Вопрос № 20. Эмоции и чувства.

По мнению большинства исследователей, чувства,как и воля, являются одним из важнейших элементов структуры личности. Но, с другой стороны, чувства не могут рассматриваться вне эмоциональных психических процессов, поскольку все, и мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение: одни объекты и явления реального мира — симпатию, другие — отвращение, одни — интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не оставляют нас безразличными: ощущая их, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложное отношение вызывают к себе жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в сложных чувственных переживаниях, известных как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд и страх. Все эти переживания представляют собой чувства,или эмоции.

Таким образом, чувства, или эмоции,это особый класс психических состоя­ний, отражающих своеобразное отношение человека к конкретным предметам и явлениям действительности. Значение эмоций заключается в предупреждении о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Следова­тельно, эмоции представляют собой один из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Но следует обратить внимание на то, что мы используем два понятия: «чув­ства» и«эмоции». А насколько тождественны эти понятия? Не является ли одно из них производным от другого?

Дело в том, что эмоции — более широкое понятие, а чувства — одно из прояв­лений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмоциями понимают­ся психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие зна­чимость тех или иных внешних и внутренних ситуаций для человеческой жизне­деятельности. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и то, какие объекты в состоянии их удовлетворить. Помимо этого, эмоции способствуют реализации потребностей. При этом, поскольку любая эмоция является или положительной, или отрицательной, человек может судить о достижении результата поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с достижением результата, а от­рицательная — с не достижением поставленной цели. Таким образом, следует сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.

Эмоции — это весьма сложные психические явления, очень разнообразные в своих проявлениях. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, на строения и эмоциональный стресс.

Аффект— это наиболее сильная эмоциональная реакция. Аффектами называют интенсивные, бурные и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами подобных явлений могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокоегоре, отчаяние. Поэтому можно сказать, что аффект — взрывная, «аварийная» реакция на экстремальную ситуацию. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными и образуя единый аффективный комплекс, определяющий реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция настоятельно требует выполнить какое-либо действие, но при этом водит к утрате чувства реальности. Человек перестает себя контролировать и может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая соответствующие центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения индивид или совершает многочисленные беспорядочные действия, или цепенеет и словно «лишается дара речи».

Но неверно считать, что в состоянии аффекта человек совсем не осознает сво­их действий, не может правильно оценить происходящее. Даже при самом силь­ном аффекте индивид в той или иной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит, но при этом одни люди в состоянии овладеть своими мыслями и по­ступками, а другие нет. Это вызвано рядом причин, но в первую очередь связано с уровнем эмоционально-волевой устойчивости, т. е. с особенностями эмоциональной сферы и уровнем развития волевых характеристик: чем более развита воля, тем адекватнее поведение в сложной ситуации.

Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции.

Эмоции, как самостоятельная группа психических явлений, отличаются от аффектов прежде всего:

- длительностью данного состояния. Если аффекты в основном кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции более длительны;

- другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие, но и на вероятные или вспоминаемые события.

Чтобы уяснить суть эмоций, необходимо исходить из того, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают сложные, многогранные эмоциональные ощущения, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие. Например, воспоминание о чем-либо неприятном может, одновременно с тяжелым чувством, вызывать и радость от сознания того, что неприятное, тяжелое уже кончилось, осталось позади, где-то в прошлом, и сейчас его больше нет. Сочетание положительных и отрицательных эмоций также характерно и для ситуации преодоления трудностей сами по себе действия, которые выполняются в этих случаях, могут вызывать не­приятные, тяжелые, иногда мучительные чувства, но успех, которого мы достига­ем, неразрывно связан с положительными эмоциональными переживаниями.

