Динамика психологического развития воинского коллектива.
Вопрос № 23. Сущность и структура малой социальной группы. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Малую группу можно определить как объединение людей, сформированное на основе определенной деятельности, члены которой соединяются друг с другом непосредственными эмоциональными, нравственными и деловыми связями.
Психологическая структура малой группы,включает следующие элементы:
1. Коммуникативные процессы, то есть различные формы информационного и вещественно-энергетического обмена между людьми, который предпринимается для подготовки и осуществления единого коллективного действия или для установления, укрепления или поддержания связей между людьми. Обычно рассматривают два коммуникативных процесса - общение и взаимодействие.
2. Социально-психологические явления (состояния) группы, под которыми понимаются особые качественно своеобразные, более или менее продолжительные комплексы наличных функций и процессов группы, то есть психическая жизнь группы во всей своей сложности, но взятая в некоторых отношениях, иначе сказать, в некоторых сферах:
- состояние когнитивной (познавательной) сферы психической жизни группы описывается таким понятием, как групповое мнение;
- групповые состояния, взятые в отношении внутренней структуры группы- взаимоотношения;
- состояние эмоциональной сферы психической жизни группы называется групповым настроением;
- регулятивные состояния группы включают поведенческие стереотипы группы - привычки и традиции,
- поведенческие состояния группы, которые настолько многообразны, насколько многообразна деятельность группы; например, со служебной и боевой деятельностью связаны такие состоянии, как боевая готовность, паника, конфликт.
3. Социально-психологические свойства (характеристики) группы. Основными свойствами группы являются сплоченность исоциально- психологический климат.
1. Диффузная группа, которая характеризуется отношениями непосредственной зависимости (например, симпатия - антипатия), которые быстро связываются и быстро рвутся. Социально-психологические характеристики группы основываются только на общении.
2. Ассоциация, в которой межличностные отношения формируются на основе совместной деятельности.
3. Коллектив, в котором межличностные отношения и другие социально-психологические явления сложились на основе понимания целей и задач совместной деятельности.
Воинское подразделение включает в себя ряд подсистем, которым присущи свои социально-психологические особенности.Среди таких подсистем есть формальные группы — это строевые отделения, боевые расчеты, экипажи, караулы, а есть и неформальные группы: группы земляков, друзей, любителей музыки и т. п. Кроме того, в подразделении существуютранговые группы — группы, связанные с функциями управления и руководства личным составом. Это могут быть официальные ранговые группы сержантов, прапорщиков, офицеров, комсомольского актива, которые управляют людьми согласно своим функциональным или общественным обязанностям, но могут быть и неофициальные ранговые группы старослужащих, которые руководят воинами в соответствии со двоими эгоистическими интересами.
Управление группами военнослужащих основывается на анализе уровня их развития. Обычно любая социальная группа проходит три уровня развития: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень характерен для группы военнослужащих, которые только что объединились на основе приказа (призывники) или личных интересов (любители шахмат). Такая группа называется ассоциацией. Ее структура и дальнейшее развитие во многом зависят от количества воинов. Исследования показывают, что каждый военнослужащий в группе не может находиться в объективных личностных отношениях более чем с 7—12 другими воинами. Отношения, создающиеся в такой группе, составляют внутреннюю структуру элементарной группы. Если группа больше 15 человек, то она стремится к разделению на две группы.
Наблюдения за поведением призывников в процессе прохождения ими курса молодого солдата свидетельствуют о том, что им требуется от трех до пяти дней, чтобы познакомиться друг с другом, уменьшить депрессивные настроения, установить эмоциональные контакты. Иногда это происходит раньше, еще в пути следования к месту службы. Среди земляков, ребят одной национальности сразу же можно определить лидера и круг его общения. Если в команде призывники разделились на две-три группы с активными лидерами, то между ними могут возникнуть эмоциональные конфликты либо отношения спортивного соперничества. В этом случае офицеру нужно своевременно предупреждать, чтобы шутка не превратилась в искру недоброжелательности между группами земляков, не чувствующих еще себя солдатами. Управлять целесообразно через лидеров, а для этого с ними нужно обеспечить прочный контакт и взаимопонимание.
Если группа-ассоциация не распадается, то она переходит на средний уровень своего развития, который характеризуется более осознанной деятельностью и дисциплинированностью военнослужащих. В социальной психологии такую группу называют кооперацией. В ней наблюдаются прочные служебные и товарищеские отношения. Командные функции выполняют назначенные лица, имеющие определенную власть. Кроме того, в группах-кооперациях существуют неофициальные лидеры, которые либо поддерживают младших командиров, либо затрудняют официальное управление.
