Урок – основная форма учебно-воспитательного процесса по истории в средней школе. Его эволюция.
План
Урок истории в средней школе
Лекция седьмая
Заключение
Метод наглядного обучения является одним из важных способов преподавания истории в современной российской средней школе.
Специфика основ исторической науки, изучаемой учащимися средней школы, требует широкого использования разнообразных средств наглядности.
Методика использования наглядности в процессе преподавания истории в школе базируется на теоретико-методологических и психологических основах.
Сила наглядного обучения заключается в том, что при использовании наглядности в акте усвоения исторического материала участвуют многие анализаторы, которые приводятся в действие двумя сигнальными системами (предмет действительности и слово учителя).
В отечественной историко-методической литературе разработаны несколько классификаций наглядных средств обучения. Наиболее приемлемой к условиям работы средней школы является классификация, включающая предметную, изобразительную и условно-графическую типы наглядности.
Методическая мысль разработала системы методических приемов использования различных средств наглядности. Эти системы приемов в совокупности составляют наглядный метод обучения истории, состоящий из трех-десятков приемов. Они представляют своеобразную технологию наглядного обучения истории.
Несмотря на многообразие наглядных средств обучения, с каждым из них должна идти работа по принципу – от общего к частному и от частного к общему.
Метод наглядного обучения выступает в учебно-воспитательном процессе в организационном единстве с живым словом учителя и учащихся.
С разработкой и внедрением в учебный процесс современных инновационных технологий педагогические возможности наглядности в процессе изучения истории в школе сильно возрастают.
1. Урок – основная форма учебно-воспитательного процесса по истории в средней школе. Его эволюция.
2. Классификация уроков истории в отечественной историко-методической литературе и практике преподавания.
3. Общая методика подготовки и проведения уроков истории. Основные требования к полноценному уроку истории.
4. Заключение.
Литература
1) Стражев А.И. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1964. С. 181-190.
2) Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968. С. 365-412.
3) Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. М., 1984. С. 216-242 (раздел V написан П.С. Лейбенгрубом).
4) Нечкина М.В. Повысить эффективность урока // Коммунист. 1984. № 2. С. 50-53.
5) Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: В 2 частях. М., 2002. Часть I. Глава IV.
Не умаляя значение неурочных форм учебно-воспитательного процесса, важно отметить и признать совершенно особую роль урока в обучении учащихся истории, как и, впрочем, другим основам наук, изучаемых в современной средней школе. Эта роль заключается в том, что урок – основная главная испытанная временем форма учебно-воспитательного процесса, это главный канал, по которому учащиеся получают научную информацию, выработанную и добываемую человечеством, это, наконец, основной рычаг выработки и развития умений и навыков учащихся, умственного самоусовершенствования учащихся. Это могущественное средство воспитания учащихся.
Как же можно определить урок?