Вопрос № 11. Психика, поведение и деятельность.

В обычном словоупотреблении под деятельностью понимается всякого рода активность человека. Это значение закрепляется в толковых словарях: "деятельность" есть работа, занятие в какой-либо области.

В науке понятие "деятельность" определено недостаточно четко. Хотя в последнее время оно привлекает все более пристальное внимание психологов оно пока не получило единого и точного истолкования.

Вокруг этого понятия ведутся серьезные дискуссии. Недостаточно четко определены соотношения категории "деятельность" с такими близкими понятиями, как "активность", "жизнедеятельность", "поведение", "практика".

ПОВЕДЕНИЕ — система взаимосвязан­ных действий, поступков, осуществляемых субъектом с целью реализации определ. функции и требующих его взаимодействия со средой.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам по­ведения можно отнести: 1) отдельные движения и жесты (на­пример, поклон, кивок, сжимание руки), 2) внешние проявле­ния физиологических процессов, связанных с состоянием, дея­тельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгля­ды, покраснение лица, дрожь и т. п.), 3) действия, которые име­ют определенный смысл, и, наконец, 4) поступки, которые име­ют социальное значение и связаны с нормами поведения.

П. изучается наразл. уровняхбиол., психол., социально-психол. и социологичес­ком. Общим для всех этих уровней явл. рас­смотрение П. как системы действий, на­правленных на достижение определ. цели, т. е. целесообразной. Поэтому общими пред­посылками П. живых существ явл.: 1) нали­чие субъекта, обладающего определ. орга­низацией, к-рая позволяет строить целесо­образную систему действий; 2) наличие объекта, на к-рый направлено П.; 3) нали­чие определ. программы П. и механизма оценки эффективности ее выполнения.

Программы П. могут быть заданы в виде относительно жесткой стр-ры, пере­даваемой наследственным путем. Осн. фор­ма выражения такого жестко запрограмми­рованного П. — врожденные инстинкты животных. В процессе научения и приобре­тения опыта над этой жесткой программой надстраиваются более гибкие схемы П., к-рые включают в себя элементы субъект, оценки ситуации.

Выделяют следующие виды П.:

- вер­бальное — тип П., проявляющийся в речи;

- знаковое — тип П., являющийся реакцией на знак;

- ролевое — П., соот­ветствующее требованиям,предъявляе­мым к чел. определ. ролью;

- отклоняю­щееся — тип П., противоречащий при­нятым в об-ве правовым, нравств., со­циальным и др. нормам.

Факторы регуляции П. подразделяют­ся на внеш. и внутренние.

К внеш. факто­рам относятся социальные, групповые, ин­дивид, нормы и ценности. Нормативная регуляция П. означает, что чел. или группе предписывается в той или иной ситуации определ. тип П. -— тот или иной способ достижения цели, реализации намерений и т. д. Кроме того, «задаются» должная форма и характер отношений и взаимоотношений людей, а само П. оценивается в соответствии с этими нормами. К внутр. регуляторам человеч. П. относятся ценностные ориен­тации и установки, система личностных смыслов и мотивов.

Нормы, в свою очередь, подразделя­ются на культурные и социальные. Куль­турные базируются на культурно-истор. традициях и непосредственной жизн. прак­тике конкретных групп людей и соотносят­ся с регуляцией образа жизни, уклада, эти­кета, обрядов, ритуалов членов той или иной культурной общности. Социальные нормы определяются обществ., полит, и эконом, практикой об-ва. Они культивиру­ются и одобряются об-вом в целом. Осн. характеристикой всех социальных норм явл. их эталонность — личн. соотносит с ними свои поступки; опираясь на нормы, обо­сновывает свои действия, принимает реше­ния, оценивает П. и поступки окружающих. Социальные нормы, в свою очередь, под­разделяются на моральные, нравственные, правовые, полит, и т. д.

Усваивая заданные извне социальные и культур, нормы, чел. вырабатывает инди­вид, нормы. Именно такие индивид., лич-ност. нормы позволяют ему оценивать свои и чужие поступки в категориях ценностных и нравственных отношений, соотносить оце­ниваемые явления с какими-то эталонами. Именно способность чел. ориентироваться не на внеш., а на внутр. нормы лежит в ос­нове культуры П.

Еще в 1940 г. С. Л. Рубинштейн отмечал, что понятие "деятельность" употребляется в очень широком и неопределенном смысле. Он писал, что в психологии сплошь и рядом говорят о психической деятельности, отождествляя, по существу, деятельность и активность. Но эти понятия необходимо различать.

Можно зафиксировать, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие:

- деятельность как совокупность результатов и последствий - продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом понимании деятельность предстает как производство;

- деятельность как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач, как средство их решения. В этом смысле деятельность предстает как труд в истинном смысле этого слова;

- деятельность как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятельность - это самодеятельность;

- деятельность как таковая, вне ее результативности, как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние. Здесь деятельность - это практика.

Фундаментальным, основополагающим среди выделенных смыслов категории "деятельность" является практика. Именно практика является целостным и подлинно генетическим источником человеческой реальности. Практическое, деятельностное бытие человека есть основа его сущности и сама возможность существования его как субъекта.

Являясь универсальным, т.е. простым, всеобщим способом отношения человека к миру и самому себе, практика задает и исторически конкретные формы этим отношениям и определяет характер их взаимосвязи. Практика одномоментно и всегда социальна, предметна и сознательна. Не может быть бессознательной (вне и помимо сознания) практики, не может быть бездеятельной и внесоциальной практики, как не может быть непрактического сознания, непрактической деятельности, непрактического сообщества. В целостном процессе человеческой жизнедеятельности практикуемые основания человеческого способа существования (производства, сознания, общности) постоянно опосредствуют друг друга, выступая сторонами целого.

Деятельности присуща такая характеристика, как субъектность; она реализуется как отдельным, так и коллективным субъектом.

Деятельность человека всегда общественна. В своей подлинно социальной деятельности человек выступает не как Робинзон, а как представитель человеческого рода, учитывающий и результаты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности. Понятия "деятельность" и "общение" тесно связаны между собой. По своему происхождению общение возникает из нужд деятельности.

А.Н.Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности.Внешняя деятельность - это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя - это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.

Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологии термином "интериоризация".

При этом подчеркивается, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Существует и обратный переход - от внутренней деятельности к внешней. Такой переход обозначается термином "экстериоризация". Опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану - примеры экстериоризации.

А. Н. Леонтьев и его последователи полагали, что категорию деятельности можно положить в основание всей психологии. Уточним: не категорию практики, а именно деятельности, исходной формой которой мыслилось материально-предметное преобразование или производство.