и папства. Лучшей формой правления он считал монархию, которая подобно божественной власти управляется одним разумом.
Большое внимание Аквинский уделяет законам. Первым из них он называет вечный закон, который лежит в основе всего миропорядка. Его носитель – божественный разум. К этому закону он относил и Библию. Отражением вечного закона в человеческом разуме является естественный закон. Этот закон направлен на самосохранение и продолжение рода человеческого, на установление должных отношений между людьми. Наконец, человеческий закон, который устанавливается государством. Необходимость его обусловливается несовершенством людей, способных творить зло, проявлять нечестность, руководствоваться ложным пониманием правды. Человеческий закон служит претворению в жизнь естественного закона путем имеющихся у государства средств. Если человеческий закон (право) противоречит естественному закону, то он признается не состоятельным и подлежит отмене.
Политико-правовые взгляды Аквинского были восхвалением римско-католической церкви, которой отдается предпочтение над светской властью, предоставляется право формирования идеологии и контроля за публицистикой. Ученый-теолог был ярым врагом ересей, требования которых были направлены против духовенства и церкви, извращающих подлинное учение Христа, за равенство всех сынов божьих.
Противоположные Аквинскому идейно-политические взгляды исповедовал Марсилий Падуанский (ок. 1275-ок. 1343 гг). Он – выразитель интересов тех слоев зажиточного городского населения, которые с развитием промышленности и торговли все более основательно заявляли о себе, требуя укрепления королевской власти, устранения феодальной междоусобицы и отстранения церкви от светской власти.
В своем сочинении "Защитник мира" Падуанский выступает в качестве обличителя католической церкви, возлагая на нее ответственность за все людские несчастья, включая сюда и войны, которые нарушают должный порядок в обществе, обостряют отношения между государствами. Его требование - свести деятельность церкви к занятию духовной жизнью людей.
Государство, полагал Падуанский, - результат естественного развития человеческого общежития, начало которому положила семья. Далее был род, племя. Завершающей стадией явилось государство, основанное на согласии людей его населяющих и защищающее их общие интересы. В этом подходе к вопросу о происхождении и назначении государства легко прослеживается подражание аристотелевскому учению.
Падуанский - сторонник монархии, но не наследственной, а избираемой. Единственным источником власти он считал народ в лице его высших сословий: военных, священников, чиновников. Именно они, по мнению ученого, озабочены общими интересами. В то время как низшие сословия: торговцы, земледельцы, ремесленники представляют собой простой народ, занятый лишь своими интересами.
Падуанский различает два вида законов: божественный и человеческий. Первый из них дает оценку всевышнего жизни и деятельности человека на земле и в зависимости от ее результатов определяет место смертного в потустороннем мире. Второй - нацелен на достижение общего блага, укрепление власти и выполнение ее решений. Из этого следует, что церковь, служа высшей цели, определяемой Богом, не должна вмешиваться в мирские дела; она имеет право учить, но не наказывать. Человеческий закон должен приниматься народом, который является законодателем. Исполнительная власть действует в рамках, отведенных ею законодателем, и призвана строго выполнять его решении, законы.
Заслуга Падуанского состоит в том, что он с опережением времени выдвинул ряд положений, на которые в трудах позднейших мыслителей было обращено существенное внимание, и которые оказались в числе требований, выдвинутых первыми буржуазными революциями.
Средневековые ереси. Эксплуатация и насилие, произвол и неравенство, которые имели место в Средние века, вызывали протест угнетенных. При доминирующем положении религии в общественном сознании такой классовый протест не мог не облачиться в религиозную оболочку. Он принимал форму ересей – оппозиционных или прямо враждебных официальному вероучению идейных течений, распространяемых их приверженцами.
Одно из первых крупных еретических движений, имевших европейский резонанс – богомильство (Болгария X – XIII вв.). Богомильское учение отражало настроения закрепощаемых болгарских крестьян, которые выступили против феодально-церковной эксплуатации и национального угнетения страны Византийской империи. Взгляды, аналогичные богомильским и выраставшие примерно на одинаковой (с богомильством) социальной почве, проповедовали в западной Европе в XI – XIII вв. катары, патарены, альбигойцы, вальдепсы и др.
Программы еретических движений, выразившие интересы самых обездоленных, плебейско-крестьянских масс, призывали верующих вернуться к раннехристианской организации церкви. При этом Библия стала в руках еретиков грозным и мощным орудием в их борьбе против римско-католической церкви, которая одно время была вынуждена запретить мирянам ее чтение (булла папы Григория IX, 1231 г).
Оппозиционный характер упомянутым ересям предавал прежде всего содержащиеся в них острая критика современной им католической церкви. Резко осуждались ее иерархическая структура и пышная обрядность, неправедно нажитые ею богатства и погрязшие в пороке священнослужители, извратившие, по убеждению еретиков, подлинное учение Христа. Пафос большинства этих ересей заключался, в частности в том, что они клеймили установившееся и все усиливающее неравенство (особенно имущественное), отвергали собственность, порицали наживу. Для богомилов, катаров, вальденсов была не приемлема не только официальная церковь и ее институты: они отрицали так же государственность, весь общественный строй.
Среди крестьянско-плебейских средневековых ересей выделялись так же лолларды – нищенствующие священники в Англии, пытавшиеся подражать ранним христианам, и табориты в Чехии, выступавшие не только против церкви, но и за отмену феодального рабства. Крестьянско-плебейские ереси носили радикальный характер, они были широко распространены особенно в ходе крестьянских восстаний против феодального гнета.
Интересы жителей городов, начавших укреплять свое влияние на государственные и общественные дела, выразились в бюргерских ересях. Среди видных представителей бюргерских ересей – доктор богословия и профессор Оксфордского университета (Англия), Джон Уиклиф (1324 - 1384) и чешский теолог Ян Гус (1371 - 1415).
Джон Уиклиф настаивал на независимости английской церкви от римской курии, оспаривал принцип непогрешимости пап и возражал против вмешательства церковных кругов в дела государства. Вместе с тем он отклонял уравнительные лозунги крестьянско-плебейских идеологов, полагая частную собственность и деление общества на сословия идущими от бога.
Ян Гус был последователем Джона Уиклифа. Неортодоксальное содержание проповедей Яна Гуса совпадало с мотивами национально-освободительной борьбы широких масс Чехии против немецких феодалов. Идейные платформы Джона Уиклифа и Яна Гуса мало отличались друг от друга.
К концу позднего Средневековья феодальные устои в Западной Европе стали приходить в несоответствие с требованиями развивающихся промышленности и торговли. Рост капитализма и нарождающийся класс
буржуазии объективно нуждались в раскрепощении общественной мысли, освобождении ее от религиозных догматов с тем, чтобы использовать ее в своих практических целях. Это пробуждало большой интерес к знаниям, который дал свои плоды: совершается научная революция. Происходит становление новой эпохи - эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.), получившей такое название благодаря использованию идеалов Античного мира в интересах буржуазного общества.
В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:
1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: «О граде Божьем» Августина Блаженного и «О правлении государей» Фомы Аквинского как основные источники теологической теории происхождения государства: общее и особенное. Сущность теоцентристского миропонимания и его отражение в представлениях о государстве и праве.
2. Доработать конспект.
3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарским занятиям по следующим вопросам:
1.Политико-правовые доктрины раннего христианства.
2.Основные направления политико-правовой идеологии средневековья.