ЛОВКОСТЬ

Методы

Основной метод – повторный.

К новым методам относятся методы с использованием упражнений воздействующих на мышцы по всей длине.

Электромиографические исследования И.И.Скошенцовой (1970) показали, что различные участки мышц при выполнении работы могут работать в известной степени независимо друг от друга, Вследствие этого в упражнениях на гибкость мышцы будут растягиваться неравномерно по всей длине.

Для полного растяжения мышц необходимо применять упражнения, направленные на растяжение всех участков мышц. Например, к таким упражнениям можно отнести движения с различными положениями голени, развернутым, слегка согнутым, сильно согнутым.

Полное развитие гибкости может быть достигнуто только в случае, если используется набор упражнений, максимально растягивающий дистальный, средний и промаксимальный участки мышцы.

Использование механизмов мышечной координации в развитии гибкости

Одним из существенных факторов, обуславливающих подвижность является взаимное сопротивление мышц окружающих суставы. Величина этого сопротивления определяется характером мышечной координации.

Основной принцип мышечной координации заключается в том. что уровни активности мышц взаимосвязаны и взаимообусловлены (И.П. Ратов). В связи с этим рост активности какой-либо мышцы в общей мышечной системе сопровождается снижением активности мышц на другом участке. Отмеченная закономерность была использована в разработке принципиально новой методики совершенствования суставной подвижности, основанной на использовании механизмов мышечной координации. Она заключается в устранении излишнего напряжения мышц-антагонистов.

Предлагаемый метод (на примере подвижности в тазобедренных суставах) предполагает активизацию двуглавой мышцы бедра путем электростимуляции во время выполнения активного сгибания или отведения в тазобедренном суставе. В результате после первого воздействия подвижность в тазобедренном суставе увеличивается в среднем на 14°. После прекращения стимуляции остаточный фон увеличения подвижности составил 8°.

Эффективность метода сохраняется при его использовании как до так и после тренировочных занятий и состоит в сокращении времени на развитие суставной подвижности, создании положительного эмоционального состояния, повышении интереса у занимающихся.

Аналогичный эффект имеет место при замене электростимуляции изометрическим напряжением мышц рук.

Метод изометрических напряжений предварительно растянутых мышц (Л.А.Юсупова).

Исходные положения для напряжений должны соответствовать фазам наибольшей амплитуды движений и отвечать требованиям рациональной техники. Применяя этот метод следует дать занимающемуся целевую установку-задачу: создание напряжения растягиваемых мышц.

Обязательное условие – способность к максимально быстрому переходу от расслабленного состояния мышцы к напряженному.

Изометрические упражнения следует выполнять сериями 2-3 упражнения по 3 подхода к каждому. Длительность напряжения постепенно увеличивается с 6 с (3 занятия) до 8 с (3 занятия) 10 с (3 занятия) и завершить цикл напряжением продолжительностью 12 сек. Интервал отдыха 1 минута. Общее время занятий 15 минут.

Метод биомеханической стимуляции (В.Т.Назаров, 1980).

Действие основано на создании колебательного режима работы мышц. Такой режим характерен при их максимальном напряжении.

Вследствие колебательного режима работы тонус мышц повышается, в них усиливается кровообращение, устраняются болевые ощущения. Это позволяет достичь необходимого тренировочного эффекта в короткий сток, с незначительным волевым усилием, с меньшим мышечным напряжением и отсутствием травм при растягивании.

 

 

Применимость двигательных действий в различных жизненных ситуациях является одной из самых важных возможностей человека в борьбе за существование и развитие.

Профессиональная и спортивная деятельность тесным образом связаны с освоением и совершенствованием сложных по структуре произвольных движений, выполняемых в необычных для каждого человека условиях.

Эта возможность зависит прежде всего от ловкости, т.к. согласно определению В.М.Зациорского, ловкость - это во-первых, способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

В чем же суть рассматриваемого качества?

Известный специалист по изучению ловкости В.И.Филиппович (1981), анализируя теорию Н.А.Бернштейна отметил, что ловкость не навык и не совокупность каких-либо навыков, ловкость – это качество или способность, которая определяется отношением нашей нервной системы к навыкам. От степени двигательной ловкости зависит насколько быстро и успешно сможет сформироваться у человека тот или иной двигательный навык и насколько высокого совершенства он сумеет достигнуть.

