Возведение сооружений систем водоснабжения и водоотвдедения из монолитного бетона
Первым этапом устройства любых емкостных сооружений систем водоснабжения и водоотведения является устройство монолитного днища. К бетонированию днищ резервуаров и других емкостных сооружений (независимо от формы в плане) приступают после устройства щебеночной и бетонной подготовки.
Устройство щебеночной и бетонной подготовки. Способы и схемы выполнения этих процессов выбирают в зависимости от общих габаритов сооружения в плане, плотности грунта в основании и наличия грунтовых вод. При плотных грунтах основания щебень и бетон в котлован доставляют автосамосвалами непосредственно в рабочую зону (рис. 5.10, а) и разравнивают его специальными разравнивателями, смонтированными на экскаваторе. В слабых грунтах, когда заезд в котлован невозможен или размеры сооружения в плане невелики, для подачи щебня и бетонной смеси применяют виброжелоба, загружаемые непосредственно из самосвалов (рис. 5.10, б). Бетон также подают стреловыми кранами в бадьях, загружаемых смесью на заводе и доставляемых в автомобилях (рис. 5.10, в) или на объекте с доставкой смеси автосамосвалами. Используют для этих целей и ленточные бетоноукладчики (рис. 5.10, г - е). Бетоноукладчиком, передвигающимся по берме котлована, подают смесь на полосу шириной до 20 м с каждой стороны, разравнивают и уплотняют ее. Бетонную подготовку сооружений больших площадей (под горизонтальные отстойники, аэротенки и др.) устраивают с помощью автобетоноукладчиков или автобетононасосов (см. рис. 5.10, в), работающих с бермы котлована и укладывающих бетонную смесь в подготовку полосами шириной по 5 - 6 м.
При устройстве бетонных подготовок (как затем и бетонного днища) применяют бетононасосные установки производительностью 5 - 40 м3/ч с радиусом действия до 300 м. Смесь такой установкой укладывают отдельными полосами шириной 6 м, параллельно одной из сторон сооружения или «в елочку» (рис. 5.11, а). Однако более эффективным для устройства подготовки (как и днища) является применение автобетононасосов с трубчатой сочлененной стрелой (рис. 5.11, б), с одной стоянки можно укладывать смесь на площади радиусом до 18 м. В цилиндрических сооружениях полосы бетонирования разграничивают по хордам основания последовательно или через одну (рис. 5.11, в).
Бетонирование днища. Перед бетонированием днища устраивают выравнивающую цементную стяжку и гидроизоляцию, после чего укладывают защитную стяжку, устанавливают опалубку, раскладывают арматуру и укладывают бетон в днище. Защитную стяжку поверх гидроизоляционного покрытия устраивают из цементно-песчаного раствора толщиной 2,5 -
Рис. 5.10 – Схема устройства щебеночной и бетонной подготовки под днище емкостных сооружений
1 - опалубка, 2 - щебень или бетонная смесь, 3 - автосамосвал, 4 - виброжелоб, 5 - опоры, 6 - кран, 7 - бадьи, 8 - скиповой подъемник, 9 - бетоноукладчик, 10 - конвейер, 11 - хобот, 12 - вибратор
Рис. 5.11 – Схема укладки бетонной смеси бетононасосами и устройства опалубки днища
1 - автосамосвал, 2 - вибробункер, 3 - бетононасос, 4 - бетоновод, 5 - места укладки бетоноводов в процессе бетонирования, 6 - рабочие швы в бетоне, 7 - автобетононасос, 8 - автобетоносмеситель, 9 - забетонированные полосы, 10 - ригель, 11 - свая
3 см или асфальта толщиной до 5 см. Уплотняют цементную стяжку виброрейками по маячным рейкам, укладываемым на расстоянии 2 - 3 м одна от другой, а асфальтовую - поверхностными вибраторами или легкими катками.
Опалубка днища обычно включает в себя опалубку по наружному периметру днища, при сборных стенах сооружений опалубку пазов - гнезд (рис. 5.11, г) и опалубку приямков. Опалубку устраивают из заранее изготовленных щитов или отдельных опалубочных блоков, что особенно целесообразно при сложной форме днища сооружений.
