Безналичные расчеты

 

Подавляющая часть расчетов, которые проводит предприятие – безналичные, которые представляют собой движение депозитных денег по банковским счетам. Безналичные расчеты практикуются между самими предприятиями, между предприятием и государством, кредитными организациями и др., а также между предприятием и физическими лицами, в частности, работниками.

Классификация безналичных расчетов представлена на рисунке 10.2.

 

1) предоплата; 2) по факту отгрузки.
БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ
относительно факта сделки  
от условий оплаты
по используемым платежным средствам
от формы расчета
1) акцептная (с согласия плательщика); 2) безакцептная; 3) аккредитивная; 4) плановые платежи; 5) взаимозачет.
1) без платежных средств; 2) вексельная; 3) чековая.
1) расчеты платежными поручениями; 2) расчеты по аккредитиву; 3) расчеты чеками; 4) расчеты по инкассо.  

 

Рис. 10.2. Классификация безналичных расчетов.

 

Выбор формы расчетов, главным образом, определяется:

- характером хозяйственных связей между контрагентами;

- особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

- местонахождением сторон сделки;

- способом транспортировки грузов;

- финансовым положением предприятий.

Акцепт означает согласие плательщика на оплату платежных доку­ментов. Безакцептное (без согласия) списание средств со счета плательщика по выставленным требованиям применяется в исключительных случаях. Речь идет, главным образом, о принятии судебных решений и других случаях, предусмотренных отдельными законами.

При равномерных и постоянных поставках между поставщи­ками и покупателями расчеты между ними могут осуществляться в по­рядке плановых платежей на основании договоров с исполь­зованием в расчетах платежных поручений.

Поставщик по условиям договора берет на себя обязательство от­гружать продукцию исходя из согласованного графика поставок. Покупатель обязуется в сроки, определенные договором (ежедневно или периоди­чески), производить платежи. Регулярно, например, ежемесячно, проверяется правильность осуществления платежей, их соответствие стоимости фактически отгруженной продукции или ока­занных услуг. Перерасчеты производятся в за­висимости от результатов уточнения расчетов:

- отдельным платежным поручением (при недоплате);

- зачислением разницы в счет будущих платежей (при переплате).

Плановые платежи сводят к минимуму раз­рыв во времени между отгрузкой продукции и поступлением денежных средств за нее, упрощают технику расчетов, дают возможность сторо­нам более четко регулировать свой денежный оборот.

Взаимозачет встречных требований осуществляется без участия банка на основе подписанного акта при участии двух или более сторон при взаимном признании обязательств. В некотором смысле взаимозачет не является расчетом в полном смысле слова, т.к. перемещения средств по счетам не происходит, либо переводится только сальдо. Зачеты взаимных требований бывают постоянно действующие и разовые.

Расчеты без использования платежных средств означает, что расчетные документы проходят через банк и не могут быть использованы для расчетов по какой-либо другой сделке. Векселя и чеки выдаются непосредственно поставщику, который может либо передать их в банк для получения денежных средств, либо использовать их для оплаты своих обязательств.

Расчеты платежными поручениями являются самой распространенной формой безналичных расчетов. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающе­му банку о перечислении определенной суммы со своего счета на указанный счет получателя (рисунок 10.3).

Платежные поручения принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное (получение ссуды для совершения платежа) не оговорено между бан­ком и владельцем счета.

 

 

Поставщик
Покупатель
Банк поставщика
Банк покупателя

 

Рис. 10.3. Схема расчетов платежными поручениями:

 

1 - поставка товара (оказание услуг); 2 - передача платежного поручения в банк и списание средств со счета покупателя; 3 - перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет получателя; 4 - сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет

 

Сущ­ность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, пред­варительно депонированных на счете, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве.

Обычно схема расчетов по аккредитиву выглядит следующим образом (рисунок 10.4):

 

Поставщик
Покупатель
Банк поставщика
Банк покупателя

 

Рис. 10.4. Аккредитивная форма расчетов с предварительным депонированием средств:

 

1 - заключение договора о расчетах с использованием аккредитивной формы расчетов с предварительным депонированием средств на отдельном счете в банке; 2 - передача в банк заявления на открытие аккредитива, платежно­го поручения о депонировании средств, а затем списание средств со счета покупателя; 3 - перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет «Аккредитивы»; 4 - сообщение поставщику об открытии аккредитива; 5 - поставка товара (оказание услуг); 6 - расчетные документы, подтвержда­ющие отгрузку товара (оказание услуг), в соответствии с условиями догово­ра направляются в банк поставщика, и осуществляется списание средств со счета «Аккредитивы» и зачисление средств на счет поставщика; 7 - сообщение об использовании аккредитива направляется в банк покупателя; 8 - сообщение покупателю об использовании аккредитива

 

Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком.

При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение банку, выдавшему расчетные чеки, упла­тить определенную сумму денег, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю).

Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, выступают платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законами. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами.

Чек служит ценной бумагой. Бланки чеков являются бланками стро­гой отчетности. Чековая книжка представляет собой бланки чеков «Расчетный чек», сброшюрованные в книжки. Для получения чековой книжки предприятия представляют в обслуживающий их банк заявле­ния. Банк депонирует средства заявителя на отдельном счете, с которо­го оплачиваются чеки. Клиент получает в банке чековую книжку с ука­занием суммы, депонированной банком, в пределах которой он может выписывать чеки.

Приобретая товар или получая услуги, предприятие выписывает расчетный чек и передает его по­ставщику-получателю средств (рисунок 10.5).


Поставщик
Покупатель
Банк
 

 

 

Рис. 10.5. Расчеты чеками:

 

1 - покупатель направляет в банк заявление на выдачу чековой книжки; 2 - банк выдает ему чековую книжку (или разовый чек); 3 - отгрузка товара или оказание услуг; 3а - оплата товара чеком; 4 - поставщик предъявляет чек в банк к оплате и последний списывает средства со счета покупателя и зачисляет их на счет поставщика

 

Чеки, поступившие в платеж, как правило, сдаются чекодержателем в банк для зачисления суммы, указанной в чеке, на счет получателя денежных средств, списав ее со счета, на кото­ром депонированы средства.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк – исполняющий.