Причина этой логической ошибки.
Простейшая формулировка проблемы бытия.
Как на самом деле устроен мир, что в нем действительно является существующим (бытием), а что нам только кажется таковым.
Поставить вопрос об обосновании существования чего-либо, означает необходимость определить, существует ли это нечто на самом деле, то есть объективно, независимо от нашего чувственного восприятия, или субъективно, то есть лишь кажется нам таковым.
У элеатов мы обнаруживаем первые попытки дедуктивного анализа понятия бытия и оказывается, что выводы, к которым приходит философ, отличаются от тех, которые подсказывает нам чувственное восприятие.
Слово бытие, обозначающее нечто, объективно существующее, происходит от глагола «быть».
А что значит быть?
Обыденное восприятие слова «быть» выглядит так:
Для нас очевидно, что всему существующему в мире присущ определенный динамизм. Быть, значит существовать, существовать как процесс, во времени, существовать изменяясь.
Парменид вводит несколько самоочевидных положений:
- Должно быть нечто, что есть, что существует, и, следовательно, не может не быть (здесь быть означает существовать). То, что соответствует самой объективной реальности.
- Небытия, того, что не существует, быть не может.
- Логически невозможно допустить, что нечто может быть и не быть одновременно (закон непротиворечия, лежащий в основе мышления).
Логические следствия из данных положений:
Если нечто есть, то оно должно обладать следующими определенными свойствами:
- Оно единственно (одно), поскольку нет небытия, то есть каких-либо промежутков в том, что существует; следовательно, оно непрерывно, неизменно, неподвижно, вечно.
- Оно всегда есть, то есть нельзя сказать, что оно было (поскольку это подразумевает изменения, а если изменения, то это уже не есть) или будет (значит, изменится, то есть не является неизменным началом, сущим).
Получаются удивительные выводы:
- бытие должно быть единственным, неподвижным, неизменным.
- множественность, движение, изменчивость привносятся нашим чувственным восприятием и являются не более чем результатом логической ошибки
Причина этой ошибки в том, что мы более доверяем чувственному опыту, чем разуму, и даем наименования предметам руководствуясь первым, что и приводит к появлению множественности.
Казалось бы, перед нами очевидное противоречие со здравым смыслом, хотя понятно, что здравый смысл нам часто как раз и не может дать достоверных знаний. Всем теперь известно, что не Солнце вращается вокруг земли, а наоборот.
Но в то время утверждения элеатов казались слишком уж необычными.
И вот Зенон взялся показать, что допущение существования множественности приводит к еще более абсурдным выводам.