На наш взгляд через это высказывание красной нитью проходит явление переноса по навыку. Это явление впервые было описано еще Н.А.Бернштейном (1947) в монографии "О построении движений". Позднее к этому вопросу обращался В.В.Беленович (1959) в диссертации "Принципы и методы обучения двигательным действиям в процессе физического воспитания". Такие заключения о сути рассматриваемого вопроса находят подтверждение в определении ловкости, данном В.И.Ляхом (1983): "Ловкость - это качество управления движениями, обеспечивающее правильное, быстрое (своевременное), рациональное (целесооборазное и экономичное) и находчивое (стабильное и инициативное) решение двигательной задачи.

Что понимается под переносом по навыку?

Для выполнения нового задания занимающемуся физическими упражнениями может быть достаточно навыков уже имеющихся в его арсенале. Но если таких навыков недостаточно, то вступает в действие перенос но навыку, т.е. экспромтность выполнения. Поясним явление переноса по навыку на нескольких примерах. Предположим, что обучающийся умеет выполнять бросок в кольцо одной рукой. Теперь необходимо выполнить тот же бросок, но с разворота и в прыжке. В данной ситуации необходимо изменять траекторию движения звеньев тела во время броска. При наличии у баскетболиста хорошего переноса по навыку возможна экспромтность в выполнении им этого броска. При низком уровне такого переноса приходиться изучать данные двигательные действия по частям.

Другой пример из борьбы, на основе обучения броска через плечо с колен. Условие: борец умеет выполнять этот бросок из стойки. Тогда при хорошем переносе по навыку у борца так же возможна экспромтность выполнения названного двигательного действия.

Итак, ловкость - это специфическое качество, зависящее от специфики деятельности человека. Можно, например, отличаться хорошей ловкостью в спортивных играх и недостаточной в гимнастике.

Ловкость может проявляться практически во всех видах двигательной деятельности человека, особенно в локомоциях. Жизненно важной является разновидность ловкости, проявляющаяся в умелых и точных движениях руками при относительно малоподвижном туловище (ловкость рук). С необходимостью именно таких проявлений ловкости мы встречаемся обычно в трудовых процессах (работа за станком, со слесарными инструментами и т.д.). Следовательно, разработка методики тренировки ловкости невозможна без анализа ее структурных компонентов.

Возвращаясь к анализу определения ловкости, данного В.М. Зациорским (1976) рассмотрим как в нем находит проявление перенос по навыку. Способность к обучению характеризует какое-то начальное состояние, т.е. количество имеющихся у человека навыков. Далее можно отметить, что если у обучающегося высокий уровень переноса по навыку, то он справится с задачей сразу (экспромтно), если низкий, то обучение желательно проводить с учетом имеющегося уровня переноса по навыку.

Приблизительно то же самое будет происходить при перестройке двигательной деятельности человека: чем выше уровень переноса по навыку, тем успешнее будет происходить приспособление к изменяющимся условиям.

Двигательная деятельность человека происходит во внешней среде и взаимодействие происходит благодаря анализаторным системам. Н.В.Зимкин (1970) в этой связи выделяет 9 анализаторов:

- внешние (зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный);

- смешанные (температурный, болевой, вестибулярный, двигательный).

Основными характеристиками перечисленных анализаторов являются абсолютный и относительный пороги раздражения и способность взаимодействия и взаимозаменяемости в процессе восприятия внешних условий.

На основе представленных заключений С.Н.Никитиным (1990) была составлена схема проявления ловкости с учетом структурного подхода к изучению ее природы (рис.7.1). Из рисунка видно, что проявление ловкости находит выражение на всех уровнях: на элементарно-системном (физиологическом); макросистемном (социологическом) - это самое двигательное действие подверженное влиянию внешней среды (перенос по навыку), компонентно-системный (психологический) уровень – в котором находят выражение внешние условия проявления ловкости.

Первая грань куба - условие проявления ловкости.

 

 
 


Неожиданные условия

 

 
 


Вероятностные условия

 

 
 


Непривычные условия

 

           
 
   
     
 
 


Двигательный

анализатор

 

Зрительный

анализатор

 
 


Вестибулярный

анализатор

 
 


Слуховой

анализатор

       
 
 
   


Обонятельный

анализатор

       
 
 
   


Вкусовой

анализатор

 

Температурный

анализатор

 

Болевой

анализатор

 
 


Тактильный

анализатор

 

Ручная Локомоторная Смешанная

Ловкость ловкость ловкость