ИСО 19011 Методические указания по аудиту систем менеджмента качества и охраны окружающей среды

ЭТИ ЧЕТЫРЕ ДОКУМЕНТА ОБРАЗУЮТ СОГЛАСОВАННЫЙ КОМПЛЕКС СТАНДАРТОВ НА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, СОДЕЙСТВУЮЩИЙ ДОСТИЖЕНИЮ ВЗАИМОПАНИМАНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ.

 

 

Версия международных стандартов ИСО серии 9000 выпуска 2000 года и современной версии 2008 года разработаны для того, чтобы помочь организациям любой отраслевой принадлежности, любых форм собственности и размеров внедрить и обеспечить функционирование эффективных систем менеджмента качества.

ИСО 9000провозглашает восемь принципов менеджмента качества; описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества.

ИСО 9001определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей.

ИСО 9004предоставляет методическую помощь по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем это делает ИСО 9001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации и эффективности, а также ее результативности. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон. ИСО 9004 рекомендуетсякак руководство для организаций, руководящий состав которых желает выйти за рамки требований ИСО 9001, преследуя цель постоянного улучшения деятельности. Для целей сертификации или заключения контрактов этот стандарт не предназначен.

ИСО 19011содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

 

 

Разработка и внедрение систем качества

Для каждого предприятия любой отрасли качество является важным элементом повышения конкурентоспособности. На дли­тельную перспективу успех предприятия на рынке в значительной степени зависит от качества его продуктов и услуг, которое должно превосходить качество продуктов и услуг конкурента.

В настоящее время желания заказчиков направлены преимуще­ственно на совокупные аспекты качества. Результаты опроса внут­ри Европейского Сообщества показали, что потребители в первую очередь называют качество как аргумент их принятия решения о покупке, затем хорошее имя изготовителя, потом цену и надёжные свойства продукта.

В связи с этим становится понятным, что качество преврати­лось в важный инструмент в борьбе за рынки сбыта. Это осознание заставляет всё больше предприятий основательно переосмыслить внутрипроизводственные процессы, связанные с качеством продук­тов или услуг.

Чтобы достичь оптимальной эффективности мероприятий, важ­ных с точки зрения качества, необходимо согласовать их между со­бой и скоординировать. Пригодным средством для этого является построение и внедрение системы менеджмента качества (СМК), охватывающей все процессы, через которые проходит про­дукт в соответствии со своим жизненным циклом.

Назначение СМК состоит в том, чтобы закрепить уро­вень качества продуктов или услуг и при возможности поднять его, а также, чтобы сделать работу предприятия более эффективной. Во­прос в отношении СМК приобрёл в Европе особую остроту в связи с директивами Европейского сообщества.

 

Методика разработки и внедрения системы качества с учётом рекомендаций стандартов ИСО 9000.

При построении и внедрении СМК на предприятиях хо­рошо зарекомендовал себя следующий подход:

• определение уровня и области применения СМК с учё­том специфики производства и внешней деятельности предприятия

• знакомство сотрудников во время обучения с целями и пользой мероприятий по обеспечению качества и системами менеджмента качества;

• определение организационной структуры проекта с назначением ответственных сотрудников и составлением плана проведения проекта;

• анализ фактического состояния имеющихся элементов системы (например, организационные планы, описания процессов, ин­струкции, документированная ответственность и т.д.) и анализ производственных процессов.

Построение и внедрение систем менеджмента качества включает следующие этапы: