Почему пифагореизм философия, а не религия?

Влияние орфизма на пифагореизм.

Орфическая религия.

Мировоззренческие установки пифагорейцев.

Пифагор и пифагорейцы.

Микрокосм и макрокосм.

Комоцентризм и пантеизм.

В этом смысле природа божественна. Бог – это и ум космоса и некоторый безличный неумолимый закон (вспомним, что в греческой мифологии боги отнюдь не являются создателями и правителями мира, а сами подчиняются судьбе, или мойре, которая вовсе не бог судьбы, а некоторая безличная необходимость). Природа устроена закономерно. Именно в этом смысле она есть космос, а не хаос!

Мировоззрение, которое отождествляет бога и природу называется пантеизмом.

Пантеизм– важнейшая черта философского мировоззрения не только досократиков, но и всей языческой античности.

 

Человек рассматривается досократиками как часть природы, подчиненная тем же самым законам, как природа в миниатюре, как маленькая вселенная (это касается не только строения, но и самой разумности мира и человека). С этой точки зрения человек рассматривался как микрокосм (микрокосмос) сравнительно с макрокосмосмом - природой. Идея различия природного и человеческого возникнет в античности позднее.

 

Если для милетцев в их философии в целом характерно, так сказать, религиозное безразличие (но не атеизм), то ранний пифагореизм испытал сильное влияние орфической религии, появившейся в Греции в 6 веке и отличной от традиционных народных верований.

 

Одним из положений ее доктрины был рассказ о происхождении человека из пепла титанов, уничтоженных Дионисом Загреем, богом, которому поклонялись орфики. Таким образом, человек представляет собой смесь божественной и земной природы, а очищение и высвобождение божественного элемента является целью, к которой направлен жизненный путь орфика. Если для большинства греков того времени душа человека представлялась скорее каким-то смутным воздушным призраком, то для орфиков – бессмертным богом, заключенным в теле, и обреченным следовать кругу реинкарнации до тех пор, пока не освободится при помощи следования орфическому кругу жизни.

Идея бессмертия и божественности души, ее обреченность на цепь перевоплощений (эта идея получила в литературе название метемпсихоз) до тех пор, пока она не освободится от уз земного мира, была воспринята Пифагором.

 

Пифагор иначе, чем орфики, понимал способ освобождения души: Божественной душу делает ум – способность знать вечную и неизменную истину, созерцая которую, душа очищается и возвращается в богоподобное состояние.