Метод наглядного обучения учащихся истории
Лекция четвертая
Заключение
В системе способов преподавания истории в средней школе ведущее место занимает метод устного обучения. Другие методы – наглядный, работы с историческими источниками и практический – не могут в чистом виде, самостоятельно реализоваться в учебно-воспитательном процессе – они являются вспомогательными по отношению к методу устного обучения истории.
Ведущая роль живого слова учителя в технологии преподавания истории обусловлена многими факторами, главными из которых являются слово, язык, его функции в жизни человеческого общества, а также своеобразие предмета школьных курсов истории.
Слово-учителя на уроке – это великая сила. И если оно сказано, но в нем нет чувства, нет живой мысли – оно умирает.
Методическая наука предъявляет к живому слову учителя систему обоснованных требований, выполнение которых обеспечивает в определенной мере его действенный характер.
В преподавательской практике живое слово учителя выступает в разных видах. Их учитель избирает в соответствии с результатами проведенного им структурно-методического анализа, исторического содержания, подлежащего изучению на уроке, образовательно-воспитательных задач урока в различных по возрасту и развитию классах.
В соответствии с этим виды (приемы) устного преподавания истории концептуализируются в две системы (см. схему), каждая из которых, выполняя свои главные функции, выступают в живой практике в единстве и тем самым обеспечивают при умелом их использовании положительные учебные, воспитательные и развивающие результаты.
Важно при этом применять систему активации познавательной деятельности учащихся в процессе изложения учителем исторического материала, эффективным приемом которой выступает беседа.
Для овладения методом устного обучения истории необходима большая и настойчивая самостоятельная работа каждого начинающего свой творческий путь учителя.
План
I. Что такое наглядное обучение? Гносеологические и психологические основы наглядного обучения учащихся истории в средней школе.
II. Образовательно-воспитательное значение наглядности, используемой в процессе обучения учащихся истории.
III. Классификация наглядных средств обучения истории в советской историко-методической литературе и практике преподавания.
IV. Методические приемы и средства наглядного обучения истории.
V. Общие принципы работы с наглядностью в процессе преподавания истории.
Заключение.
Литература (обязательная)
Мурзаев В.С. Рисунки на классной доске в преподавании истории. М., 1947 (1-е изд.), 1960 (2-е изд.).
Никифоров Д.Н. Наглядность в преподавании истории. М., 1964.
Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968.
Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. М., 1971.
Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. Учебник для вузов. М., 2000.
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: В 2-х частях. М., 2002. Часть I, § 23.
Литература (дополнительная)
Ушинский К.Д. О наглядном обучении // Он же. Избранные педагогические произведения. М., 1968. С. 105-108.
Линко Г.М. Работа с исторической картой в восьмилетней школе. М., 1962.
Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательного учения // Он же. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 257-264.
Вернер Фатке. Работа с картой // ПИШ. 1992. № 4.