В средней школе в нашей стране.
Краткий очерк развития внеклассной работы по истории
Б) Научно-методических принципов
Литература
И методика проведения
Лекция восьмая
Заключение
В современной историко-методической мысли существует общее учение об уроке истории, как испытанной временем формы обучения, воспитания и развития учащихся. Овладение учителями истории этим общим учением будет способствовать тому, что они в своей практической преподавательской деятельности будут полностью использовать громадные возможности урока истории. В этом учении раскрыта эволюция урока, прошедшая последовательно несколько этапов от времени Я.А. Коменского (начало XVII в.) и до наших дней.
Методисты-историки серьезное внимание уделяли и уделяют разработке понятий «тип урока» и «вид урока» и на этой основе стремились и стремятся выработать систему уроков истории. Но поскольку некоторые из них руководствуются разными принципами классификации уроков, постольку и их системы далеко неодинаковы. Тем самым они будили методическую мысль учителей истории в направлении разработки многообразия типов уроков истории. Однако эти классификации не могли удовлетворить требования науки и практики, поскольку они слабо отражали специфику основ исторической науки, изучаемой учащимися в средней школе. Настала необходимость, наконец, решить эту проблему. Вариант ее решения был дан в настоящей лекции.
Внеклассная работа по истории: содержание
План
1. Внеклассная работа – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса по истории в средней школе. Принципы ее организации. Ее планирование.
2. Краткий очерк развития внеклассной работы по истории в средней школе в нашей стране.
3. Концепция форм и видов внеклассной работы в отечественной историко-методической литературе и практике их проведения.
4. Общая методика подготовки и проведения внеклассных занятий по истории.
Заключение
Андреевская Н.В., Бернадский В.Н. Методика преподавания истории в семилетней школе. Учебник для исторических факультетов учительских институтов. М., 1947. С. 197-215.
Родин А.Ф. Развитие внеклассной работы по истории // ПИШ, 1957. № 5. С. 75-83.
Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории. М., 1961. [Библиография по вопросам массовой внеклассной работы по истории, с. 118-124]
Хмелев А.Н. Исторический кружок в школе. М., 1961.
Стражев А.И. Методика преподавания истории. Пособие для учителя. М., 1964. С. 265-274.
Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М., 1972. С. 303-336.
Рывкин М.С. Формы и приемы внеурочной работы // Методика обучения истории в средней школе. Часть вторая. Под ред. Н.Г.Дайри. М., 1978. С. 205-218.
Озерский И.З. Руководство внеклассным чтением учащихся по истории. Пособие для учителя. М., 1979.
Методика преподавания истории в средней школе. С.А. Ежова, А.В. Дружкова и др. М., 1986. С. 252-265.
*Примечательно: в работах, изданных в последние годы по методике истории, отсутствует материал о внеклассной работе. См.: Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. [Учебник для вузов]. М., 2000. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. Учебник для студентов вузов. М., 2003.
I. Внеклассная работа – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса по истории в средней школе. Принципы ее организации. Ее планирование.
В предыдущей лекции было отмечено, что учебно-воспитательный процесс по истории в средней школе реализуется не только в его главной (основной) форме – уроке, но и на внеклассных занятиях, которые в методике получили определение «внеклассной работы».
В любой книге типа общей методики истории (кроме последних, о чем уже было указано) можно найти параграф или главу о внеклассной работе по истории в средней школе. Однако далеко не во всей из них раскрывается это понятие. Попытаемся это сделать с учетом современной ситуации в нашей стране. Итак, что же такое – внеклассная работа по истории.
Внеклассная работа по истории – это деятельность учащихся, которая осуществляется на основе их добровольного участия и самостоятельности под руководством учителя, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, содействует: а) углублению знаний школьников в области истории; б) развитию их разносторонних интересов и способностей; в) формированию нравственной личности и г) ее научного мировоззрения.[97] Нетрудно заметить, что в этом определении назван принцип организации внеклассной работы по истории, который отличает ее от урока – добровольность учащихся. Тем она и ценна: раз работа выполняется добровольно учащимися, стало быть, охотно, с интересом, тем значимее ее результаты. Эту черту внеклассных занятий заметил наш видный специалист по этому направлению организации работы по истории в средней школе – А.Ф.Родин. Он констатировал, что внеклассная работа по истории «достигает тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами»[98].
