Своеобразие монизма элеатов.

Апории Зенона.

Известны придуманные им для этого апории (по-гречески «апория» означает затруднение) – своеобразные мысленные эксперименты.

 

«Дихотомия»

Движущееся тело, прежде чем преодолеть определенное расстояние, должно сначала пройти его половину, а прежде чем достичь половины, оно должно пройти половину половины и т.д. до бесконечности, ведь любой отрезок, как бы ни был он мал, можно делить пополам. Иными словами получается, что движущемуся телу за конечное время придется пройти бесконечное число отрезков, что делает движение невозможным.

«Ахилл»

Она показывает, что самый быстрый бегун никогда не догонит самого медленного, если при старте медленный бегун стоит впереди быстрого хотя бы немного впереди. Пусть между собой соревнуются Ахиллес и черепаха. Представим, что они начали движение одновременно. Казалось бы, что Ахиллес очень быстро догонит и перегонит черепаху. Но… Пока он преодолевал расстояние (пусть в 1 метр), разделявшее их, а ему на это потребовалось бы пусть малое, но какое-то время, черепаха за это время уползла вперед. Ахиллес снова вынужден догонять, и снова, когда он прибегает к новой точке, черепахи там уже нет. Суть в том, что отрезки, преодолеваемые здесь бегунами, предполагаются не дискретными, а состоящими из актуально бесконечного числа маленьких отрезков.

«Стрела»

Третья апория «Стрела» доказывает, что выпущенная из лука стрела, на самом деле не летит, а покоится, поскольку в каждый момент времени занимает определенный объем пространства. Получается, что движение – не более чем сумма состояний покоя.

 

Философия элеатов – это монизм, но монизм иного рода, чем у милетцев.

Характер монизма элеатов отличен от монизма милетцев тем, что у последних проблема познания решается сенсуалистически (сенсуализм – это представление, согласно которому чувственный опыт является единственным источником познания), в то время как у элеатов рационалистически.

 

Гераклит (540-480)

Для Гераклита (540-480), в отличие от Парменида, изменчивость является основной характеристикой бытия. Известно его знаменитое выражение: «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», поскольку на входящего каждый раз набегают все новые воды.

Однако не следует думать, что мир в представлении Гераклита полностью лишен какой-либо тождественности и устойчивости, представляя собой хаос. В том-то и дело, что нет. В постоянном течении бытия имеется особая гармония, гармония противоположностей. Первична не множественность, в которой каждая часть мыслится изолированно, а гармония, объединяющая противоположности, совпадение противоположностей.