Законы психического развития ребенка.

ü Сложная организация во времени (свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и меняется в разные годы жизни)

ü Закон метаморфозы (развитие есть цепь качественных изменений) Ребенок – не маленький взрослый, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

ü Закон неравномерного детского развития (каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития).

ü Закон развития высших психических функций. ВПФ возникают первоначально как форма, коллективного поведения, сотрудничества с другими людьми и лишь в последствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Признаки ВПФ: опосредованность, осознанность, произвольность, системность, формируются прижизненно, образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества. Развитие ВПФ связано с обучением

Основные параметры развития ребенка (в разных научных школах)

Психологи Ход развития Условия Источник Форма развития Специфика развития Движущие силы развития
Ст. Холл Э.Торндайк В. Штерн З. Фрейд Ж. Пиаже Э. Эриксон А. Бандура От индивидуального к социальному (социализация) Наследственность и среда Внутри индивида, в его природе. Приспособление Концепция рекапитуляцииТеория повторения, полезности, соответствия. Преформизм Крнвергенция 2-х факторов
Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин В.В. Давыдов От социального к индивидуальному (закон развития ВПФ) Морфофизиологические особенности мозга и общение Вне индивида (среда) Присвоение Развитие ребенка подчиняется действию общественно- исторических законов, а не биологическим законам Обучение Деятельность

 

§4. Проблема возраста в психологии

Онтогенез – отрезок жизни индивида от рождения до наступления зрелости. Среди многообразия научных школ в психологии можно выделить две группы психологических теорий в зависимочти от их взгляда на онтогенез.

1. развитие рассматривается в его целостности и неделимости, не выделяются отдельные периоды или этапы (Г. Олпорт, Дж. Кеттел, К.Роджерс, Г. Айзенк). Во главу угла ставится представление о некоторой целостности (например, личность) и изучаются характеристики этой целостности, её внутренняя структура, условия протсхождения.

2. Онтогенез как чередование, смена определенных этапов развития (З. Фрейд., А. Валлон, Э. Эриксон, Л.С. Выготсткий, А.Н. Лонтьев) В теориях психического развития данных авторов на первый план выходят проблемы описания возраста – его характеристик, длительности, условий возникновения и завершения.

Возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Ананьев Б.Г. характеристики возраста:

ü Топологическая (отражается в последовательной смене фаз)Качественное внутреннее содержание, стадия психического развития

ü Метрическая (длительность, продолжительность) Календарный возраст.

Т.о. возраст – это категория, которая служит для обозначения временных характеристик человека и может рассматриваться как хронологический (длительность существования) и психологический (характеристика качественно своеобразной ступени онтогенетического развития, обусловленного закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения, воспитания и имеющего конкретно – историческое происхождение).