Вопрос № 21. Основные потребности, мотивация поведения и деятельности человека.
Направленность— сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека, а также его избирательность в отношении деятельности.
В научной литературе под направленностью обычно понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких иерархических формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. При этом все формы направленности личности формируются на основе мотивов ее деятельности.
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности.
1) Влечение— это наиболее примитивная биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является переходящим явлением, поскольку представленная в ней потребность или угасает, или осознается, превращаясь в конкретное желание.
2) Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием уже не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.
3) Следующая форма направленности — стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.
4) Наиболее ярко направленность личности характеризуют ее интересы. Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимания к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а, напротив, порождает новые интересы.
Интересы военнослужащих весьма разнообразны, их можно классифицировать по ряду признаков. Например, при классификации интересов по содержанию, объектам, предметам или сферам деятельности обычно выделяют общественные, военно-профессиональные и бытовые интересы. По объему (широте) интересы могут быть широкими и узкими. По степени устойчивости различают устойчивые и неустойчивые интересы. Из военнослужащих с устойчивыми военно-профессиональными интересами легче подготовить классных специалистов, мастеров своего дела, чем из людей с противоположными интересами, которые требуют к себе большего внимания воспитателей.
5) Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность— это направленность, побуждающая индивида заниматься определенной деятельностью. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному ее виду.
6) Следующая форма проявления направленности личности — идеал.Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения, т. е. системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.
7) Убеждение— это высшая форма направленности, представляющая собой систему мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивы и мотивацию к деятельности.
Поскольку мы подошли к проблеме мотивов и мотивации, следует отметить, что в человеческом поведении присутствуют две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Психические процессы, рассмотренные нами ранее, обеспечивают в основном регуляцию поведения, что же касается его стимуляции, или побуждения, обеспечивающего активизацию и направленность поведения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации.
Что такое мотив? Мотив— это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также очень часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Однако мотивы не только побуждают и направляют деятельность человека, но придают его поступкам и действиям субъективный, личный смысл. Совершая одинаковые по форме поступки, военнослужащие нередко руководствуются разными, порой прямо противоположными мотивами, соответственно и оценка этих поступков должна быть различной.
Также следует учитывать, что мотивы военнослужащих весьма динамичны по своей структуре. В процессе воинской службы они изменяются, преобразуются, причем на их развитие влияют различные объективные условия, действия командиров, других военнослужащих, оценки собственных действий и поступков. Нередко происходит существенная перестройка мотивов и в процессе совершения проступка. Например, военнослужащий, решивший заниматься спортом из корыстных побуждений («заработать отпуск»), в последующем увлекается спортивными тренировками и они становятся стимулом его добросовестного отношения к службе.
Таким образом, знание мотивов и их динамики позволяет офицеру предвидеть поведение военнослужащих в определенных ситуациях, предупреждать нарушения дисциплины с их стороны, эффективно оказывать на них воспитательные воздействия.
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле:
- как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое);
- как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. При этом любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.
Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что мотивы формируются из потребностей человека. Потребностьюназывают состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или в материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.
Количество и качество потребностей, которыми обладают живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни. Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения.Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности,т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
Рассматривая структуру и содержание потребностей, нельзя не сказать об известной концепции мотивации поведения человека, предложенной американским психологом Абрахамом Маслоу. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей: потребности физиологические (органические), потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации. Причем, по мнению автора, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, составляют ее вершину.
Фактором, побуждающим к деятельности, является цель.Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны текущий мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. При этом принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями.
Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценить по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.Под широтой мотивационной сферыпонимается качественное разнообразие мотивов, потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферывыражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Предположим, для одного военнослужащего потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего, мотивационная сфера по определению будет более гибкой. В свою очередь, широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных послужить средством удовлетворения актуальной потребности.
Следующая характеристика мотивационной сферы — это иерархизированностьмотивов. Потребности, мотивы и цели неравнозначны: одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще, другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы. Если исходить из того, что все мотивы условно можно разделить на две большие группы: материальные и социальные, то в зависимости от степени их доминирования в иерархии мотивов личности конкретного военнослужащего можно говорить о его общей направленности, в том числе в отношении военной службы.
Социологические и психологические исследования военнослужащих срочной службы, контрактников, курсантов военных училищ показали, что устойчивостью их военно-профессиональной направленности в значительной мере определяются успехи в учебе, дисциплина, участие в общественной жизни подразделения и многое другое. Поэтому наиболее значимым направлением в воспитании военнослужащего должно быть формирование устойчивой и действенной военно-профессиональной направленности.
Говоря о формировании направленности личности военнослужащего, имеют в виду, что направленность — это сложное многоплановое явление. Нельзя недооценивать значение для деятельности военнослужащего как материальных, так и духовных потребностей. Удовлетворение материальных потребностей военнослужащего необходимо для всестороннего развития его личности. Командиры и начальники в соответствии с уставами и другими законодательными актами должны правильно использовать предоставляемые в их распоряжение материальные ресурсы, внимательно относиться к нуждам и быту подчиненных, изыскивать резервы для обеспечения военнослужащих всем необходимым. В противном случае, особенно в условиях рыночной экономики, военная служба для значительного количества молодых людей не будет представлять какой-либо ценности.
Естественно, на учении, в походе, в бою невозможно создать воинам комфортабельные жилищные условия. Имеются известные ограничения в удовлетворении и других материальных нужд. Поэтому от командиров всех степеней в настоящее время требуется, с одной стороны, гармонически развивать материальные потребности воина как гражданина, с другой — воспитывать у подчиненных умение контролировать и ограничивать свои потребности, а если этого потребует боевая обстановка, то и отказаться от удовлетворения многих из них. Однако, говоря о боевых условиях, следует иметь в виду, что при осуществлении боевой деятельности на первый план, как правило, выходят духовные потребности военнослужащего. Именно духовные потребности побуждают военнослужащего относиться к защите Отечества как к самой высокой и почетной обязанности гражданина России.