Динамика психологического развития воинского коллектива.

Вопрос № 23. Сущность и структура малой социальной группы. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Малую группу можно определить как объ­единение людей, сформированное на основе определенной деятельности, члены которой соединяются друг с другом непосредственными эмоцио­нальными, нравственными и деловыми связями.

Психологическая структура малой группы,включает сле­дующие элементы:

1. Коммуникативные процессы, то есть различные формы инфор­мационного и вещественно-энергетического обмена между людьми, который предпринимается для подготовки и осуществления единого коллективного действия или для установления, укрепления или поддержания связей между людьми. Обычно рассматривают два коммуникативных процесса - общение и взаимодействие.

2. Социально-психологические явления (состояния) группы, под которыми понимаются особые качественно своеобразные, более или менее продолжительные комплексы наличных функций и процессов группы, то есть психическая жизнь группы во всей своей сложности, но взятая в неко­торых отношениях, иначе сказать, в некоторых сферах:

- состояние когнитивной (познавательной) сферы психической жизни группы описывается таким понятием, как групповое мнение;

- групповые состояния, взятые в отношении внутренней структуры группы- взаимоотношения;

- состояние эмоциональной сферы психической жизни группы назы­вается групповым настроением;

- регулятивные состояния группы включают поведенческие стереотипы группы - привычки и традиции,

- поведенческие состояния группы, которые настолько многообразны, насколько многообразна деятельность группы; например, со служебной и боевой деятельностью связаны такие состоянии, как боевая готовность, пани­ка, конфликт.

3. Социально-психологические свойства (характеристики) группы. Основными свойствами группы являются сплоченность исоциально- психологический климат.

1. Диффузная группа, которая характеризуется отношениями непосредственной зависимости (например, симпатия - антипатия), которые быстро связываются и быстро рвутся. Социально-психологические характеристики группы основываются только на общении.

2. Ассоциация, в которой межличностные отношения формируются на основе совместной деятельности.

3. Коллектив, в котором межличностные отношения и другие соци­ально-психологические явления сложились на основе понимания целей и задач совместной деятельности.

Воинское подразделение включает в себя ряд подсистем, которым присущи свои социально-психологические особенности.Сре­ди таких подсистем есть формальные группы — это строе­вые отделения, боевые расчеты, экипажи, караулы, а есть и неформальные группы: группы земляков, друзей, любите­лей музыки и т. п. Кроме того, в подразделении существуютранговые группы — группы, связанные с функциями управ­ления и руководства личным составом. Это могут быть офи­циальные ранговые группы сержантов, прапорщиков, офи­церов, комсомольского актива, которые управляют людьми согласно своим функциональным или общественным обязан­ностям, но могут быть и неофициальные ранговые группы старослужащих, которые руководят воинами в соответствии со двоими эгоистическими интересами.

Управление группами военнослужащих основывается на анализе уровня их развития. Обычно любая социальная группа проходит три уровня развития: низкий, средний и вы­сокий.

Низкий уровень характерен для группы военнослужа­щих, которые только что объединились на основе приказа (призывники) или личных интересов (любители шахмат). Такая группа называется ассоциацией. Ее структура и дальнейшее развитие во многом зависят от количества вои­нов. Исследования показывают, что каждый военнослужа­щий в группе не может находиться в объективных личност­ных отношениях более чем с 7—12 другими воинами. Отно­шения, создающиеся в такой группе, составляют внутрен­нюю структуру элементарной группы. Если группа больше 15 человек, то она стремится к разделению на две группы.

Наблюдения за поведением призывников в процессе про­хождения ими курса молодого солдата свидетельствуют о том, что им требуется от трех до пяти дней, чтобы позна­комиться друг с другом, уменьшить депрессивные настрое­ния, установить эмоциональные контакты. Иногда это про­исходит раньше, еще в пути следования к месту службы. Среди земляков, ребят одной национальности сразу же мож­но определить лидера и круг его общения. Если в коман­де призывники разделились на две-три группы с активными лидерами, то между ними могут возникнуть эмоцио­нальные конфликты либо отношения спортивного соперни­чества. В этом случае офицеру нужно своевременно преду­преждать, чтобы шутка не превратилась в искру недобро­желательности между группами земляков, не чувствующих еще себя солдатами. Управлять целесообразно через лиде­ров, а для этого с ними нужно обеспечить прочный контакт и взаимопонимание.

Если группа-ассоциация не распадается, то она перехо­дит на средний уровень своего развития, который характери­зуется более осознанной деятельностью и дисциплинирован­ностью военнослужащих. В социальной психологии такую группу называют кооперацией. В ней наблюдаются прочные служебные и товарищеские отношения. Командные функ­ции выполняют назначенные лица, имеющие определенную власть. Кроме того, в группах-кооперациях существуют не­официальные лидеры, которые либо поддерживают млад­ших командиров, либо затрудняют официальное управле­ние.

