Методика развития ловкости.

Тестирование ловкости.

Рис 7.1. Структура ловкости

 


 

Здесь следует выделить только три условия: непривычные, вероятностные и неожиданные. Выделять четвертый уровень - стандартные условия - не имеет смысла, т.к. считается, что на нем проявление ловкости быть не может (И.М.Гуревский, 1980).

Двигательные действия (вторая грань куба) можно классифицировать по задействованным мышечным группам: локомоторные, ручные и смешанные.

В третьей грани структуры представлены анализаторы, воспринимающие информацию из внешней среды.

Таким образом, на основе представленной на рисунке структуры можно выделить как минимум 81 составляющую проявлению ловкости.

Способность перестраивать двигательную деятельность, через которую находит выражение ловкость, проявляется во всех составляющих представленной структуры. При этом проявление этой способности возможно с захватом сразу нескольких составляющих по вертикали, т.е. при действии нескольких анализаторов.

Изучение ловкости тесно связано с функционированием анализаторов при сбивающем действии внешней среды. Одним из эффективных методов определения уровня развития ловкости является метод перенос по навыку, заключающийся в том, что какое-либо двигательное действие в состоянии навыка исследуется под воздействием сбивающих факторов по одному или нескольким анализаторам.

С целью определения развития ловкости при воздействии сбивающих факторов на вестибулярный анализатор можно использовать комплексный тест. Суть тест состоит в следующем: по команде преподавателя учащийся бежит 10 метров, затем выполняет два кувырка вперед на матах, после этого встает, поворачивается на 180 градусов, вновь делает два кувырка вперед и пробегает 10 м. Фиксируется время преодоления дистанции.

Другим тестом изучения ловкости в условиях сбивающих факторов является "челночный бег" 10х10, но с обязательным условием касания ограничителя дистанции рукой.

Как отмечалось, важнейшим компонентом ловкости является перенос по навыку. Поэтому примером теста может быть прыжок в длину с места, который выполняется сначала традиционным способом, а затем спиной вперед, т.к. в прыжке спиной вперед с места задействованы те же группы мышц, только изменяются элементы структуры движений.

 

 

В процессе развития ловкости используют разнообразные методические приемы (по Л.П.Матвееву):

1. Применение необычных исходных упражнений (спиной вперед);

2. Зеркальное выполнение упражнений (левой рукой для правшей);

3. Изменение скорости и темпа движения (ускоренный темп);

4. Изменение пространственных границ, в которых выполняется упражнение (уменьшенная площадка для игр, метаний диска из уменьшенного круга);

5. Смена способов выполнения действия (разными способами);

6. Осложнение упражнений дополнительными движениями;

7. Изменение противодействия занимающихся при групповых или парных упражнениях (проведение встреч с разными партнерами);

8. Выполнение знакомых движений в неизвестных заранее сочетаниях.

Изменение нагрузок, направленных на развитие ловкости идет по пути повышения координационных трудностей с которыми должны справляться занимающиеся.

Эти трудности слагаются в основном из требований:

1) к точности движений;

2) к их взаимной согласованности;

3) к внезапности изменения обстановки.

 

Упражнения на ловкость пальцев рук

1.Балансирование гимнастической палкой на пальцах, переводя ее с пальца на палец.

2. Стоя, руки вперед, большой палец правой руки прикасается к большому пальцу левой руки, большой палец левой руки к указательному пальцу правой. На каждый счет - смена положений пальцев. Это же задание выполнять с большим, безымянным пальцами и мизинцем.

 

Упражнения на ловкость рук

1. Хлопки руками спереди и сзади под каждый шаг.

2. Симметричные движения руками в сторону, вверх, вниз, вперед, назад.

3. Броски и ловля мяча, подброшенного вверх двумя руками.

4. Вращение мяча вокруг себя в правую и левую стороны.

5. Броски баскетбольного мяча двумя руками от груди в стену с последующей ловлей мяча из положения стоя на носках.

6. Жонглирование мячами стоя.

7. Жонглирование двумя, тремя теннисными мячами, подбрасывание и ловля двух мячей одной рукой одновременно.

8. Ведение баскетбольного мяча поочередно правой и левой рукой, ведение одновременно двух мячей.

9. Балансировка гимнастической палкой на ладони, поднимая и опуская руку вверх, вниз, положить палку на плечо перед собой, дать ей скатиться по рукам и поймать, прежде, чем она упадет.

10. Положить на тыльную поверхность кисти две монеты, подбрасывать их вверх и поочередно ловить хватательным движением кисти сверху.

 

Упражнения на общую ловкость.

1. Акробатические кувырки: вперед, назад, вправо, влево, через плечо, после ходьбы, через препятствие, после бега.

2. Прыжок-падение на руки с выполнением различных заданий.

3. Прыжок через закрепленный и вращающийся обруч.

4. Сохранение равновесия в ходьбе и беге по гимнастическому бревну.

5. Жонглирование двумя-тремя мячами, стоя на двух набивных мячах.

6. Балансирование на набивном мяче.

7. Обводка препятствий баскетбольным, волейбольным и др. мячами.

8. Лазание по вертикальному и горизонтальному канату.

9. Подбрасывание и ловля мяча с одновременным приседанием.

10. Челночный бег с переноской предметов, грузов в горку и под горку, с выполнением различных двигательных заданий.

Степень и характер совершенства анализаторных систем, способствующих проявлению ловкости в деятельности человека (трудовой или спортивной) могут быть различными. Поэтому трудно говорить об одинаковых и строго определенных методических приемах. Однако существуют общие методические положения, соблюдение которых позволяет более правильно использовать тренировочные средства для повышения уровня ловкости.

Система подбора средств развития ловкости должна предусматривать использование самых разнообразных упражнений, в соответствие со структурой, представленной на рис.7.1.

Упражнения, направленные на развитие ловкости, относительно быстро ведут к утомлению. В то же время их выполнение требует большой четкости мышечных ощущений. Поэтому при тренировке ловкости необходимо использовать интервалы отдыха, достаточные для относительно полного восстановления, а сами упражнения важно выполнять, когда нет значительных следов утомления от предшествующих нагрузок.

 


 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Бернштейн Н.А. О построении движений - М.,Медгиз, 1947, 281 с.

2. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии - М., ФИС,1991, 288 с.

3. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека.- М.: Физкультура и спорт, 1987.- 144 с

4. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1971.- 311с.

5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт,1988.-331 с.

6. Захаров Е., Карасев А., Сафонов А. «Энциклопедия физической подготовки» –М: Лентос, 1994.- С.66

7. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.- М.: Физкультура и спорт, 1966.- 200 с.

8. Зимкин Н.В. Физиология человека: учебник для ИФК, М., ФИС, 1970, 453 с.

9. Лях В.И Двигательные способности// Физическая культура в школе.- 1996.-№2.- С.2-6.

10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 1991.

11. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания.-Т.1.-М.: Физическая культура и спорт, 1976.- 303 с.

12. Никитюк Б.А. Интегративные подходы в возрастной и спортивной антропологии. Москва, Изд."Институт психологии РАН". 1999, 214 с.

13. Озолин Н.Г. Путь к успеху.- М.: Физкультура и спорт, 1985.

14. Тараканов Б.И., Никитин С.Н. Развитие ловкости у борцов. Методические указания, М., ГДОИФК, 1989, 27с.

15. Филиппович В.И. О необходимости системного подхода к изучению ловкости. ТиПФК, 1980, N 2, 41-48 с.