Исследования показали, что развитие групп происходит наиболее интенсивно, когда командир, изучая подчиненных, упорядочивает их взаимоотношения, сглаживает противоречия. Большую помощь ему оказывают подготовленные сержанты ii положительно ориентированные лидеры. При благоприятных условиях в подразделении через 10—15 дней образуются две-три группы-кооперации численностью не более чем по 3—6 военнослужащих. Проходит некоторое время, и они могут перейти на более высокий уровень своего развития — уровень автономизации.
Автономная группа характеризуется четкой организационной структурой и дисциплиной, внутренним единством целей и мотивов деятельности. В таких группах возрастает управленческая роль младших командиров и социальная активность лидеров. Обычно между ними существенных противоречий нет, хотя и возникают некоторые рассогласования. Руководитель может опираться на младших командиров и лидеров, доверяя им некоторые ответственные задачи.
Установлено, что групповое развитие во многом определяется эмоциональной удовлетворенностью и совместимостью личного состава. Если воины пренебрегают личными интересами во имя достижения групповых целей, то группы могут стать автономными за 15—20 дней, в противном случае остаются на уровне кооперации или распадаются. Быстрее всего автономизации достигают те группы, члены которых до службы в армии приобрели социальный опыт, были школьными активистами, занимались общественной деятельностью, входили в неформальные объединения.
От уровня социального развития воинской группы во многом зависит эффективность ее служебной и боевой деятельности. Эксперименты показали, что в сложных условиях аварий и стихийных бедствий группы типа «ассоциация» и «кооперация» становятся неуправляемыми, легко поддаются панике и распадаются, в то время как автономные группы не снижают результатов деятельности. Для автономных групп сложные и опасные ситуации становятся как бы катализаторами социальной активности, воины, чувствуя поддержку друг друга, преодолевают все трудности и еще более сплачиваются.
Если воины объединяются на основе общих служебных интересов, социально полезных целей, нравственных ценностей, не замыкаются внутри своей группы, а стремятся к широким контактам и дружбе с другими военнослужащими, то такая автономная группа превращается в воинский коллектив.
Если воины скрывают свои намерения, пренебрегают войсковым товариществом, за счет других военнослужащих осуществляют свои эгоистические цели, то такая автономная группа превращается в корпорацию — лжеколлектив. Корпоративный дух, или групповой эгоизм, создает условия для неуставных взаимоотношений, националистических проявлений, грубых нарушений воинской дисциплины. Деятельность корпоративной группы регулируется узкогрупповыми интересами и волей одного-двух негативных лидеров (обычно такими лидерами являются старослужащие с ущербной нравственностью).
Особенности управления воинским коллективом.Офицер, изучая социальную психологию, убеждается в том, что многие ошибки в своей работе ему удалось бы предотвратить, если бы управлял он не личным составом подразделения, а коллективом подразделения.
Воинский коллектив — высокоорганизованная группа идейно стойких и дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебные, учебные, боевые и другие задачи. Эта группа может входить в состав подразделения и называться первичным коллективом (боевой расчет, экипаж, взвод) либо вторичным коллективом (рота, батальон).
Наблюдения за развитием ряда воинских коллективов позволяют выделить три основные стадии развития коллектива, а именно: стадия социального единства, стадия войскового товарищества и стадия социальной зрелости.
Первая, начальная стадия развития воинского коллектива характеризуется тем, что большинство воинов сознательно относятся к службе и дисциплине, отчетливо представляют свои обязанности и цели деятельности, ориентируются на единую систему духовных ценностей, которая не противоречит общественному мнению. На стадии социального единства воины устанавливают многообразные контакты для выполнения служебных и общественных заданий, соблюдают нормы уставных взаимоотношений.
На второй стадии развития воинского коллектива в основном, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются товарищеские взаимоотношения между воинами. Руководитель может обнаружить достаточно стабильную структуру коллектива: коллективное мнение и настроение, взаимоотношения и сплоченность, дисциплинированность и коллективные привычки. Воздействуя на эти параметры, руководитель более эффективно управляет коллективом и каждым воином в отдельности.
Третья стадия развития воинского коллектива может быть названа стадией социальной и боевой зрелости. Коллектив достигает единства воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентации. Взаимодействие между воинами основывается на взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимозаменяемости и бесконфликтности. Воины предъявляют к себе высокие требования, старательно изучают боевую технику и оружие, совершенствуют коллективное мастерство.