Александр Феоктистович Родин (1890-1963). Ведущий специалист по внеклассной и внешкольной работе по истории в средней школе. Вышел из семьи простолюдинов. Отец его был крепостным, рано умер. А.Ф. Родин учился в приюте Дамского попечительства о бедных, что находился в Москве , затем (1902-1909) в Набилковском коммерческом училище – одном из лучших средних учебных заведений Москвы.
Учился в Коммерческом институте, где лекции по русской истории читал А.А. Кизеветтер (1866-1933), ученик В.О. Ключевского. Участвовал в революционном движении. Активный строитель социалистической системы народного образования в СССР. Будучи сотрудником Академии педагогических наук РСФСР (создана 6 октября 1943 г.), написал книги:
- Внеклассное чтение по истории в V – VII классах. Под ред. акад. С.Д. Сказкина. М., 1959. – 128 стр.
- Массовые формы внеклассой работы по истории в восьмилетней школе. Методическое пособие. М., 1961. – 128 стр. [Библиография по вопросам массовой внеклассной работы по истории (стр. 118-124)]
- "Шире развертывать внеклассную работу по истории" (ПИШ, 1956. III. 45-55).
- "Развитие внеклассной работы по истории" (ПИШ, 1957. V. 75-83).
- Экскурсионная работа по истории. Пособие для учителей. М., 1974 (в соавторстве с Ю.Е. Соколовским). – 128 стр.
- Из минувшего. Воспоминание педагога-краеведа. М., 1963. – 212 стр.
Многие положения названных книг не устарели до наших дней, как не утратили своей ценности и многочисленные историко-методические статьи Родина, опубликованные на страницах журнала "Преподавание истории в школе" – "Шире развертывать внеклассную работу по истории" (ПИШ, 1956. III. 45-55), "Развитие внеклассной работы по истории" (ПИШ, 1957. V. 75-83).
О важности внеклассной работы по истории весьма весомо говорил и великий русский писатель М.Горький (А.М. Пешков):
Максим Горький (1868-1936) | «А много ли может дать ребятам учебник – скажем, школьный курс истории – вопрошал он, - если его не сопровождать живыми повестями, рассказами, очерками и сборниками подлинных документов, которые давали бы детям представление о различных эпохах и действующих лицах истории»[99]. |
Горький Максим (наст. имя и фамилия Алексей Максимович Пешков (1868-1936), русский советский писатель, литературный критик и публицист, общественный деятель, инициатор создания и первый председатель СП СССР. Член ЦИК СССР.
В «Очерках и рассказах» (т. 1-3, 1898-1899 гг.) создал романтические образы т.н. «босяков», в аллегорической форме призывал к революционному подвигу («Старуха Изергиль», «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе»). В романе «Мать» (1906-1907 гг.) и драме «Враги» (1906 г.) отразил нарастание революционной борьбы в России.
В публицистической книге «Несвоевременные мысли» (изд. 1918 г.) полемизировал с В.И.Лениным о современности и перспективах развития революции.
Автобиографические трилогии «Детство» (1913-1914), «В людях» (1915-1916), «Мои университеты» (1922) созданы литературные портреты. В романе-эпопеи «Жизнь Клима Самгина» (Т. 1-4, 1923-1936) запечатлена широкая панорама жизни и борьбы предреволюционных десятилетий России.
М.Горький проявлял глубокий интерес к истории. Он – один из инициаторов издания многотомной «Истории Гражданской войны в СССР». Возобновил издания Павленкова «ЖЗЛ». Один из основателей «Детгиза». М.Горький хорошо понимал роль художественно-исторической литературы и истории в формировании человека-патриота с высокими нравственными качествами, о чем красноречиво свидетельствует его многочисленные произведения, одну из цитат мы привели.
