Проблема множественности бытия решалась в них различным способом.

Плюрализм поздних досократиков.

Логос.

Мир управляется внутренним принципом порядка и меры, идею которого и выражает гераклитовский Логос. Идея Логоса (само греческое слово имеет большое количество различных значений) сыграет большую роль в дальнейшем развитии античной философии, и особенно философии средневековой.

С одной стороны, Логос – это космический закон, проявление разума пантеистически понимаемой природы. А с другой, поскольку логос можно перевести как «слово», это речь природы, обращенная к человеку (вспомним, что разум человека выражается в слове). Отдельные вещи, воспринимаемые чувственно, являются как бы словами данной книги. От человека, от того, как он обращается с этими словами, разумно или неразумно (ведь и речь умалишенного человека может представлять собой бессвязный и бессмысленный набор слов) зависит понять, или не понять природу. Правильное понимание представляет собой верное схватывание пар противоположностей, при котором они превращаются в одно. Кажущаяся множественность – результат неправильного понимания. Мы видим, что мотив у Гераклита в чем-то сходен с парменидовским.

 

Поздние досократики в своих натурфилософских построениях уже не могли игнорировать аргументацию элеатов и были вынуждены постулировать множественность и движение в своих философских системах. Для этого они пришли к идее о необходимости различения с одной стороны элементов (начал), из которых состоит природа, и движущих причин с другой. Эти философские системы получили название плюралистические.

 

Эмпедокл (484-424)

Например, Эмпедокл разработал учение о четырех «корнях»-первоначалах, роль которых он отводил – огню, воде, воздуху и земле. Новым было то, что эти традиционные и известные ионийской натурфилософии стихии получили у Эмпедокла статус элементов, то есть несводимых, самотождественных, количественно и качественно неизменяемых субстанций. Наряду с элементами вводятся силы – «любовь» и «вражда», – которые обеспечивают взаимное соединение и отталкивание элементов, что и является причиной возникновения и уничтожения вещей. В свою очередь причиной чередования периодов преобладающего действия одной из этих сил является Ананкэ – необходимость – выражение высшего космического закона. Эмпедокл, таким образом, рассматривает происхождение вещей как результат соединения различных элементов в различных комбинациях, простого в сложное.

Анаксагор (500-428)

Другой плюралист – Анаксагор – высказывает иную идею. Составными частями тел являются гомеомерии – мельчайшие частички, особенностью которых является то, что они представляют собой качественно неделимые основания вещей. Тела приобретают своеобразие благодаря преобладанию в них тех или иных гомеомерий. Таким образом, Анаксагор считал, что сложное не сводимо к простому. Силой, которая управляет разделением и упорядочением гомеомерий является Нус – некоторый космический ум, природный закон.