Общая методика использования наглядных средств обучения в
учебно-воспитательном процессе по истории в средней школе
На таблице продемонстрировано многообразие наглядности, так и многочисленность методических приемов ее использования в учебно-воспитательном процессе по истории в средней школе. Количество времени, отводимое на лекционный курс, не дает нам возможности сколь-либо подробно описать каждый из названных приемов. К тому же, некоторые из них освещены в общих и специальных пособиях по методике истории. Они мною были названы в списках литературе к лекции. Здесь же уместно рассказать об основных закономерностях использования наглядности (вне зависимости от ее типологии) в процессе преподавания истории.
Они состоят в следующем. Прежде всего учитель должен стремиться к тому, чтобы на каждом уроке использовалась наглядность в соответствии с его содержанием. Историческая карта и изображение (на отдельном листе картона)изучаемых дат, а также портретных изображений исторических деятелей – обязательная атрибутика любого урока истории, поскольку факты и события совершаются в определенном историческом пространстве и точно или приблизительно измеряемом историческом времени, а человек в этих пространствах выступает как prima agens истории (т.е. первенствующее действующее ее лицо). Отбор же наглядности учитель производит в соответствии с целями урока истории. Все то из наглядности, что «не работает» на выполнении целевой установки урока (как бы ни была интересна эта наглядность!), учитель отметает сразу. После того как определен круг наглядности, планируемый использовать на уроке (карта, портреты, репродукции картин исторической живописи, учебно-исторические картины и т.д.), учитель истории избирает наиболее рациональные исторические приемы и место их применения на уроке (в процессе проверки домашнего задания, изучения новой темы, закрепления).
Избранная наглядность и приемы ее применения учителем виртуально (мысленно) реализуется в процессе разработки и написания конспекта урока (выявленные недочеты, понятно, тут же устраняются).
Затем наступает самый ответственный этап – реальное использование наглядности на конкретном уроке и самокритический анализ того, насколько удалось реализовать все то, что было спланировано и задумано. Анализируя, самооценивая проведенный урок, учитель на полях конспекта делает подробные записи того, что получилось удачно, не очень удачно и совсем не удачно в плане применения наглядных средств обучения (все эти записи ему пригодятся в будущем учебном году – они для него бесценны). Именно так будет совершенствоваться учительский опыт («дитя ошибок трудны»), именно при таких условиях будет расти его искусство преподавания, расширяться научно-методический кругозор.