Вопрос № 21. Основные потребности, мотивация поведения и деятельности человека.

Направленность— сложное свойство личности, которое включает систему побуждений, определяющую активность человека, а также его избирательность в отно­шении деятельности.

В научной литературе под направленностью обычно понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направлен­ностьэто установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких иерархических формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. При этом все формы направленности личности формируются на основе мотивов ее деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности.

1) Влече­ние— это наиболее примитивная биологическая форма направленности. С психоло­гической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференци­рованную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как прави­ло, влечение является переходящим явлением, поскольку представленная в ней потребность или угасает, или осознается, превращаясь в конкретное желание.

2) Желание это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне опре­деленному. Желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Дан­ная форма направленности характеризуется осознанием уже не только своей по­требности, но и возможных путей ее удовлетворения.

3) Следующая форма направленности — стремление. Стремление возникает то­гда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стрем­ление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к дея­тельности.

4) Наиболее ярко направленность личности характеризуют ее интересы. Интересэто специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимания к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а, напротив, порождает новые интересы.

Интересы военнослужащих весьма разнообразны, их можно классифициро­вать по ряду признаков. Например, при классификации интересов по содержанию, объектам, предметам или сферам деятельности обычно выделяют общественные, военно-профессиональные и бытовые интересы. По объему (широте) интересы могут быть широкими и узкими. По степени устойчивости различают устойчивые и неустойчивые интересы. Из военнослужащих с устойчивыми военно-професси­ональными интересами легче подготовить классных специалистов, мастеров сво­его дела, чем из людей с противоположными интересами, которые требуют к себе большего внимания воспитателей.

5) Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонностьэто направленность, побуждающая индивида заниматься определенной деятель­ностью. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индиви­да в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному ее виду.

6) Следующая форма проявления направленности личности — идеал.Идеалэто конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоз­зрения, т. е. системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В ми­ровоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

7) Убеждениеэто высшая форма направленности, представляющая собой си­стему мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивы и мотивацию к деятельности.

Поскольку мы подошли к проблеме мотивов и мотивации, следует отметить, что в человеческом поведении присутствуют две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Психические процессы, рассмотренные нами ранее, обеспечивают в основном регуляцию поведения, что же касается его стимуляции, или побуждения, обеспечивающего активизацию и направленность поведения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации.

Что такое мотив? Мотивэто побуждения к деятельности, связанные с удов­летворением потребности субъекта. Под мотивом также очень часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Однако мотивы не только побуждают и направляют деятельность человека, но придают его поступкам и действиям субъективный, личный смысл. Совершая одинаковые по форме поступки, военнослужащие нередко руководствуются раз­ными, порой прямо противоположными мотивами, соответственно и оценка этих поступков должна быть различной.

Также следует учитывать, что мотивы военнослужащих весьма динамичны по своей структуре. В процессе воинской службы они изменяются, преобразуются, причем на их развитие влияют различные объективные условия, действия коман­диров, других военнослужащих, оценки собственных действий и поступков. Не­редко происходит существенная перестройка мотивов и в процессе совершения проступка. Например, военнослужащий, решивший заниматься спортом из ко­рыстных побуждений («заработать отпуск»), в последующем увлекается спортив­ными тренировками и они становятся стимулом его добросовестного отношения к службе.

Таким образом, знание мотивов и их динамики позволяет офицеру предвидеть поведение военнослужащих в определенных ситуациях, предупреждать нарушения дисциплины с их стороны, эффективно оказывать на них воспитательные воздей­ствия.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле:

- как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое);

- как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Вопрос о мотивации деятель­ности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. При этом любая форма поведения может быть объяснена как внутрен­ними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конеч­ного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведе­ния, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интере­сах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль в направленности личности принадлежит осо­знанным мотивам. Следует отметить, что мотивы формируются из потребностей человека. Потребностьюназывают состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или в материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием чувства удовлетворенно­сти или неудовлетворенности.

Количество и качество потребностей, которыми обладают живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни. Основные харак­теристики человеческих потребностейсила, периодичность возникновения и способ удовлетворения.Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности,т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Рассматривая структуру и содержание потребностей, нельзя не сказать об известной концепции мотивации поведения человека, предложенной американским психологом Абрахамом Маслоу. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей: потребности физиологические (органические), потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации. Причем, по мнению автора, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, составляют ее вершину.

Фактором, побуждающим к деятельности, является цель.Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны текущий мыслительный про­цесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. При этом принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленно­сти личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступа­ет в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценить по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.Под ши­ротой мотивационной сферыпонимается качественное разнообразие мотивов, потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у че­ловека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой явля­ется его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферывыражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой чело­век. Предположим, для одного военнослужащего потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего, мотивационная сфера по определению будет бо­лее гибкой. В свою очередь, широта — это разнообразие потенциального круга пред­метов, способных послужить средством удовлетворения актуальной потребности.

Следующая характеристика мотивационной сферы — это иерархизированностьмотивов. Потребности, мотивы и цели неравнозначны: одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще, другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований опреде­ленного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы. Если ис­ходить из того, что все мотивы условно можно разделить на две большие группы: материальные и социальные, то в зависимости от степени их доминирования в иерархии мотивов личности конкретного военнослужащего можно говорить о его общей направленности, в том числе в отношении военной службы.

Социологические и психологические исследования военнослужащих срочной службы, контрактников, курсантов военных училищ показали, что устойчивостью их военно-профессиональной направленности в значительной мере определяются успехи в учебе, дисциплина, участие в общественной жизни подразделения и многое другое. Поэтому наиболее значимым направлением в воспитании военнослужащего должно быть формирование устойчивой и действенной военно-профессиональной направленности.

Говоря о формировании направленности личности военнослужащего, имеют в виду, что направленность — это сложное многоплановое явление. Нельзя недо­оценивать значение для деятельности военнослужащего как материальных, так и духовных потребностей. Удовлетворение материальных потребностей военнослу­жащего необходимо для всестороннего развития его личности. Командиры и на­чальники в соответствии с уставами и другими законодательными актами долж­ны правильно использовать предоставляемые в их распоряжение материальные ресурсы, внимательно относиться к нуждам и быту подчиненных, изыскивать ре­зервы для обеспечения военнослужащих всем необходимым. В противном случае, особенно в условиях рыночной экономики, военная служба для значительного количества молодых людей не будет представлять какой-либо ценности.

Естественно, на учении, в походе, в бою невозможно создать воинам комфор­табельные жилищные условия. Имеются известные ограничения в удовлетворе­нии и других материальных нужд. Поэтому от командиров всех степеней в насто­ящее время требуется, с одной стороны, гармонически развивать материальные потребности воина как гражданина, с другой — воспитывать у подчиненных уме­ние контролировать и ограничивать свои потребности, а если этого потребует бо­евая обстановка, то и отказаться от удовлетворения многих из них. Однако, говоря о боевых условиях, следует иметь в виду, что при осуществлении боевой деятель­ности на первый план, как правило, выходят духовные потребности военнослужа­щего. Именно духовные потребности побуждают военнослужащего относиться к защите Отечества как к самой высокой и почетной обязанности гражданина России.