Вопрос № 3. Структура и основные функции психики. Основные психические процессы.
Как уже было сказано выше исходной функцией психического отражения является функция адаптации,обеспечивающая непрерывное взаимодействие организма с внешней средой. Изменение внешних условий вызывает изменение процессов внутри организма.
Эволюция организмов - смена усложняющихся форм такого взаимодействия. У животных психическое отражение принимает форму чувствительности (опережающее отражение), выполняющую сигнальную функцию, которая обеспечивает предвидение событий. Это первое истинно психическое отражение, го есть отражение того, чего еще нет, но возможно будет. Здесь мы видим первый шаг функционального усложнения психики: функция адаптации сохранилась, но от нее отделилась и стала относительно самостоятельной функция прогнозасобытий. Для простейших животных изменение, например, химического состава воды, незначимое для функционирования организма, может явиться сигналом наличия пищи в определенном направлении, и изменяет поведение животного. Более того, усложнилась и сама функция адаптации из нее впоследствии выделилась функция саморегуляции.
Дальнейшим направлением развития психики было повышение точности прогнозирования за счет учета возможного изменения все большего количества предметов и построения образа окружающего пространства. Так сформировалась ориентировочная функцияпсихики, обеспечивающая довольно сложные формы поведения животного. И само это поведение потребовало специального обеспечения, которое, естественно, взяла на себя нервная система. Возникла новая функция психики - функция регуляции поведенияна основе отражения внешней реальности и соотнесения ее с потребностями организма.
Первоначально, эта функция реализовалась в границах тех образцов поведения, которые были заложены в организм генетически (запрограммированы) в виде безусловных рефлексов (инстинктов). Это обеспечивает достаточно сложное поведение (например, у пчел), во имеет свой потолок адаптивности. Природа нашла способ самостоятельного формирования новых образцов поведения каждым индивидуальным организмом. У рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих есть и условные рефлексы, то есть приобретенные в индивидуальном опыте формы поведения, которые обеспечивают дифференцированное приспособление отдельных особей к меняющимся условиям внешней среды. Чем выше развитие вида, тем меньше у него безусловных рефлексов. У обезьяны 60% рефлексов формируется в утробе матери, а у человека только 30 %.И с развитием данного индивида все больше безусловных рефлексов заменяется условными. Для обеспечения формирования индивидуального опыта возникла функция обучения.
В процессе дальнейшей эволюции в направлении усложнения форм поведения индивидуального обучения стало недостаточно. Потребовалась передача опыта от одного индивида к другому. Для обеспечения этого у высших животных возникла коммуникативная функцияпсихики, которая впоследствии стала обеспечивать не только передачу информации, но также координацию деятельности и установление взаимоотношений.
Наконец, у человека сформировалась речь. У него появились почти неограниченные возможности познания мира, поведения и деятельности. Для этого потребовалось умение построения внутренней модели мира, включающей самого индивида. Возникла функция познания и самосознания.
Все эти функции тесно взаимосвязаны. Столь сложная функциональная организация психики определяет и сложность ее структуры. Комплекс всех психических функций я структур человека определяется уже не понятием «психика,а понятием «личность». В дальнейшем мы более глубоко рассмотрим это понятие, а пока познакомимся с его структурой,
Структура психики.Психологи предложили целый ряд структурных концепций психики и, соответственно, личности. Мы не имеем возможности рассматривать все концепции, поэтому составим некоторую структуру, синтезирующую ряд подходов.
Итак, в психологической структуре личности мы выделим определенные психические процессы, психические состояния, качества и свойства личности.
Психические процессы представляют из себя формы отражения информации поступающего из внешней среды и изнутри организма на его сенсорные входы. Здесь происходит дешифровка, перекодирование информации в субъективные психические образы, их обработка и формирование управляющих сигналов для эффекторов.
Мы выделим следующие психические процессы:
1) психические познавательные процессы, связанные с приемом и переработкой информации (стимулов) - ощущение, восприятие, внимание, память, мышление;
2) эмоциональные процессы, обеспечивающие опенку информации и принятие решения - эмоция, мотивация, воля;
3) моторные процессы, необходимые для ответной внешней реакции организма - движение, речь.
Психические состояния- это особые, качественно своеобразные, более или менее продолжительные стадии в динамике функций и процессов (психических и физиологических), композиция психических процессов в определенной ситуации.
Обычно психические состояния группируют по ведущим психическим процесса. Поэтому мы выделим следующие состояния:
1) эмоциональные состояния:
2) познавательно-моторные состояния (деятельность);
3) функциональные состояния, которые не являются состояниями
не только психики, но и организма в целом и характеризуют уровень активности и работоспособности человека.
Психические свойства.Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности. И наконец, при многократном проявлении определенных качеств личности в сходных ситуациях происходит генерализация этих качеств, они распространяются на широкий класс ситуаций и превращаются в свойства личности,среди которых мы также выделяем две группы таких свойств - характер и мастерство.
Качество личности - это комплекс устойчивых психических состояний, постоянно проявляющихся в данной ситуации.