Заключительные замечания

Тот, кто проработал все главы этой книги, возможно, вздохнет: «... И нужно думать обо всем этом? Да я за де­ревьями не вижу леса!» Конечно, все продумать невоз­можно. На практике многое можно упростить; опытные ораторы некоторые вопросы решают иначе, чем рекомен­дуется здесь.

Каждый должен обрести свой индивидуальный опыт и не полагаться на опыт других.

Начинающий оратор спросит: «Что применить мне се­годня или завтра в моих «риторических буднях»?» Упраж­нения, продуманные упражнения; после каждого оратор­ского выступления продуманный отчет самому себе: это простое основное правило, которое ведет к прогрессу в обучении.

Польский пианист Падеревский однажды выразился так: «Если я не упражняюсь один день, это замечаю я, если не упражняюсь в течение двух дней, это замечают мои критики, если я пропускаю три дня, это замечает публи­ка.» Может быть, это преувеличение. Но то, что хочет этим сказать Падеревский, справедливо и для оратора: постоянное упражнение — секрет успеха.

Цель любого оратора — создание на основе общих ри­торических правил совершенно индивидуального, осо­бенного стиля речи.

Для этого есть много путей. Эта книга хотела бы лишь указать общее направление и служить проводником. Она никоим образом не позволяет охватить все существенное, тем более «в сочиненных правилах». Бельгийский поли­тик Пауль Генри Спаак однажды написал: «Я слышал ора­торов, которые говорили намного лучше, чем я, предло­жения которых были построены лучше, чем мои, кото­рые выражались легче, непринужденнее, и которые все же никогда не ценились как выдающиеся ораторы. У них отсутствовало самое существенное: тот необъяснимый дар излучения, который создает атмосферу».

Постоянное сознание, что употребленное слово мо­жет стать злоупотреблением, что оно служит добру и злу, может противодействовать сотворению кумиров.

Альбрехт Гоэс сообщает для размышления: «За слово приходится страдать, за дьявольское искажение слова. Приходится изведать, как люди в слове не понимают себя, делают себе больно, способны сбить себя с толку. Еще хуже: как они не понимают друг друга в лучших воззре­ниях, как они от слова к слову все более отдаляются, как они в конце концов больше не способны видеть себя и как из слов, будто колючие заросли перед замком спя­щей красавицы, вырастает зло: стены, тюрьмы, казема­ты. Именно переговоры могут напомнить и то и дело на­поминают нам о древней беде человеческих сообществ: о вавилонской путанице языков».

Тот, кто пытается употреблять речь как можно более правдиво и с пользой для людей, обдумает эти границы использования слова.

В своей прощальной речи в качестве премьер-минис­тра Хайнц Кюн следующим образом описал свою «рито­рическую позицию» в зачастую нервозных буднях демок­ратических дискуссий: «Я в эти двенадцать лет моей службы ни о ком не думал враждебно - ни о ком среди моих друзей, ни о ком среди моих оппонентов.

Меня все же угнетало бы, если бы некое убеждение было подавлено только оттого, что оно не нравится моим друзьям, и я чувствовал бы себя жалким, отказавшись от спора с противником, который мне кажется необходи­мым ради истины. Но из жизненного опыта я часто вижу и хочу это повторить: в действительности истина состо­ит из многих частичных истин, которые нужно воспри­нять от всех участников спора, а не искать только у себя самого. Высказывание Паскаля о том, что истина лежит только по эту сторону Пиринеев, а ложь — по другую, в жизни нигде не оправдывется. Только это не означает, что в споре не нужна бойцовская стойкость. Жизнь - это крепкий орешек, который не расколешь, положив меж­ду подушками. Демократия живет конфликтами».

Литература

Аннушкин В.И. Риторика: Учебное пособие. Хрестоматия. Пермь, 1994.

Аристотель. Риторика //Античные риторики/ Сост. А.А. Тахо-Годи. - М., 1978.

Безменова Н.Л. Очерки по теории и истории риторики. -М., 1991.

Горелов И.Н. и др. Умеете ли вы общаться? - М., 1991.

Граудина Л.К., Миськевич Т.Н. Теория и практика русского красноречия. - М., 1989.

Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М., 1978.

Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие. 8-11 кл. - М., 1994.

Карнеги Дэйл. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М., 1994.

Лосева Л.М. Как строится текст. — М., 1980.

Львов М.Р. Риторика: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. - М., 1995.

Никитина В.И. Русская речь: Учебное пособие. 8-9 кл. -М., 1995.

Сопер ПЛ. Основы искусства речи. - М., 1992. Смелкова З.С. Азбука общения. - Самара, 1994.