Безналичные расчеты
Подавляющая часть расчетов, которые проводит предприятие – безналичные, которые представляют собой движение депозитных денег по банковским счетам. Безналичные расчеты практикуются между самими предприятиями, между предприятием и государством, кредитными организациями и др., а также между предприятием и физическими лицами, в частности, работниками.
Классификация безналичных расчетов представлена на рисунке 10.2.
1) предоплата; 2) по факту отгрузки. |
БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ |
относительно факта сделки |
от условий оплаты |
по используемым платежным средствам |
от формы расчета |
1) акцептная (с согласия плательщика); 2) безакцептная; 3) аккредитивная; 4) плановые платежи; 5) взаимозачет. |
1) без платежных средств; 2) вексельная; 3) чековая. |
1) расчеты платежными поручениями; 2) расчеты по аккредитиву; 3) расчеты чеками; 4) расчеты по инкассо. |
Рис. 10.2. Классификация безналичных расчетов.
Выбор формы расчетов, главным образом, определяется:
- характером хозяйственных связей между контрагентами;
- особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;
- местонахождением сторон сделки;
- способом транспортировки грузов;
- финансовым положением предприятий.
Акцепт означает согласие плательщика на оплату платежных документов. Безакцептное (без согласия) списание средств со счета плательщика по выставленным требованиям применяется в исключительных случаях. Речь идет, главным образом, о принятии судебных решений и других случаях, предусмотренных отдельными законами.
При равномерных и постоянных поставках между поставщиками и покупателями расчеты между ними могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании договоров с использованием в расчетах платежных поручений.
Поставщик по условиям договора берет на себя обязательство отгружать продукцию исходя из согласованного графика поставок. Покупатель обязуется в сроки, определенные договором (ежедневно или периодически), производить платежи. Регулярно, например, ежемесячно, проверяется правильность осуществления платежей, их соответствие стоимости фактически отгруженной продукции или оказанных услуг. Перерасчеты производятся в зависимости от результатов уточнения расчетов:
- отдельным платежным поручением (при недоплате);
- зачислением разницы в счет будущих платежей (при переплате).
Плановые платежи сводят к минимуму разрыв во времени между отгрузкой продукции и поступлением денежных средств за нее, упрощают технику расчетов, дают возможность сторонам более четко регулировать свой денежный оборот.
Взаимозачет встречных требований осуществляется без участия банка на основе подписанного акта при участии двух или более сторон при взаимном признании обязательств. В некотором смысле взаимозачет не является расчетом в полном смысле слова, т.к. перемещения средств по счетам не происходит, либо переводится только сальдо. Зачеты взаимных требований бывают постоянно действующие и разовые.
Расчеты без использования платежных средств означает, что расчетные документы проходят через банк и не могут быть использованы для расчетов по какой-либо другой сделке. Векселя и чеки выдаются непосредственно поставщику, который может либо передать их в банк для получения денежных средств, либо использовать их для оплаты своих обязательств.
Расчеты платежными поручениями являются самой распространенной формой безналичных расчетов. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на указанный счет получателя (рисунок 10.3).
Платежные поручения принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное (получение ссуды для совершения платежа) не оговорено между банком и владельцем счета.
Поставщик |
Покупатель |
Банк поставщика |
Банк покупателя |
Рис. 10.3. Схема расчетов платежными поручениями:
1 - поставка товара (оказание услуг); 2 - передача платежного поручения в банк и списание средств со счета покупателя; 3 - перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет получателя; 4 - сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет
Сущность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, предварительно депонированных на счете, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве.
Обычно схема расчетов по аккредитиву выглядит следующим образом (рисунок 10.4):
Поставщик |
Покупатель |
Банк поставщика |
Банк покупателя |
Рис. 10.4. Аккредитивная форма расчетов с предварительным депонированием средств:
1 - заключение договора о расчетах с использованием аккредитивной формы расчетов с предварительным депонированием средств на отдельном счете в банке; 2 - передача в банк заявления на открытие аккредитива, платежного поручения о депонировании средств, а затем списание средств со счета покупателя; 3 - перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет «Аккредитивы»; 4 - сообщение поставщику об открытии аккредитива; 5 - поставка товара (оказание услуг); 6 - расчетные документы, подтверждающие отгрузку товара (оказание услуг), в соответствии с условиями договора направляются в банк поставщика, и осуществляется списание средств со счета «Аккредитивы» и зачисление средств на счет поставщика; 7 - сообщение об использовании аккредитива направляется в банк покупателя; 8 - сообщение покупателю об использовании аккредитива
Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком.
При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение банку, выдавшему расчетные чеки, уплатить определенную сумму денег, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю).
Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, выступают платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законами. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами.
Чек служит ценной бумагой. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Чековая книжка представляет собой бланки чеков «Расчетный чек», сброшюрованные в книжки. Для получения чековой книжки предприятия представляют в обслуживающий их банк заявления. Банк депонирует средства заявителя на отдельном счете, с которого оплачиваются чеки. Клиент получает в банке чековую книжку с указанием суммы, депонированной банком, в пределах которой он может выписывать чеки.
Приобретая товар или получая услуги, предприятие выписывает расчетный чек и передает его поставщику-получателю средств (рисунок 10.5).
Поставщик |
Покупатель |
Банк |
3а |
Рис. 10.5. Расчеты чеками:
1 - покупатель направляет в банк заявление на выдачу чековой книжки; 2 - банк выдает ему чековую книжку (или разовый чек); 3 - отгрузка товара или оказание услуг; 3а - оплата товара чеком; 4 - поставщик предъявляет чек в банк к оплате и последний списывает средства со счета покупателя и зачисляет их на счет поставщика
Чеки, поступившие в платеж, как правило, сдаются чекодержателем в банк для зачисления суммы, указанной в чеке, на счет получателя денежных средств, списав ее со счета, на котором депонированы средства.
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк – исполняющий.