Различие чувственного и логико-теоретического познания.

Новизна элейской философии.

Элеаты.

Элейская школа.

Значение пифагореизма.

Как Пифагор понимал эту истину?

Чаще всего, основываясь на сообщении Аристотеля, делают вывод о том, что Пифагор высказал мысль о том, что «числу все вещи подобны», то есть в качестве первоначала выбрал число, поскольку все может быть выражено в числовых соотношениях.

Однако ряд исследователей сомневается, что Пифагору действительно принадлежит подобная формулировка и что она вообще возможна для досократиков.

Скорее нам следует обратить внимание на другую идею Пифагора, согласно которой зарождение мира объясняется взаимодействием двух начал – «предела» и «беспредельного». Этот своеобразный дуализм отличает космогонические взгляды Пифагора от монизма милетцев – его предшественников, хотя контекст проблематики общий. Космос «вдыхает» внутрь себя «беспредельное» (ср. апейрон Анаксимандра), некоторую бесконечную пневму (ср. воздух Анаксимена), окружающую космос. Внутри космоса она ограничивается «пределом» и кладет начало отдельным вещам.

Таким образом, истина у Пифагора выражается через идею предела, то есть формы, порядка.

 

Фактически мы видим, как в философии зарождается идея различения формы-предела, того, что делает вещь вещью, и материи (ср. начало у милетцев) как беспредельного, неоформленного основания вещей.

 

Аксиологическое содержание дуализма.

Дуализм у пифагорейцев имеет и аксиологическое содержание. Для них форма, порядок соотносимы с истиной, пусть и не в числовом выражении, и являются аспектами добра. Тогда как неопределенность, присущая неоформленной материи, является аспектом зла. Становится понятно, почему тело как проявление материального рассматривается ими как низшее начало, а душа, как проявление формы, в качестве начала высшего. Подобное двойственное восприятие материи и формы, тела и души окажет серьезное влияние на последующую античную мысль.

 

  • Парменид (504-501)
  • Зенон (464)
  • Мелисс

 

Принципиальная новизна их метода философствования состояла в том, что в отличие от ранних натурфилософов, для которых преобладал интерес к чувственно воспринимаемому миру, видимой вселенной, элеатов интересовал вопрос о логико-теоретическом (то есть умозрительном, рационалистическом) обосновании возможности самого чувственного мира, и прежде всего таких его кажущихся само собой разумеющимися свойств как движение и множественность.

Чувственный образ предмета всегда изменчив, в отличие от его сущности, которая самотождественна и неизменна и усматривается только умом.

Парменид впервые проводит различие между знанием-умопостижением и мнением, основанном на чувственном опыте.

Элеатами впервые в философии была поставлена проблема бытии.