Основная часть
Оглавление
План лекции
Лекция по СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ
СибирскИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ физической
Меха
Свойство | Норматив для меха | Метод испытания | |
покровного и отделочного | подкладочного | ||
Поверхностная плотность, г/м2 | 400-900 | 200-450 | ГОСТ 3811-72 (ИСО 3801-77, ИСО 3932-76, ИСО 3933-76) |
Стойкость к сваливанию, баллы, не менее | – | ГОСТ 21516-76 | |
Стойкость к истиранию (потеря массы ворса),%, не более | ГОСТ 21516-76 | ||
Поверхностная плотность незакрепленных в грунте волокон, г/м2, не более | 3,0 | 3,0 | ТУ 17-09-7-77 |
Усадка грунта после замачивания, %, не более | 3,0 | 3,0 | ОСТ 17-487-75 |
Пластическая деформация при многократном растяжении, %, не более | 3,5 | 5,0 | Методика ЦНИИШ |
Устойчивость ворса к смятию, не ниже | 0,7 | – | То же |
Стойкость окраски, баллы, не менее: - к сухому и мокрому трению - к свету | - - | ГОСТ 9733.27-86 ГОСТ 9733.1–91 (ИСО 105–В01–88) | |
Воздухопроницаемость, дм3/м2с, не более | – | ГОСТ 12088-77 |
культуры и спорта
Кафедра спортивной медицины и гигиены
Лекция обсуждена на заседании кафедры спортивной медицины и гигиены протокол № 6 от 25 апреля 2005 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Зав. каф., к.б.н., доцент _____________И.А.Кузнецова |
Тема: «ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ»
(2 часа)
Дисциплина: «Спортивная медицина»
Специальность: 032100 физическая культура
032101 физическая культура и спорт
Факультет очного обучения
Разработал: доцент, к. м.н. Еремеев С.И. |
Омск, 2005
1. Организация врачебно-педагогического наблюдения: цели и формы.
2. Врачебно-педагогические наблюдения с дополнительными нагрузками.
3. Врачебно-педагогические наблюдения с повторными нагрузками.
Заключение
Введение. 2
Основная часть. 2
1. Организация врачебно-педагогического наблюдения (ВПН): цели и формы. 2
2. Врачебно-педагогические наблюдения с дополнительными нагрузками. 2
3. Врачебно-педагогические наблюдения с повторными нагрузками. 2
Заключение. 2
Литература:
1. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина. Курс лекций и практические занятия. Часть 1. – М.: Советский спорт, 2004.
2. Макарова Г. А. Спортивная медицина: учебник. – М.: Советский спорт, 2002. – 480 с.
Доброе утро!
Сегодня мы рассмотрим вопросы организации врачебно-педагогических наблюдений с дополнительными и с повторными нагрузками. При помощи этих методов наблюдения педагог получает в руки инструмент для оценки общей тренированности и специальной тренированности. ВПН с дополнительными нагрузками позволят также дать объективную характеристику протеканию процессов восстановления после нагрузки в обычных условиях и при использовании каких-либо средств восстановления. Достаточно подробно можно изучать срочный, отставленный и кумулятивный тренировочный эффекты.
Позвольте мне выразить надежду в том, что сегодня мы все приблизим своё личное знание к уровню знания, накопленному человечеством.
1. Организация врачебно-педагогического наблюдения (ВПН): цели и формы
Важным разделом врачебного контроля над лицами, занимающимися физкультурой и спортом, являются врачебно-педагогические наблюдения — совместные наблюдения врача и тренера непосредственно в условиях тренировки и соревнований, направленные на совершенствование тренировочного процесса.
При этом выявляются отклонения в состоянии здоровья или функциональном состоянии, уточняется степень тренированности и способность выполнять запланированные нагрузки, а также принимаются меры в случае недостаточной эффективности тренировки.
Тренер (преподаватель) определяет при этом работоспособность спортсмена, выполнение им намеченного плана тренировки, результативность и качество выполнения движений, а врач оценивает состояние занимающегося, его реакцию на нагрузку и восстановление. Сопоставление этих данных позволяет наиболее точно и полно охарактеризовать нагрузку на занятии или соревновании, и ее соответствие состоянию спортсмена, помогает тренеру своевременно внести необходимые изменения в тренировочный процесс. Исследования проводят до занятия, в ходе и по окончании его, а также на различных этапах восстановления. Методика обследования зависит от конкретных задач и условий, количества обследуемых, наличия аппаратуры и др. Однако во всех случаях необходимо стремиться к тому, чтобы исследование было комплексным и отражало сдвиги в состоянии функциональных систем, лимитирующих работоспособность организма в данном виде мышечной деятельности.
Подбор методов в значительной степени определяется задачей исследования, контингентом, спецификой вида спорта и характером выполняемой работы. Для видов двигательной деятельности, сопряженных преимущественно с работой на выносливость, особенно важно изучение устойчивости организма к кислородному голоданию, сдвигов в деятельности кровообращения и дыхания, внутренней среды организма. В технически сложных видах спорта на первый план выдвигается изучение функционального состояния центральной нервной системы и анализаторов. Для скоростно-силовых видов спорта важно исследование функционального состояния нервно-мышечного аппарата. В зависимости от характера выполняемой на данном занятии работы преимущественное значение приобретает исследование определенных видов метаболизма, обязательно исследование восстановительных процессов.
До и после занятия надо оценить одни и те же показатели. Во время занятия комплекс методов сокращается, с тем, чтобы не нарушать нормальный ход тренировки. Лучше всего к этим условиям подходят телеметрические методы исследования.
Методы исследования, применяемые непосредственно после тренировки (соревнования), должны быть использованы и в восстановительном периоде. Помимо изучения реакции организма на нагрузку, при врачебно-педагогических наблюдениях используют и специальные приемы — обследование спортсмена при выполнении им специальных тестов и контрольных упражнений, пробы с повторными нагрузками, с дополнительной нагрузкой и др.
В процессе врачебно-педагогических наблюдений решаются следующие основные задачи.
1. Изучение организации занятий и их соответствие основным гигиеническим и физиологическим нормам. Эту задачу можно перефразировать, как задача оценить нагрузку, адекватность ее состоянию занимающегося спортсмена.
2. Определение воздействия занятий на организм и течение восстановительного периода. Эту задачу можно перефразировать, как задача оценить нагрузку, адекватность ее состоянию занимающегося, а также его общую тренированность.
3. Определение специальной тренированности (метод повторных специфических нагрузок) по методике Р.Е. Мотылянской и соавт. либо по методике В.Л. Карпмана и З.Б. Белоцерковского
Организационные формы врачебно-педагогических наблюдений в литературе многократно описаны, однако, общепризнанная систематика их отсутствует. Мы предлагаем свою систематику врачебно-педагогических наблюдений, основанную на особенностях отношений между основной нагрузкой, под которой мы понимаем тренировку (соревнование) и не основными нагрузками. Не основные нагрузки могут быть качественно различными, в соответствие с задачами наблюдения. Таблица 1 иллюстрирует алгоритм систематизации.
Таблица 1.