Вопрос № 17. Закономерности психического развития человека в процессе онтогенеза.

Жизненный цикл развития человека. Возрастная психология изучает факты и закономерности пси­хического развития здорового человека.

Традиционно принято разделять жизненный цикл на следу­ющие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние); 5) преклонный возраст, старость. В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

Период детства включает стадии: 1) стадия новорожденности и младенчество (от рождения до 1 года); 2) стадия раннего детства (или «первое детство» с 1 года до 3 лет) — период развития функциональной независимости и речи; 3) стадия дошкольного детства (или «второе детство», от 3 до 6 лет) характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов; 4) стадия младшего школьного дет­ства (или «третье детство», с 6 до 11—12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интел­лектуальных умений и знаний.

Отрочество подразделяется на два периода: 1) под­ростковый (или пубертатный) период соответствует по­ловому созреванию и продолжается с 11—12 лет до 14—15 лет. В это время под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе; 2) юно­шеский (ювенильный) период с 16 до 20—23 лет представ­ляет переход к зрелости, с биологической точки зрения уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обяза­тельств. Юность выступает как период принятия ответствен­ных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни.

При переходе от одной возрастной стадии развития к другой выделяют критические периоды, или кризисы.

Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17—18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис 1314 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокой­нее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности чело­века. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, про­являют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.

Зрелость разделяют на ряд стадий и кризисов. Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20—23 лет до 30— 33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «станов­ления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, се­мье, обществе.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды: кри­зис 3335 лет — когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ни чего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации от 35 до 40— 43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достат­ка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое де­сятилетие 45—55 лет, когда человек начинает чувствовать при­ближение среднего возраста, когда появляются первые призна­ки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жиз­ни, в карьере, в любви; в результате возникает чувство усталос­ти от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий пе­риод длится с 55 до 65 лет — период физиологического и психо­логического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социаль­ной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старо­сти. После 75 лет возраст считается преклонным — человек пе­реосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осоз­нает, что жизнь прошла неверно, Зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса: первый из них заключается в пе­реоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здо­ровья и старения тела, что дает возможность человеку вырабо­тать у себя в этом плане необходимое равнодушие.

В результате третьего подкризиса у человека исчезает само­озабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд стадий.

Первая из них — стадия отрицания. Мысль: «Нет, не я!» — самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Затем стадия гнева — гнев, охва­тывающий больного при вопросе: «Почему именно я?», — изли­вается на заботящихся о нем людей и вообще на всякого здоро­вого человека. Для завершения этой стадии важно, чтобы уми­рающий получил возможность излить свои чувства вовне.

Следующая стадия «торга»: больной пытается продлить свою жизнь, обещая быть послушным пациентом или примерным ве­рующим, выторговывает себе жизнь с помощью достижений ме­дицины и покаяния перед Богом за свои грехи и ошибки. Пере­численные три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями назад.

После разрешения этого кризиса умирающий вступает в стадию депрессии, он осознает: «Да, на этот раз умереть пред­стоит именно мне», замыкается в себе и часто испытывает по­требность плакать от мысли о тех, кого он вынужден оставить. Это стадия подготовительной печали, на которой умирающий отрекается от жизни и готовится встретить смерть, принимая ее как свой последний жизненный этап, и все дальше отделяется от живых людей, замыкаясь в себе, — наступает состояние «асо­циальной смерти» (от общества, от людей человек уже отдалил­ся, как бы умер в социальном смысле).

Пятая стадия — это «принятие смерти»: человек осознает и соглашается, смиряется с неизбежностью близкой смерти и сми­ренно ждет своего конца — это состояние «психической смерти» (психологически человек уже как бы отказался от жизни). Кли­ническая смерть наступает с момента прекращения работы сер­дца и дыхания, но в течение 10—20 минут медицинскими уси­лиями еще возможно вернуть человека к жизни.

Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма, в результате происходит гибель клеток мозга. Физи­ологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма и гибели всех клеток организма.

