Законы психического развития ребенка.
ü Сложная организация во времени (свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни)
ü Закон метаморфозы (развитие есть цепь качественных изменений) Ребенок – не маленький взрослый, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
ü Закон неравномерного детского развития (каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития).
ü Закон развития высших психических функций. ВПФ возникают первоначально как форма, коллективного поведения, сотрудничества с другими людьми и лишь в последствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Признаки ВПФ: опосредованность, осознанность, произвольность, системность, формируются прижизненно, образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Развитие ВПФ связано с обучением
Основные параметры развития ребенка (в разных научных школах)
Психологи | Ход развития | Условия | Источник | Форма развития | Специфика развития | Движущие силы развития |
Ст. Холл Э.Торндайк В. Штерн З. Фрейд Ж. Пиаже Э. Эриксон А. Бандура | От индивидуального к социальному (социализация) | Наследственность и среда | Внутри индивида, в его природе. | Приспособление | Концепция рекапитуляцииТеория повторения, полезности, соответствия. | Преформизм Крнвергенция 2-х факторов |
Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин В.В. Давыдов | От социального к индивидуальному (закон развития ВПФ) | Морфофизиологические особенности мозга и общение | Вне индивида (среда) | Присвоение | Развитие ребенка подчиняется действию общественно- исторических законов, а не биологическим законам | Обучение Деятельность |
§4. Проблема возраста в психологии
Онтогенез – отрезок жизни индивида от рождения до наступления зрелости. Среди многообразия научных школ в психологии можно выделить две группы психологических теорий в зависимочти от их взгляда на онтогенез.
1. развитие рассматривается в его целостности и неделимости, не выделяются отдельные периоды или этапы (Г. Олпорт, Дж. Кеттел, К.Роджерс, Г. Айзенк). Во главу угла ставится представление о некоторой целостности (например, личность) и изучаются характеристики этой целостности, её внутренняя структура, условия протсхождения.
2. Онтогенез как чередование, смена определенных этапов развития (З. Фрейд., А. Валлон, Э. Эриксон, Л.С. Выготсткий, А.Н. Лонтьев) В теориях психического развития данных авторов на первый план выходят проблемы описания возраста – его характеристик, длительности, условий возникновения и завершения.
Возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.
Ананьев Б.Г. характеристики возраста:
ü Топологическая (отражается в последовательной смене фаз)Качественное внутреннее содержание, стадия психического развития
ü Метрическая (длительность, продолжительность) Календарный возраст.
Т.о. возраст – это категория, которая служит для обозначения временных характеристик человека и может рассматриваться как хронологический (длительность существования) и психологический (характеристика качественно своеобразной ступени онтогенетического развития, обусловленного закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения, воспитания и имеющего конкретно – историческое происхождение).