Вопрос № 3. Структура и основные функции психики. Основные психические процессы.

Как уже было сказано выше исходной функцией психического отраже­ния является функция адаптации,обеспечивающая непрерывное взаимо­действие организма с внешней средой. Изменение внешних условий вызыва­ет изменение процессов внутри организма.

Эволюция организмов - смена усложняющихся форм такого взаимодей­ствия. У животных психическое отражение принимает форму чувствительно­сти (опережающее отражение), выполняющую сигнальную функцию, кото­рая обеспечивает предвидение событий. Это первое истинно психическое от­ражение, го есть отражение того, чего еще нет, но возможно будет. Здесь мы видим первый шаг функционального усложнения психики: функция адапта­ции сохранилась, но от нее отделилась и стала относительно самостоятель­ной функция прогнозасобытий. Для простейших животных изменение, на­пример, химического состава воды, незначимое для функционирования орга­низма, может явиться сигналом наличия пищи в определенном направлении, и изменяет поведение животного. Более того, усложнилась и сама функция адаптации из нее впоследствии выделилась функция саморегуляции.

Дальнейшим направлением развития психики было повышение точности прогнозирования за счет учета возможного изменения все большего количе­ства предметов и построения образа окружающего пространства. Так сфор­мировалась ориентировочная функцияпсихики, обеспечивающая довольно сложные формы поведения животного. И само это поведение потребовало специального обеспечения, которое, естественно, взяла на себя нервная сис­тема. Возникла новая функция психики - функция регуляции поведенияна основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями ор­ганизма.

Первоначально, эта функция реализовалась в границах тех образцов по­ведения, которые были заложены в организм генетически (запрограммирова­ны) в виде безусловных рефлексов (инстинктов). Это обеспечивает достаточ­но сложное поведение (например, у пчел), во имеет свой потолок адаптивности. Природа нашла способ самостоятельного формирования новых образцов поведения каждым индивидуальным организмом. У рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих есть и условные рефлексы, то есть приобретенные в индивидуальном опыте формы поведения, которые обеспечивают дифферен­цированное приспособление отдельных особей к меняющимся условиям внешней среды. Чем выше развитие вида, тем меньше у него безусловных рефлексов. У обезьяны 60% рефлексов формируется в утробе матери, а у че­ловека только 30 %.И с развитием данного индивида все больше безуслов­ных рефлексов заменяется условными. Для обеспечения формирования ин­дивидуального опыта возникла функция обучения.

В процессе дальнейшей эволюции в направлении усложнения форм по­ведения индивидуального обучения стало недостаточно. Потребовалась пе­редача опыта от одного индивида к другому. Для обеспечения этого у выс­ших животных возникла коммуникативная функцияпсихики, которая впо­следствии стала обеспечивать не только передачу информации, но также ко­ординацию деятельности и установление взаимоотношений.

Наконец, у человека сформировалась речь. У него появились почти не­ограниченные возможности познания мира, поведения и деятельности. Для этого потребовалось умение построения внутренней модели мира, включаю­щей самого индивида. Возникла функция познания и самосознания.

Все эти функции тесно взаимосвязаны. Столь сложная функциональная организация психики определяет и сложность ее структуры. Комплекс всех психических функций я структур человека определяется уже не понятием «психика,а понятием «личность». В дальнейшем мы более глубоко рас­смотрим это понятие, а пока познакомимся с его структурой,

Структура психики.Психологи предложили целый ряд структурных концепций психики и, соответственно, личности. Мы не имеем возможности рассматривать все концепции, поэтому составим некоторую структуру, синтезирующую ряд подходов.

Итак, в психологической структуре личности мы выделим определенные психические процессы, психические состояния, качества и свойства лично­сти.

Психические процессы представляют из себя формы отражения ин­формации поступающего из внешней среды и изнутри организма на его сен­сорные входы. Здесь происходит дешифровка, перекодирование информации в субъективные психические образы, их обработка и формирование управ­ляющих сигналов для эффекторов.

Мы выделим следующие психические процессы:

1) психические познавательные процессы, связанные с приемом и пере­работкой информации (стимулов) - ощущение, восприятие, внима­ние, память, мышление;

2) эмоциональные процессы, обеспечивающие опенку информации и принятие решения - эмоция, мотивация, воля;

3) моторные процессы, необходимые для ответной внешней реакции организма - движение, речь.

Психические состояния- это особые, качественно своеобразные, более или менее продолжительные стадии в динамике функций и процессов (пси­хических и физиологических), композиция психических процессов в опреде­ленной ситуации.

Обычно психические состояния группируют по ведущим психическим процесса. Поэтому мы выделим следующие состояния:

1) эмоциональные состояния:

2) познавательно-моторные состояния (деятельность);

3) функциональные состояния, которые не являются состояниями
не только психики, но и организма в целом и характеризуют уровень активности и работоспособности человека.

Психические свойства.Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. И наконец, при многократном проявлении определенных качеств лично­сти в сходных ситуациях происходит генерализация этих качеств, они рас­пространяются на широкий класс ситуаций и превращаются в свойства лич­ности,среди которых мы также выделяем две группы таких свойств - харак­тер и мастерство.

Качество личности - это комплекс устойчивых психических состояний, постоянно проявляющихся в данной ситуации.