Помимо удовольствия и неудовольствия во многих ситуациях возникает ощущение, с одной стороны, напряженности, а с другой — облегчения. В критические моменты деятельности, в ответственные минуты принятия решения, при преодо­лении опасности или затруднений, во всех случаях, когда мы делаем что-либо важ­ное, мы испытываем чувство напряженности. Если оно носит активный характер, то сопровождается повышенным вниманием к объекту деятельности, своеобраз­ным приливом умственных и физических сил, жаждой действий, особым волне­нием, охватывающим нас. Но когда мы плохо владеем своими действиями, оно выражается в своеобразной скованности, заторможенности движений, в суженности восприятия, в недостаточном распределении внимания.

Другими проявлениями эмоциональных процессов являются возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние обычно носит активный характер, связано с деятельностью или с попытками к ней, однако чрезмерное возбуждение может препятствовать целесообразной деятельности, делать ее бес­порядочной, хаотичной. Успокоение обычно связано со снижением активности, но во многих случаях может служить и направлению ее в русло целесообразной деятельности.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические.Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличива­ют энергию и напряжение сил, побуждают к поступкам, высказываниям. В других ситуациях переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассив­ностью, и в этих случаях говорят об астенических эмоциях.Поэтому в зависи­мости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение.

Необходимо отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. Наиболее часто к ним относят следующее:

- Радость— положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

- Удивление— эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства, не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака.

- Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

- Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновений серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности.

- Отвращение— отрицательное эмоциональное состояние, вызывающееся
объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эс­тетическими принципами и установками субъекта.

- Презрение— отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизнен­ных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

- Страх— отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при по­ лучении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному бла­гополучию, о реальной или воображаемой опасности.

- Стыд— отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответ­ствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведе­нии и внешнем облике.

Чувства — это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмо­ций и чувствзаключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориен­тировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избыт­ке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осо­знаваемыми (например, смутное ощущение). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Такое явление, как «смутное чувство» (напри­мер, «смутное терзание»), говорит о неопределенности чувств и может рассмат­риваться как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой. Еще одним суще­ственным различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с областью «бессознательного», а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме того, чувства всегда имеют определенное внешнее прояв­ление, а эмоции чаще всего его не имеют.

Чувства — это психические состояния, еще более длительные, чем эмоции, носящие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое ношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, они всегда соотнесены с кем-либо и чем-либо. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.

Чувства играют важнейшую роль и в построении контактов с окружающие Человек всегда предпочитает находиться в комфортной обстановке, а не в условиях, вызывающих у него негативные чувства. Кроме того, следует отметить, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызывать нега­тивные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуются систе­мой ценностных установок конкретного человека, его системой понятий о том, что хорошо и что плохо.

Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нрав­ственные, морально-политические, эстетические и интеллектуальные.

1) Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет.

2) В самостоятельную группу можно выделить так называемые морально-поли­тические чувства. Эта группа чувств проявляется в эмоциональных отношениях к различным общественным учреждениям и организациям, а также к государству в целом. Одной из важнейших особенностей морально-политических чувств яв­ляется их действенный характер.

3) Следующая группа чувств — это интеллектуальные чувства. Интеллектуальными чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывает в человеке целую гамму переживаний.

4) Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой. Особенно глубокие переживания возникают при воспри­ятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительное, драматического и других видов искусства.

Наконец, еще одну группу эмоциональных состояний человека составляют настроения. Настроение это самое длительное или «хроническое» эмоциональ­ное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличается от эмоций меньшими интенсивностью и устойчивостью, меньшим когнитивным содержани­ем. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный мо­мент складываются обстоятельства. Настроение очень разнообразно и может быть Радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.

Настроение зависит от общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции и в особенности от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны как индивиду, так и окружающим, недаром говорят о безотчетной грусти или беспричинной радости. Таким образом, настроение — это сознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Однако при тщательном анализе всегда можно установить глубинную причину того или иного настроения: ею могут быть окружающая при-

Настроение имеет огромное значение для эффективности деятельности. На­пример, известно, что при одном настроении определенная работа может казать­ся легкой и приятной, а при другом — тяжелой и удручающей. Естественно, что при позитивном настроении человек в состоянии выполнить гораздо больший объем работы, чем когда он находится в угнетенном состоянии.