Арматуру днища монтируют из арматурных сеток, каркасов или отдельных стержней. В цилиндрических сооружениях днища делят концентрическими окружностями, которые затем дополнительно делят на секторы трапецеидальной формы (рис. 5.12, а). По размерам этих секторов изготавливают арматурные каркасы, размеры которых соответствуют габаритам транспортных средств. Для армирования днища используют также арматурные сетки из стержней диаметром 5 - 8 мм (в зависимости от размера днища сооружения), которые свертывают в рулоны. На объекте рулоны разворачивают, вытягивают и укладывают в проектное положение. Для прямоугольных сооружений применяют арматурные сетки и каркасы размерами, кратными размерам секций или захваток (рис. 5.12, б). В прямоугольных сооружениях небольших размеров раздельная установка опалубки, арматуры и укладка бетонной смеси последовательными потоками часто бывает затруднительна. Поэтому в таких случаях эти процессы выполняют одним потоком с применением одного или двух кранов, передвигающихся по уложенным деревянным щитам или железобетонным плитам (рис. 5.12, в). Работы при этом ведут последовательными полосами или чаще через полосу (рис. 5.12, г). За первый проход краном укладывают арматурные сетки или каркасы для полосы шириной 2 - 4 м, а за второй - бетонную смесь. При движении крана в обратном направлении перекладывают дорожные плиты в новое положение (для бетонирования следующей полосы) и одновременно переставляют опалубку с первой полосы на вторую или устанавливают ее заново.
Укладка бетона в днище возможна различными способами и, в частности, теми же, что и бетонирование подготовки (см. рис. 5.10, 5.11). Однако производство бетонных работ при этом усложняется наличием арматуры, когда укладывать смесь в днище непосредственно из транспортных средств невозможно, и поэтому применяют дистанционные способы с использованием виброжелобов, бадей, а также бетононасосных установок. Пример устройства днища с подачей бетона бадьями приведен на рис. 5.12. Как и при устройстве подготовки, при бетонировании днища бетононасосными установками требуются частые перекладки бетоноводов, что в целом снижает эффективность этого способа. Поэтому более эффективным для бетонирования днищ является применение конвейерных бетоноукладчиков (см. рис. 5.10, г, д, е). Двигаясь по берме котлована, они укладывают смесь в днище полосой до 20 м с каждой стороны. При бетонировании днищ больших размеров (горизонтальных отстойников, аэротенков и др.) применяют схемы работ с передвижением бетоноукладчика по дну котлована и с
Рис. 5.12 – Схема организации бетонных работ при устройстве днища емкостных сооружений
1 - контуры каркасов, 2 - нахлестка арматурных каркасов, 3 - сетки в виде рулонов, 4 - опалубка, 5 - бадьи, 6 - кран, 7 - автомобили, доставляющие арматурные каркасы и бадьи с бетоном, 8 - временный настил для проезда кранов и траноспорта, 9 - укладка бетона, 10 - забетонированное днище, 11 - рабочие швы, места установки опалубочных досок (цифры в кружках указывают последовательность бетонирования)
укладкой смеси полосами шириной 5 - 6 м при общей ширине захватки до 20 м (см. рис. 5.10, е). Для бетонирования днища эффективно также применение автобетоноукладчиков (см рис. 5.5, з). Стрелы таких полноповоротных бетоноукладчиков, состоящие из двух или трех секций (звеньев), соединенных шарнирно между собой, позволяют подавать смесь в любую точку в пределах радиуса действия стрелы. Применение их является весьма эффективным, так как не требуется заезд на днище машин и механизмов и прокладка бетоноводов.