Внеклассная работа по истории, хорошо организованная и постоянно, целенаправленно проводимая – одно из важных средств углубления знаний учащихся, воспитания школьников.
Урок – основная, главная форма классной работы учителя. Внеклассные занятия – органически связанные с уроками, они являются необходимой и существенной частью всей учебно-воспитательной работы школы. На это указывал выдающийся советский педагог-новатор А.С. Макаренко. Он писал: «Надо отрешится от мысли, что для хорошей школы нужны прежде всего хорошие методы в стенах класса. Для хорошей школы прежде всего нужна научно-организованная система всех влияний».[100] В этих словах Макаренко подчеркнута та важность, которую он придавал и внеклассной работе.
Советский педагог-новатор, и писатель. В 1917 г. с золотой медалью окончил Полтавский учительский институт. Возглавлял ряд училищ и трудовых колоний для несовершеннолетних на Украине, в том числе колонию им. М.Горького (с 1926 г.). В них он многие задачи обучения и воспитания решал необычно. | Антон Семенович Макаренко (1888-1939) |
С июля 1935 г. Макаренко – помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УСССР, в 1937 г. переехал в Москву и целиком посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив. Макаренко не написал монографию по педагогике, но он создал художественные произведения («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), в которых нашли отражение его педагогические взгляды.
1 апреля 1939 г. Макаренко скоропостижно скончался от разрыва сердца в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно Белорусской железной дороги. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Издано: Собр.соч. Т. 1-7. 2-е изд., М., 1959-60 гг.
Внеклассные занятия, которые являются продолжением классных уроков, строятся на иных принципах (правилах), чем урок. Уроки являются обязательными для всех учащихся и строятся на основе государственной программы, в которой строго очерчен объем знаний для данного класса.
Во внеклассную же работу вовлекаются учащиеся на основе свободного выбора вида занятий. Поэтому основными принципами организации и выполнениявнеклассных занятий по истории, как впрочем, и по другим основам наук, изучаемым в школе, является добровольность. Игнорирование или нарушение этого принципа приводит к нежелательным результатам.
Принципы, правила, требования организации внеклассной работы следует свести в систему, которая состоит из:
А) Организационных принципов
¨ - Добровольность
¨ - Интересность
¨ - Самостоятельность и инициатива учащихся
¨ - Руководящая роль учителя
¨ - Плановость
¨ - Связь внеклассной работы с уроками
¨ - Многообразие форм и видов внеклассной работы
¨ - Научность внеклассной работы
¨ - Ее исследовательский характер
¨ - Идейно-воспитывающая и
¨ - Общественно-полезная направленность
¨ - Связь внеклассной работы с современностью
Кратко раскроем каждый из упомянутых принципов.
О принципе добровольности было уже сказано. Что же касается принципа интересности, то он ясен и его нарушение приводит к развалу внеклассной работы.
Неразлучно связанными с первым и вторым являются принципы самостоятельности и активности учащихся при руководящей роли учителя. При этом надо проявлять подлинный такт, больше всего хлопотать о том, чтобы учащиеся не чувствовали принуждения и видели, что вся полнота ответственности лежит на них самих, что они являются подлинными «хозяевами» проводимой работы.
Безусловным требованием является плановость внеклассной работы по истории. Любая форма внеклассной работы должна планироваться на учебную четверть, полугодие или на весь учебный год. К примеру, если учащиеся изъявили желание заниматься в кружке «История и живопись», то учитель вместе с учениками отбирает репродукции исторических полотен русских художников, указывает литературу о живописцах, и планирует заседание кружка одни (или два) раза в неделю в определенный день недели после учебных занятий. На каждом заседании кружка разбирается содержательно и эстетически одна из репродукций.[101] Ученики будут знать, кто и когда будет выступать на заседании кружка. План работы кружка составляется по произвольной форме, но в нем необходимо указать тему, исполнителей, дату заседания и специальную графу «Отметка о выполнении».
