Основная часть

Оглавление

План лекции

Лекция по СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ

СибирскИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ физической

Меха

 

Свойство Норматив для меха Метод испытания
покровного и отделочного подкладочного
Поверхностная плотность, г/м2   400-900   200-450 ГОСТ 3811-72 (ИСО 3801-77, ИСО 3932-76, ИСО 3933-76)
Стойкость к сваливанию, баллы, не менее     –   ГОСТ 21516-76
Стойкость к истиранию (потеря массы ворса),%, не более             ГОСТ 21516-76
Поверхностная плотность незакрепленных в грунте волокон, г/м2, не более     3,0     3,0 ТУ 17-09-7-77
Усадка грунта после замачивания, %, не более   3,0   3,0 ОСТ 17-487-75
Пластическая деформация при многократном растяжении, %, не более   3,5   5,0 Методика ЦНИИШ
Устойчивость ворса к смятию, не ниже 0,7 То же
Стойкость окраски, баллы, не менее: - к сухому и мокрому трению - к свету         - -   ГОСТ 9733.27-86 ГОСТ 9733.1–91 (ИСО 105–В01–88)
Воздухопроницаемость, дм32с, не более     – ГОСТ 12088-77

 

культуры и спорта
Кафедра спортивной медицины и гигиены

Лекция обсуждена на заседании кафедры спортивной медицины и гигиены протокол № 6 от 25 апреля 2005 г. «УТВЕРЖДАЮ» Зав. каф., к.б.н., доцент _____________И.А.Кузнецова

 

Тема: «ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ»

(2 часа)

 

Дисциплина: «Спортивная медицина»

Специальность: 032100 физическая культура
032101 физическая культура и спорт

Факультет очного обучения

 

  Разработал: доцент, к. м.н. Еремеев С.И.  

 

Омск, 2005

 

1. Организация врачебно-педагогического наблюдения: цели и формы.

2. Врачебно-педагогические наблюдения с дополнительными нагрузками.

3. Врачебно-педагогические наблюдения с повторными нагрузками.

Заключение

Введение. 2

Основная часть. 2

1. Организация врачебно-педагогического наблюдения (ВПН): цели и формы. 2

2. Врачебно-педагогические наблюдения с дополнительными нагрузками. 2

3. Врачебно-педагогические наблюдения с повторными нагрузками. 2

Заключение. 2

 

Литература:

1. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина. Курс лекций и практические занятия. Часть 1. – М.: Советский спорт, 2004.

2. Макарова Г. А. Спортивная медицина: учебник. – М.: Советский спорт, 2002. – 480 с.

 

Доброе утро!

Сегодня мы рассмотрим вопросы организации врачебно-педагогических наблюдений с дополнительными и с повторными нагрузками. При помощи этих методов наблюдения педагог получает в руки инструмент для оценки общей тренированности и специальной тренированности. ВПН с дополнительными нагрузками позволят также дать объективную характеристику протеканию процессов восстановления после нагрузки в обычных условиях и при использовании каких-либо средств восстановления. Достаточно подробно можно изучать срочный, отставленный и кумулятивный тренировочный эффекты.

Позвольте мне выразить надежду в том, что сегодня мы все приблизим своё личное знание к уровню знания, накопленному человечеством.

 

1. Организация врачебно-педагогического наблюдения (ВПН): цели и формы

 

Важным разделом врачебного контроля над лицами, занимающимися физкультурой и спортом, являются врачебно-педагогические наблюдения — совместные наблюдения врача и тренера непосредственно в условиях тренировки и соревнований, направленные на совершенствование тренировочного процесса.

При этом выявляются отклонения в состоянии здоровья или функциональном состоянии, уточняется степень тренированности и способность выполнять запланированные нагрузки, а также принимаются меры в случае недостаточной эффективности тренировки.

Тренер (преподаватель) определяет при этом работоспособность спортсмена, выполнение им намеченного плана тренировки, результативность и качество выполнения движений, а врач оценивает состояние занимающегося, его реакцию на нагрузку и восстановление. Сопоставление этих данных позволяет наиболее точно и полно охарактеризовать нагрузку на занятии или соревновании, и ее соответствие состоянию спортсмена, помогает тренеру своевременно внести необходимые изменения в тренировочный процесс. Исследования проводят до занятия, в ходе и по окончании его, а также на различных этапах восстановления. Методика обследования зависит от конкретных задач и условий, количества обследуемых, наличия аппаратуры и др. Однако во всех случаях необходимо стремиться к тому, чтобы исследование было комплексным и отражало сдвиги в состоянии функциональных систем, лимитирующих работоспособность организма в данном виде мышечной деятельности.

Подбор методов в значительной степени определяется задачей исследования, контингентом, спецификой вида спорта и характером выполняемой работы. Для видов двигательной деятельности, сопряженных преимущественно с работой на выносливость, особенно важно изучение устойчивости организма к кислородному голоданию, сдвигов в деятельности кровообращения и дыхания, внутренней среды организма. В технически сложных видах спорта на первый план выдвигается изучение функционального состояния центральной нервной системы и анализаторов. Для скоростно-силовых видов спорта важно исследование функционального состояния нервно-мышечного аппарата. В зависимости от характера выполняемой на данном занятии работы преимущественное значение приобретает исследование определенных видов метаболизма, обязательно исследование восстановительных процессов.

До и после занятия надо оценить одни и те же показатели. Во время занятия комплекс методов сокращается, с тем, чтобы не нарушать нормальный ход тренировки. Лучше всего к этим условиям подходят телеметрические методы исследования.

Методы исследования, применяемые непосредственно после тренировки (соревнования), должны быть использованы и в восстановительном периоде. Помимо изучения реакции организма на нагрузку, при врачебно-педагогических наблюдениях используют и специальные приемы — обследование спортсмена при выполнении им специальных тестов и контрольных упражнений, пробы с повторными нагрузками, с дополнительной нагрузкой и др.

В процессе врачебно-педагогических наблюдений решаются следующие основные задачи.

1. Изучение организации занятий и их соответствие основным гигиеническим и физиологическим нормам. Эту задачу можно перефразировать, как задача оценить нагрузку, адекватность ее состоянию занимающегося спортсмена.

2. Определение воздействия занятий на организм и течение восстановительного периода. Эту задачу можно перефразировать, как задача оценить нагрузку, адекватность ее состоянию занимающегося, а также его общую тренированность.

3. Определение специальной тренированности (метод повторных специфических нагрузок) по методике Р.Е. Мотылянской и соавт. либо по методике В.Л. Карпмана и З.Б. Белоцерковского

Организационные формы врачебно-педагогических наблюдений в литературе многократно описаны, однако, общепризнанная систематика их отсутствует. Мы предлагаем свою систематику врачебно-педагогических наблюдений, основанную на особенностях отношений между основной нагрузкой, под которой мы понимаем тренировку (соревнование) и не основными нагрузками. Не основные нагрузки могут быть качественно различными, в соответствие с задачами наблюдения. Таблица 1 иллюстрирует алгоритм систематизации.

Таблица 1.