Для эффективной организации процесса укладки смеси в днище его разбивают на полосы бетонирования с соответствующей установкой опалубки и укладки арматуры, с соблюдением последовательности поточного выполнения процессов на захватках. При относительно малых размерах сооружений до 28 - 30 м (прямоугольных или цилиндрических в плане) смесь укладывают полосами или концентрическими кольцами шириной 2 – 4 м последовательно и непрерывно до полного завершения. При больших размерах сооружений в плане укладку ведут через полосу (см. рис. 5.12, г, е) с последующим заполнением оставленных промежутков. Бетонирование днищ больших размеров в плане ведут совмещенным способом при перемещении машины, выполняющей процессы, на днище по специально выстилаемым деревянным щитам или железобетонным плитам - ходам-проездам. При этом работы выполняют последовательными полосами, укладывая одновременно арматуру и бетонную смесь (см. рис. 5.12, в), причем в первый проход крана укладывают арматурные сетки и каркасы для полосы шириной 3 - 4 м, а во второй - смесь. При устройстве бетонных подготовок и днищ емкостных сооружений перспективными являются установки для пневмо-набрызга бетонной смеси (см. рис. 5.7, б). При этом по шлангам с помощью сжатого воздуха подают сухую бетонную смесь, которую на выходе из концевого сопла смешивают с водой. Бетонная смесь выбрасывается с большой скоростью (до 120 м/ч.), благодаря чему образуется при укладке очень плотный слой бетона, не требующий дополнительного уплотнения. Для выполнения набрызг-бетонных работ применяют специальный комплект машин (см. рис. 5.7), главной из которых является бетон-шприц-машина.
При бетонировании днищ цилиндрических сооружений вначале устраивают бетонные выступы, необходимые для установки стеновых панелей, а затем бетонируют днище. При этом, выгрузив смесь в скип бетоноукладчика и перегрузив ее в бункер, транспортером подают смесь в опалубку выступов. Заполнив участок опалубки до необходимого уровня, подачу смеси прекращают и приступают к ее уплотнению. В заключение заглаживают открытые поверхности выступов стальными гладилками. Днище радиального отстойника бетонируют с помощью бетоноукладчика, транспортером которого смесь подают к месту укладки, где разравнивают до получения ровного слоя на 3 - 5 мм выше бетонных маяков. Уплотняют бетон днища поверхностным вибратором.
Наиболее трудоемким при возведении монолитных емкостных сооружений (резервуаров, отстойников, фильтров, аэротенков и др.) является бетонирование их стен, имеющих часто переменную толщину (200 – 500 мм) и высоту (до 5 - 7 м).
Бетонирование стен емкостных сооружений в щитовой опалубке. При возведении емкостных водопроводных сооружений из монолитного бетона процесс бетонирования их стен с необходимостью обеспечения герметичности (водонепроницаемости) емкости за счет достижения достаточной плотности бетона в конструкциях, что обеспечивается непрерывным бетонированием стен, т.е. при укладки слоев бетонной смеси с интервалами, не превышающими срока их схватывания.
При бетонировании стен в щитовой переставной или стационарной опалубке (рис. 5.13) их делят на ярусы бетонирования высотой 1 - 1,2 м и блоки бетонирования (рис. 5.13, б, д), устанавливают опалубку с внутренней или наружной стороны и арматурный каркас на всю высоту сооружения. Далее, установив на высоту одного яруса опалубку, с другой стороны стены укладывают бетонную смесь (рис. 5.13, в, г), а затем, наращивая опалубку, укладывают ее во все остальные ярусы. Смесь укладывают слоями 20 - 25 см с интервалами, не превышающими 1,5 - 2 ч. (в соответствии с временем ее схватывания). Процесс укладки смеси при этом чередуется с процессом наращивания опалубки (рис. 5.13, д).
Такой порядок бетонирования применим для сооружений, не имеющих покрытий (аэротенки, радиальные отстойники, фильтры и др.) В сооружениях с покрытиями (резервуары чистой воды и др.) перед бетонированием наружных стен возводят монолитные (или сборные) железобетонные конструкции внутри сооружения - колонны, перегородки и опирающуюся на них часть покрытия.
Для подачи и укладки бетонной смеси в опалубку стен могут использоваться, как монтажные краны, так и автобетононасосы (АБН) с шарнирно-сочлененной стрелой, что облегчает и ускоряет бетонирование стен.
