Июня 1941 года, в 3 часа 50 минут фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз».

Приемы устного преподавания учебного исторического материала и их использование в зависимости от характера (компонентов) учебного материала, образовательно-воспитательных задач урока в различных по возрасту и развитию классах.

 

На предыдущей лекции мы говорили, в частности, о факторах, которые обуславливают выбор учителем методов и приемов преподавания истории. Среди них один из основных – это характер содержания учебного материала. Что в данном случае имеется в виду? А имеется в виду то, что содержание любого курса истории состоит из: а) фактов, б) понятий и в) исторических связей. Причем и факты, и понятия и исторические связи неоднородны по своему содержанию. Факты истории бывают единичные и типичные (один подход к их классификации); статичныеидинамичные (другой подход).[44]

Понятия также разнообразны и к их группировке возможны разные подходы. К примеру, понятия общеисторические (общество, государство, хозяйство, культура, цивилизация и т.д.); понятия, выражающие содержание какой-либо эпохи истории (просвещенный абсолютизм, Великая французская революция конца XVIII века; смутное время в России начала XVII в. и т.д.); понятия, фиксирующие еще более короткие отрезки исторического времени(колон, первая Реставрация во Франции, колхозное крестьянство в СССР и т.д.).

Понятия школьных курсов истории имеет смысл сгруппировать, осуществляя к ним педагогический подход: понятия, которые изучаются (углубляя их познание учащимися) во всех школьных курсах истории: (общество, государство, хозяйство и т.д.); понятия отдельных курсов истории(раб, рабовладелец и т.д.); понятия тем и уроков истории(якобинцы, жирондисты, Вандейские войны и т.д.).

Что же касается исторических связей, то они подразделяются на три категории: а) причинно-следственныесвязи,б)временныесвязии в)локальныесвязи.

Первые фиксируют причины возникновения исторического события (они призваны ответить на вопрос: Почему это событие возникло?) и их следствия (Какое историческое значение они имели для последующего развития истории?).

Вторая группа обозначает время свершения исторического события (8 сентября 1380 г. произошла Куликовская битва), то есть вписывает событие, явление, исторического деятеля в историческое время.

И третья группа демонстрирует место свершения исторического события (3 сентября 1803 г. был подписан в Париже Мирный договор между США и Англией, положивший конец войне между этими странами).

Выбор учителем приемов устного преподавания истории (повторюсь) должен зависеть от характера (компонентов) исторического материала. И прежде чем определять систему устного преподавания учитель должен подвергнуть исторический материал урока (темы, раздела и т.д.) структурно-методическому анализу, то есть выделить из него факты, понятия, исторические связи, определить их многообразие, а затем, учитывая и другие факторы (см. лекцию вторую) наметить систему приемов живого слова.

Сказанное представим в виде таблицы, которая, конечно, требует дополнительных пояснений и методических примеров. Начнем. Смотрим.


 
 

 

В верхней части таблицы демонстрируются результаты структурно-методического анализа преподаваемого материала: факты (единичные и типичные) понятия и исторические связи. Чуть ниже дан перечень приемов устного их изучения. Нижняя часть называет две системы приемов. Первая система обеспечивает воспроизведение (воссоздание) прошлого, а вторая позволяет проникнуть в сущность исторического процесса. Обе эти системы взаимосвязаны и в совокупности дают наглядное представление метода устного обучения истории, что и зафиксировано в самом нижнем прямоугольнике таблицы.

Настоящая таблица послужит нам своеобразным планом изложения.

Итак, краткое (сжатое) сообщение – это такой прием живого слова учителя, который позволяет только сообщить учащимся об историческом факте[45] или фактах. Приведем примеры.