Подготовленные учащимися наглядные и текстовые материалы надо использовать на соответствующих уроках, что позволит осуществлять связь внеклассной работы с уроками.
И урок и внеклассная работа должны быть многообразны по своим типам, формам и видам. О типах и видах уроков было сказано в предыдущей лекции. Формам и видам внеклассной работы у нас будет посвящена вторая часть лекции, поэтому чтобы не повторяться, мы здесь не будем говорить о них, однако стоит подчеркнуть, что однообразие занятий ведет к скуке на них, затухает интерес учащихся, снижается их результативность.
Избежать этого поможет не только многообразие форм и видов внеклассных занятий, но и строгое следование в их подготовке и проведении научно-методическим принципам.
Проводимые занятия должны быть научными, то есть их историческое содержание должно основываться на последних достижениях исторической мысли и раскрывать то, что было на самом деле.Никаких домыслов, и тем более вымыслов, чем характеризуется нередко популярные издания, не должно быть. Этого возможно достигнуть, если внеклассные занятия будут в своей основе исследовательскими. Ученики, готовясь к занятиям, должны работать с историческими источниками, научной литературой, справочными и энциклопедическими изданиями. Найдя противоречия в интерпретации исторических событий, оценках деятелей, ученики сравнивают все это и приходят с помощью учителя к научным оценкам. Такая кропотливая работа учащихся, поступки изучаемых ими деятелей и целых социальных групп не оставят их равнодушными, зародят в их душах и сердцах стремление подражать положительным лицам истории и, наоборот, отторгать предательство, двоедушие, стремление любыми средствами достичь личных интересов. Это и есть на деле реализация идейно-воспитательного принципа в организации и проведении внеклассной работы по истории в школе.
Внеклассная работа должна так проводиться, чтобы приносить учащимся общественную пользу. Сама по себе она общественно полезна, поскольку вооружает учащихся знаниями о прошлом, формирует у них умения, и навыки умственного труда, учит их мыслить. Внеклассная работа общественно полезна и прагматически. Тексты докладов и сообщений учащихся, собранный ими наглядный или изготовленный, в том числе предметный материал (макеты, модели и т.д.) остаются в кабинете истории школы и будут использоваться учащимися впоследствии.
Весьма актуализирует внеклассную работу ее связь с современностью своей страны и зарубежных государств. Учитель нацеливает учащихся на то, чтобы они постоянно стремились проследить изучаемый материал по принципу «Как было и как стало». Так, например, учащихся, которые поставили перед собой цель написать историю школы, предприятия, села прослеживают этапы развития названных учреждений, выявляют изменения и показывают современное их состояние.[102]
Все эти правила организации и проведения внеклассной работы по истории представляют собой систему принципов, выполнение которых обеспечивает ее результативность. Неучет, игнорирование, хотя бы одного из них, разрушает эту систему.
Внеклассная работа по истории в России началась проводиться едва ли не одновременно с уроками. Ориентировочно это время можно отнести к началу XVIII в. Известно, сто преподавание истории в нашей стране началось в Петровское время – в гимназии пастора Глюка в Москве (1703 г.) и в школе Ф.Прокоповича в С.-Петербурге (1721 г.).
