Вопрос 25. Проблема сплочения коллектива.
Сплоченность группы включает такие социально-психологические характеристики как, целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированность), структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность). Кратко остановимся на каждой характеристике, рассмотрим параметры и показатели их оценки.
1.Под целенаправленностью группы понимается стремление к основной, общественно значимой цели. Она характеризуется групповыми интересами, содержанием целей, которые выдвигает перед собой группа, коллективными социальными установками, убеждениями, идеалами. Показателями целенаправленности могут выступать:
1) уровень проявления таких видов направленности, как направленность на совместную деятельность, на взаимоотношения друг с другом, на сбою позицию в деятельности и в системе отношений;
2) соотношение этих видов;
3) соотношение личностных и коллективных целей, т.е. их соответствие, взаимное дополнение, совпадение, расхождение, противоречие и т.п.
2. Мотивированность как свойство группы представляет собой активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятельности. Она характеризует такое состояние мотивационной сферы участников совместной деятельности, при котором имеют место эмоциональные переживания потребности, влечения, желания действовать вместе, а также осознание необходимости совместной деятельности и пристрастное, увлеченное отношение к ней. Проявляется она в особенностях активности и заинтересованности членов коллектива в совместной деятельности, в их включенности в нее. Поэтому показателями мотивированности могут служить уровень активности участников совместной деятельности, напряженность (интенсивность) их деятельности, степень удовлетворенности участием в совместной деятельности и др.
3.Под целостностью (или интегрированностью) группы понимается внутреннее единство составляющих его элементов, т.е. степень взаимосвязанности и взаимозависимости членов группы - объединенность, совместность, сопряженность и т.д. Показателями целостности группы могут служить отношения числа совместно выполняющих функций к общему их числу, характер доминирующих связей между членами коллектива.
4. Структурированность группы означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами коллектива, способность коллектива легко разделяться на основные элементы и части в соответствии с решаемыми задачами. Показателями структурированности выступают доминирующие способы распределения функций ^взаимное дополнение, подстраховка, дублирование и т.д.), способы принятия ответственности за выполнение функций в коллективе (концентраций, распределение, диффузия ответственности), характеристики делового взаимовлияния.
5. Согласованность как свойство группы представляет гармоническое сочетание его членов, взаимную обусловленность их действий. Согласованность (или рассогласованность) проявляется на всех этапах выполнения совместной деятельности. Она может оцениваться с помощью следующих показателей: доминирующих способов разрешения разногласий и противоречий, ведущей «зоны» согласований действий членов коллектива, уровня конфликтности и типичных способов поведения его членов в конфликтной ситуации.
6. Организованность группы означает упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать точно в соответствии с заранее установленным планом (планомерность), т.е. управляемость, включающая уровни исполнительности и самоорганизованности. Показателем уровня исполнительности служат частота следования внешним управляющие воздействиям, а также стиль исполнения. Уровень самоорганизованности характеризуется через показатели активности коллектива в управлении своей деятельностью (количество членов, принимающих участие в управлении коллективом; количество выполняемых ими управленческих функций; потенциал лидерства, способы включения членов коллектива в управление, его направленность и др.).
7.Интегральной характеристикой сплоченности группы является ее результативность, которая означает способность достигать положительного итога, т.е. его продуктивность, производительность, эффективность. Выбор показателей результативности должен осуществляться с учетом конкретной специфики деятельности группы.
Социально-психологический климат характеризует комфортность личности в группе. Признаками благоприятного социально-психологического климата являются доверие военнослужащих друг к другу, доброжелательность, свобода выражения своего мнения, степень удовлетворенности и эмоциональной включенности человека в жизнь группы, отсутствие социальной деприваций и напряженности.
Для изучения социально-психологического климата в коллективе чаще всего используют опросники, выявляющие степень удовлетворенности членов группы различными аспектами жизнедеятельности организации.
Вопрос № 26. Понятие, причины и классификация конфликтов. Динамика конфликта.
В общем смысле, конфликт (от лат. сonflictus – столкновение) – это способ разрешения значимых для личности противоречий путем противодействия, противоборства и проявлением отрицательных эмоций. Конфликт можно отнести к одному из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности военнослужащего. Наряду с трудными ситуациями деятельности, социальные и внутриличностные конфликты обладают основными признаками трудной ситуации.
Предмет конфликта — это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Это может быть проблема власти, обладания теми или иными ценностями, проблема первенства или совместимости (в когнитивном конфликте это и есть то, что называют предметом дискуссии).
Нередко используют понятие объекта конфликта, под которым подразумевают ту конкретную материальную или духовную ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта. Объектом конфликта, по сути дела, может выступать любой элемент материального мира и социальной реальности, способный служить предметом личных, групповых, общественных, государственных интересов. Чтобы стать объектом конфликта, этот элемент должен находиться на пересечении интересов различных социальных субъектов, которые стремятся к единоличному контролю над ним.
Основные типологии конфликтов. Естественные классификации – выделение естественного распределения по признакам и искусственные классификации – выделение признаков исследователем и распределение.
Основания для выделения типологий конфликтов:
Социальные конфликты:
- межличностные конфликты – конфликт, участники которого, отдельные личности;
- конфликты личность-группа – участники: личность и весь коллектив;
- конфликт между малыми социальными группами;
- конфликт между средними социальными группами (забастовка);
- конфликт между большими социальными группами (межэтнические конфликты, межконфессиональные конфликты);
- межгосударственные конфликты: между отдельными государствами и между коалициями государств.
- внутриличностные конфликты (взаимодействие мотивов, ценностей и самооценки):
По другим основаниям можно выделить следующие конфликты: по типу отношений (по горизонтали, по вертикали, по диагонали); по времени протекания (краткосрочные, временные стычки, затяжные); по последствиям (конструктивные, деструктивные); по сферам жизнедеятельности (бытовые, служебные и т.д.); по интенсивности протекания (высокой, средней, низкой); по сфере вовлеченности других людей (локальные, глобальные); по объекту конфликта (ресурсные конфликты, статусно-ролевые, ценностно-нормативные).
Рассмотрим более подробно социальные конфликты, под которыми понимаются наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и переживании ими негативных эмоций и чувств по отношению друг к другу. Из социальных конфликтов в среде военнослужащих преобладают внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой и межгрупповые конфликты.
Внутриличностный конфликт. Участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п.
Межличностный конфликт. Участниками конфликта являются отдельные личности, называемые оппонентами, между которыми возникли противоречия.