Различие чувственного и логико-теоретического познания.
Новизна элейской философии.
Элеаты.
Элейская школа.
Значение пифагореизма.
Как Пифагор понимал эту истину?
Чаще всего, основываясь на сообщении Аристотеля, делают вывод о том, что Пифагор высказал мысль о том, что «числу все вещи подобны», то есть в качестве первоначала выбрал число, поскольку все может быть выражено в числовых соотношениях.
Однако ряд исследователей сомневается, что Пифагору действительно принадлежит подобная формулировка и что она вообще возможна для досократиков.
Скорее нам следует обратить внимание на другую идею Пифагора, согласно которой зарождение мира объясняется взаимодействием двух начал – «предела» и «беспредельного». Этот своеобразный дуализм отличает космогонические взгляды Пифагора от монизма милетцев – его предшественников, хотя контекст проблематики общий. Космос «вдыхает» внутрь себя «беспредельное» (ср. апейрон Анаксимандра), некоторую бесконечную пневму (ср. воздух Анаксимена), окружающую космос. Внутри космоса она ограничивается «пределом» и кладет начало отдельным вещам.
Таким образом, истина у Пифагора выражается через идею предела, то есть формы, порядка.
Фактически мы видим, как в философии зарождается идея различения формы-предела, того, что делает вещь вещью, и материи (ср. начало у милетцев) как беспредельного, неоформленного основания вещей.
Аксиологическое содержание дуализма.
Дуализм у пифагорейцев имеет и аксиологическое содержание. Для них форма, порядок соотносимы с истиной, пусть и не в числовом выражении, и являются аспектами добра. Тогда как неопределенность, присущая неоформленной материи, является аспектом зла. Становится понятно, почему тело как проявление материального рассматривается ими как низшее начало, а душа, как проявление формы, в качестве начала высшего. Подобное двойственное восприятие материи и формы, тела и души окажет серьезное влияние на последующую античную мысль.
- Парменид (504-501)
- Зенон (464)
- Мелисс
Принципиальная новизна их метода философствования состояла в том, что в отличие от ранних натурфилософов, для которых преобладал интерес к чувственно воспринимаемому миру, видимой вселенной, элеатов интересовал вопрос о логико-теоретическом (то есть умозрительном, рационалистическом) обосновании возможности самого чувственного мира, и прежде всего таких его кажущихся само собой разумеющимися свойств как движение и множественность.
Чувственный образ предмета всегда изменчив, в отличие от его сущности, которая самотождественна и неизменна и усматривается только умом.
Парменид впервые проводит различие между знанием-умопостижением и мнением, основанном на чувственном опыте.
Элеатами впервые в философии была поставлена проблема бытии.