Как уроки, так и внеклассная работа по истории в Российской империи до 1917 г. были в своей основе направлены на формирование у учащихся исторических знаний и их воспитание в духе русской национальной идеи – «православие, самодержавие и народность» (ее автор – граф, министр народного просвещения С.С.Уваров (1786-1855; министр (1833-1849). Значительный размах внеклассная работа в России получила после отмены крепостного права (19 февраля 1861 г.). Проводились утренники, посвященные достопамятным датам отечественной истории, - «Святитель Гермоген» (ок. 1530-1612; патриарх (1606-1612), «50-летие отмены крепостного права царем-освободителем», «300-летие дома Романовых» и т.д. Рекомендовалось проводить экскурсии по местам, связанным с династией Романовых, - Ипатьевский монастырь в Костроме, Новоспасский монастырь и т.д., совершать паломничества по церковным святыням – в «Нилову пустынь» (остров на озере Селигер, близ г.Осташкова, Тверской губ., где находится рака с мощами святого Нила Столбенского (жившего на острове с 1526 по 1554 гг.), в Новодеево (к мощам С. Саровского (Нижегородская губ) и т.д.[103]
По иному шла внеклассная работа, историю проводили педагоги ряда частных или кооперативных учебных заведений. В них уделялось много внимания внеклассному чтению, организации вечеров на исторические темы. Идейная направленность этой работы не была столь идеологизирована, как в государственных школах.[104]
Как видим, в дореволюционной русской средней школе практиковались такие виды внеклассной работы, как утренники, экскурсии, паломничество, внеклассное чтение и исторические вечера.
После 1917 г. совершенно изменилась направленность внеклассной работы и резко возрос ее объем. В первые годы становления новой советской школы как на уроках, так и внеклассных занятиях значительное место заняла краеведческая работа. Учащиеся изучали историю улиц, на которых располагались их жилища, историю деревень, сел, городов, предприятий и т.д.[105]
Первые полтора десятка лет (1917-1932 гг.) внеклассная работа по истории в средней школе характеризуется крутым поворотом ее идейной направленности в сторону формирования у учащихся марксистско-ленинских революционных взглядов. Учащиеся подчас получали непосильные для них «исследовательские» или практические задания, что являлось отражением левацких перегибов, получивших в это время распространение во всей системе школьного образования.[106]
После знаменательного постановления ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР от 15 мая 1934 г. «О преподавании гражданской истории в школах СССР»[107], которым восстанавливались курсы отечественной и зарубежной истории в средней школе, начался новый этап в организации внеклассной работы по истории. Преподаватели того времени отмечали, что история стала одним из любимых предметов у учащихся средней школы. Их интерес удовлетворялся на школьных уроках – лекциях и рассказах – и особенности кружковых занятиях. Работа в кружках велась разными способами: чтение исторических книг, подготовка учащимися докладов и их чтение на заседание кружка, изготовлениеучащимися наглядных пособий, подготовка и проведение историко-тематических вечеров, издание исторических бюллетеней, постановка пьес на исторические сюжеты, подготовка к которым велась весьма тщательно и в нее были вовлечено значительное количество учащихся разных классов. Обобщением этой работы явилось издание «Программы кружковых занятий в школе» (Управление школ Народного комиссариата просвещения. М., 1935). В этом сборнике была и программа кружковой работы по истории. В ней подчеркивалось, что тематика кружка может включать вопросы хозяйственного, политического, общественного строя, идеологии, но в целом она должна быть построена так, чтобы наряду с углублением знаний учащихся конкретных фактов, документов, вещественных памятников и т.д., она должна оказывать воспитательное влияние на детей, приучать их вскрывать классовые отношения, классовый антагонизм.[108]
Начавшаяся Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков (1941-1945) наложила новые и яркие краски на уроки и внеклассные занятия по истории. Учащиеся под руководством учителей устраивали в школах, в воинских частях, расквартированных близ учебных учреждений, в госпиталях вечера (утренники), посвященные истории освободительной борьбы народов Руси-России-СССР на такие темы: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет», «Куликовская битва», «Полтавское сражение», «Бородино» и т.д.
Учащиеся старших классов подготавливали и читали доклады об А.Невском, Д.Донском, Минине и Пожарском, А.Суворове и М.Кутузове и других деятелях русской истории.
Победоносное окончание Великой Отечественной войны открывает новый этап в развитии внеклассной работы по истории в нашей стране.