Исследования показали, что развитие групп происходит наиболее интенсивно, когда командир, изучая подчиненных, упорядочивает их взаимоотношения, сглаживает противоре­чия. Большую помощь ему оказывают подготовленные сержанты ii положительно ориентированные лидеры. При благоприятных условиях в подразделении через 10—15 дней образуются две-три группы-кооперации численностью не бо­лее чем по 3—6 военнослужащих. Проходит некоторое вре­мя, и они могут перейти на более высокий уровень своего развития — уровень автономизации.

Автономная группа характеризуется четкой организаци­онной структурой и дисциплиной, внутренним единством целей и мотивов деятельности. В таких группах возрас­тает управленческая роль младших командиров и социаль­ная активность лидеров. Обычно между ними существенных противоречий нет, хотя и возникают некоторые рассогласо­вания. Руководитель может опираться на младших коман­диров и лидеров, доверяя им некоторые ответственные за­дачи.

Установлено, что групповое развитие во многом опреде­ляется эмоциональной удовлетворенностью и совместимо­стью личного состава. Если воины пренебрегают личными интересами во имя достижения групповых целей, то груп­пы могут стать автономными за 15—20 дней, в противном случае остаются на уровне кооперации или распадаются. Быстрее всего автономизации достигают те группы, члены которых до службы в армии приобрели социальный опыт, были школьными активистами, занимались общественной деятельностью, входили в неформальные объединения.

От уровня социального развития воинской группы во многом зависит эффективность ее служебной и боевой дея­тельности. Эксперименты показали, что в сложных условиях аварий и стихийных бедствий группы типа «ассоциация» и «кооперация» становятся неуправляемыми, легко поддаются панике и распадаются, в то время как автономные группы не снижают результатов деятельности. Для автономных групп сложные и опасные ситуации становятся как бы ка­тализаторами социальной активности, воины, чувствуя под­держку друг друга, преодолевают все трудности и еще более сплачиваются.

Если воины объединяются на основе общих служебных интересов, социально полезных целей, нравственных ценностей, не замыкаются внутри своей группы, а стремятся к широким контактам и дружбе с другими военнослужащими, то такая автономная группа превращается в воинский кол­лектив.

Если воины скрывают свои намерения, пренебрегают войсковым товариществом, за счет других военнослужащих осуществляют свои эгоистические цели, то такая автоном­ная группа превращается в корпорацию — лжеколлектив. Корпоративный дух, или групповой эгоизм, создает условия для неуставных взаимоотношений, националистических про­явлений, грубых нарушений воинской дисциплины. Дея­тельность корпоративной группы регулируется узкогруп­повыми интересами и волей одного-двух негативных лидеров (обычно такими лидерами являются старослужащие с ущербной нравственностью).

Особенности управления воинским коллективом.Офицер, изучая социальную психологию, убеждает­ся в том, что многие ошибки в своей работе ему удалось бы предотвратить, если бы управлял он не личным составом подразделения, а коллективом подразделения.

Воинский коллективвысокоорганизованная группа идейно стойких и дисциплинированных военнослужащих, способных автономно выполнять служебные, учебные, бое­вые и другие задачи. Эта группа может входить в состав подразделения и называться первичным коллективом (бое­вой расчет, экипаж, взвод) либо вторичным коллективом (рота, батальон).

Наблюдения за развитием ря­да воинских коллективов позволяют выделить три основ­ные стадии развития коллектива, а именно: стадия соци­ального единства, стадия войскового товарищества и стадия социальной зрелости.

Первая, начальная стадия развития воинского коллекти­ва характеризуется тем, что большинство воинов сознатель­но относятся к службе и дисциплине, отчетливо представляют свои обязанности и цели деятельности, ориентируют­ся на единую систему духовных ценностей, которая не про­тиворечит общественному мнению. На стадии социального единства воины устанавливают многообразные контакты для выполнения служебных и общественных заданий, соблюда­ют нормы уставных взаимоотношений.

На второй стадии развития воинского коллектива в ос­новном, завершается процесс взаимного изучения, устанав­ливаются товарищеские взаимоотношения между воинами. Руководитель может обнаружить достаточно стабильную структуру коллектива: коллективное мнение и настроение, взаимоотношения и сплоченность, дисциплинированность и коллективные привычки. Воздействуя на эти параметры, ру­ководитель более эффективно управляет коллективом и каж­дым воином в отдельности.

Третья стадия развития воинского коллектива может быть названа стадией социальной и боевой зрелости. Кол­лектив достигает единства воли и действий, знаний и убеж­дений, интересов и ценностных ориентации. Взаимодействие между воинами основывается на взаимопомощи, взаимопод­держке, взаимозаменяемости и бесконфликтности. Воины предъявляют к себе высокие требования, старательно изу­чают боевую технику и оружие, совершенствуют коллектив­ное мастерство.