Значение, задачи, источники информации для проведения анализа.
Лекция 7. Анализ затрат на производство продукции и издержек обращения.
План.
1. Значение, задачи, источники информации для проведения анализа.
2. Анализ себестоимости продукции по калькуляционным статьям затрат.
3. Анализ расходов на обслуживание производства и управление.
4. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
5. Анализ затрат на 1 рубль продукции.
6. Анализ издержек обращения в торговле.
Текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме представляют собой полную себестоимость продукции.
В зависимости от объема производства все затраты можно подразделить на постоянные и переменные, что имеет немаловажное значение при анализе себестоимости продукции.
Постоянные расходы (амортизация, аренда помещений и др.) остаются стабильными и при изменении объема производства.
Переменные расходы изменяются пропорционально объему производства продукции.
Однако правильнее называть эти затраты условно-постоянными и условно-переменными, т.к. в определенный момент времени производство может достигнуть такого уровня, что постоянные затраты изменятся.
Уровень постоянных расходов оказывает существенное влияние на уровень себестоимости продукции при изменении объема производства: объем производства растет – себестоимость снижается и наоборот.
Различают также затраты:
Прямые – связаны с производством определенных видов продукции (сырье, материалы, зар. плата производственных рабочих и пр.), прямо относятся на тот или иной вид калькуляции.
Косвенные – связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются по объектам калькуляции пропорционально соответствующей базе (з. плате рабочих, прямым расходам, производственной площади и пр.)
Так же издержки делятся на:
Явные– издержки, имеющие форму прямых платежей.
Неявные – альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы или находящихся в собственности фирмы как юридического лица.
Себестоимость продукции имеет большое значение для экономики предприятия, так как размер получаемой им прибыли в значительной степени зависит от уровня себестоимости.
Эта зависимость наглядно прослеживается через следующую формулу:
Прибыль = Выручка от реализации – полная себестоимость реализованной продукции
Если себестоимость ниже, то прибыль выше и наоборот.
Предприятию необходимо добиваться повышения рентабельности, ликвидации убыточности производства, увеличения прибыли за счет снижения себестоимости и повышения качества продукции, а не за счет повышения цены.
Анализ себестоимости продукции омет исключительно важное значение. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, определить процент выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост или снижение и на этой основе дать оценку работы предприятия и определить возможности и резервы снижения себестоимости продукции.
Основные задачи анализа:
1. изучение и оценка уровня себестоимости продукции;
2. анализ состава и структуры себестоимости продукции;
3. анализ показателей себестоимости (затраты на 1 руб. ТП);
4. выявление факторов, влияющих на уровень себестоимости и количественное их определение.
5. разработка мероприятий по дальнейшему снижению себестоимости продукции.
Существуют следующие виды анализа себестоимости продукции:
1) ретроспективный.Проводится с целью накопления информации о динамике затрат, факторах из изменения. Результаты этого анализа используются для определения плановой себестоимости продукции, формирования ценовой политики, разработки управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции;
2) оперативный анализ проводится ежедневно или по данным учета за 5, 10 дней. Он направлен на своевременное выявление непроизводственных затрат и потерь. Результаты анализа используются для гибкого маневрирования ресурсами.
3) предварительныйанализ себестоимости конкретного вида продукции проводится на первой стадии жизненного цикла товара – на этапе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
4) перспективный (прогнозный) анализ применяется для оценки возможности увеличения или снижения себестоимости.
Источники информации для анализа:
1) Ф № 5-з «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)»;
2) плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции;
3) данные синтетического и аналитического учета затрат и др.