Перед страной во весь рост встали задачи огромной исторической важности – как можно быстрее восстановить народное хозяйство и создать надежный щит обороны страны от атомного шантажа США, который в завуалированной форме начался уже на Потсдамской конференции руководителей стран антигитлеровской коалиции (18 июля – 2 августа 1945 г.), когда Вторая мировая война еще не была окончена – шли бои с японскими самураями. Эти задачи были решены в невиданно короткие сроки: в 1947 г. была отменена карточная система в продовольственном снабжении страны, и в августе 1949 г. СССР произвел испытание атомного оружия. Последнее охладило воинственный пыл в США и Англии. Исторической науке и ее основам, изучаемым в средней школе, отводилась первенствующая роль в патриотическом воспитании народа и разоблачении космополитических взглядов некоторой части интеллигенции. Именно в эту сторону клонится содержание уроков истории и внеклассных мероприятий в средней школе. Широко развертываются такие формы внеклассной работы как: встречи с участниками Великой Отечественной войны и героями трудового фронта, историко-туристические походы по местам боевой славы советского народа, экскурсии в музеи, создание музеев в школах разного типа и профиля и т.д.[109]
В связи с критикой культа личности И.В. Сталина состояние внеклассной работы по истории в средней школе не удовлетворяло педагогическую общественность. В 1960 г. появляется передовая статья «Внеклассную работу по истории на уровень новых задач»[110] В ней справедливо отмечалось: «Внеклассная работа требует от учителя неустанного обогащения знаний, повышения своего научно-теоретического уровня, методического и общепедагогического мастерства; она немыслима без горячей любви и уважения к детям.
Внеклассная работа предоставляет учителю неограниченные возможности углубления и расширения знаний учащихся, полученных на уроке, позволяет применять эти знания в жизни…»[111] В развитии этих положений журнал опубликовал восемь статей по вопросам внеклассной работы.
В 70-80-е годы XX века бурно развивается историческое краеведение. На исторических факультетах педагогических институтов, готовивших учителей истории для средней школы, был введен специальный курс «Историческое краеведение» и было подготовлено впоследствии несколько учебных пособий.[112] Несколько позже названных в примечании пособий по историческому краеведению для студентов была издана книга «Методика историко-краеведческой работы в школе» (Пособие для учителей. М., 1982), в которой был обобщен практический опыт работы учителей истории по школьному краеведению. Важен для современного учителя второй раздел книги, в котором освещаются: 1) Подготовка учителя к краеведческой работе; 2) Методика сбора источников по истории края; 3) Использование краеведческого материала на уроках истории; 4) Факультатив по истории края; 5) Внеклассная историко-краеведческая работа.
Еще ранее перечисленных книг проф. Н.П.Милонов издал монографию «Изучение истории области в средней школе (Из опыта работы)» М., 1960). В школах учащиеся под руководством учителя создают музеи, пишут истории школ, предприятий, учреждений, совхозов, колхозов, пионерских, комсомольских, ветеранских организаций. Организуются походы и экскурсии[113] по местам боевой и трудовой славы советского народа. Повсеместно проводится военно-историческая игра «Зарница», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков в знаменательные даты 23 февраля и 9 мая. Ученики приводят в порядок могилы погибших бойцов Красной Армии, шефствуют над ветеранами фронта и тыла. Проводились разного рода олимпиады по истории, ученические конференции, мемориальные чтения и многое, многое другое. Можно сказать, что внеклассная работа в 70-80-е гг. ушедшего столетия в школах СССР была хорошо организована и давала ощутимые результаты. На исторические факультеты университетов и педагогических институтов поступала молодежь с прочными знаниями по истории и граждански подготовленная.
С началом перестройки, которая привела к смене общественно-политического строя в СССР, развалу страны, развенчанию героев, замене одной системы исторического образования (линейно-ступенчатой) другой – концентрической происходит затухание внеклассной работы по истории в современной средней школе. Опыт той внеклассной работы, которая проводится, слабо обобщается. За последние 10-15 лет не было издано ни одной книги по методике организации внеклассной работы по истории в школе. В общих пособиях по методике истории Студеникина (2000 г.), Степанищева (2002 г.) нет не только главы, но даже параграфа о внеклассной работе по истории. Журнал «Преподавание истории в школе» слабо освещает вопросы внеклассной работы по истории в современной школе.