Взрослость как психологический период.Период взрослости — наиболее продолжительный период онтогене­за (в развитых странах составляет три четверти человеческой жиз­ни). Обычно выделяют три подпериода, или три стадии взрослости:

—ранняя взрослость (молодость),

—средняя взрослость,

—поздняя взрослость (старение и старость).

Понятие взрослости и критерии достижения взрослости. Учитывая многомерность процесса развития и гетерохронность дос­тижений в разных сферах, можно выделить множество признаков взрослости1:

—новый характер развития, теперь в меньшей степени связан­ный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенство­ванием;

—способность реагировать на изменения и успешно приспосаб­ливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;

—преодоление зависимости и способность брать ответствен­ность за себя и других;

—некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надеж­ность, честность и умение сострадать и др.);

— социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.

Понятия «взрослость» и «зрелость» не тождественны. Зре­лость — это самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности; это период взрослости, когда может осущест­виться тенденция к достижению наивысшего уровня развития ин­теллекта и личности. Древние греки называли этот возраст и состоя­ние духа «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора.

 

Вопрос № 18. Сущность и основные подходы к классификации характера.

Черту личности понимают как устойчивую предрасполо­женность к определенному поведению, сложившуюся либо в силу наличия определенных потребностей, мотивов или интересов (мотивационные черты), либо в силу наличия определенных привычек, установок (стилевых особенностей поведения).

Характер —индивидуальное сочетание наиболее устойчи­вых, существенных приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отно­шении: 1) к себе(степень требовательности, критичности, само­оценки); 2)к другим людям(индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.); 3)к порученному делу (лень или трудолюбие, аккурат­ность или неряшливость, инициативность или пассивность, усид­чивость или нетерпеливость, ответственность или безответствен­ность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются во­левые качества:готовность преодолевать препятствия, душев­ную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятель­ности, решительности, дисциплинированности.

Какова связь темперамента схарактером? Существуют раз­личные подходы к оценке взаимоотношения темперамента и характера:1) отождествление темперамента и характера (Кречмер); 2) противопоставление, установление антагонистических отношений между ними, указание на то, что характер может входить в конфликт с темпераментом (Вирениус, Викторов, Ле­витов); 3) признание темперамента элементом характера; 4) при­знание темперамента основой формирования характера, как врож­денную основу характера (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев).

В структуре характера выделя­ют две группы черт.К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой инди­видуально-своеобразные способы осуществления этих отноше­ний. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Типологии характера. Типология социальных характеров Фромма.

«Характер— это специфическая форма человеческой энер­гии, возникающая в процессе динамической адаптации челове­ческих потребностей к определенному образу жизни в опре­деленном обществе» (Фромм). Субъективная функция социаль­ного характера состоит в том, чтобы направлять действия человека в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психологическое удовлетворение от его деятельности. Приспо­сабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как приходится действовать. «Если структура лич­ности большинства людей в данном обществе, т. е. социальный характер, приспособлена к объективным задачам, которые чело­век должен выполнять в этом обществе, то психологическая энергия людей превращается в производительную силу, необхо­димую для функционирования этого общества». Социальный характер интериоризирует внешнюю необходимость и тем са­мым мобилизует человеческую энергию на выполнение задач данной социально-экономической системы. Если возникают но­вые экономические условия, при которых прежние черты лич­ности становятся бесполезными, но люди первоначально стре­мятся действовать в соответствии со своим складом характера, то либо их поведение превращается в помеху для достижения экономических целей, либо они просто не в состоянии действо­вать согласно своей «природе». Сам социальный характер фор­мируется всем образом жизни данного общества, но доминан­тные черты социального характера в свою очередь становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс. Изменение социальных условий приводит к изменению соци­ального характера, т. е. к появлению новых потребностей и тревог, в свою очередь эти новые потребности порождают новые идеи. Новые идеи усиливают и укрепляют новый соци­альный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло.

Характер — это модель поведения, характерная для данного человека, он позволяет человеку действовать вполне последова­тельно и освобождаться от бремени принятия каждый раз новых и обдуманных решений. Характер выполняет также функцию отбора идей и ценностей.