Бетонирование стен в катучей и горизонтально скользящей опалубке. Основным недостатком применения щитовой опалубки для бетонирования стен сооружений является необходимость перерывов (для набора смесью распалубочной прочности), что замедляет темпы бетонных работ и повышает их трудоемкость. Поэтому более эффективной является горизонтально-скользящая опалубка, сконструированная в виде инвентарного
Рис. 5.13 – Бетонирование стен емкостных сооружений в щитовой опалубке
а – общая схема бетонирования стены и разбивка ее на ярусы, б – разбивка стен на захватки (римские цифры) и блоки бетонирования (арабские цифры), в, г – подача бетонной смеси бадьями с помощью крана, д – последовательность установки опалубки и укладки бетона; 1 – подкос, 2 – ограждение, 3 – рабочий настил, 4 – приемный бункер, 5 – границы щитов опалубки, 6 – бетонируемые конструкции, 7, 8 – опалубка лотка и ее каркас, 9 – упор, 10 – прижимная доска, 11 – ребра жесткости, 12 – хобот звеньевой, 13 – опора подмостей, 14 – вибробадья, 15 – кран (цифрам в кружках указана последовательность бетонирования стен; h1 – h4 – высоты ярусов)
передвигающегося по рельсам агрегата (рис. 5.14, а), позволяющей непрерывно бетонировать стены сооружений в процессе поступательного движения опалубки. Такая опалубка представляет собой агрегат непрерывного действия, который формирует стены, заменяет леса и подмости и одновременно служит постоянным рабочим местом для бетонщиков. Конструкция его позволяет производить перемещение опалубочных щитов вдоль оси стены, поднимать щиты для поярусного ее бетонирования, регулировать уклон ее поверхности и отделять щиты от бетона с последующей установкой их в новое проектное положение.
Бетонирование стен прямоугольных сооружений. Перед бетонированием горизонтально-скользящую опалубку приводят в рабочее положение, щиты опалубки устанавливают в проектное положение.
Технологическая схема бетонирования стен отстойника в горизонтально-скользящей опалубке приведена на рис. 5.14. Для бетонирования применяют малоподвижные бетонные смеси с осадкой конуса 0 - 2 см при водоцементное отношении В/Ц = 0,45 ... 0,55. Бетонирование стен ведут поярусно в непрерывно скользящих щитах. При этом высота первого яруса равна высоте опалубочных щитов. Смесь в опалубке уплотняют вибраторами, установленными на щитах. Скорости передвижения агрегата опалубки, зависит от сроков достижения минимальной прочности бетона, достаточной для освобождения его из опалубки. Обычно она принимается 4 – 8 м/ч, а при использовании ускорителей твердения бетона – до 10 - 12 м/ч.
Бетонирование стен цилиндрических сооружений осуществляют в универсальной горизонтально-скользящей опалубке. Рельсовый путь для передвижения опалубки выгибают в соответствии с радиусом бетонируемой стены. При этом внутренний рельс укладывают и крепят к закладным деталям и штырям непосредственно на бетонном днище, а наружный - к деревянным шпалам. После бетонирования стены штыри креплений срезают, а рельсы вместе с подкладками демонтируют для повторного применения на другом сооружении.
После монтажа арматурных каркасов стены и подготовки рабочего шва у днища начинают поярусное бетонирование стены. Смесь укладывают непрерывно на всю высоту яруса. Причем верхний уровень укладываемой смеси должен быть ниже верха щитов на 5 - 7 см. Смесь уплотняют наружными или внутренними вибраторами. Скорость передвижения агрегата, опалубки в процессе бетонирования (время выдерживания бетона в опалубочных щитах) принимают такой, чтобы прочность бетона, выходящего из опалубки, составляла не менее 0,1 МПа.
Рис. 5.14 – Бетонирование стен прямоугольных отстойников с помощью горизонтально-скользящей опалубки
а – схема опалубки, б – технологическая схема бетонирования стен; 1 – рельсовый путь, 2 – стойка, 3 – лебедка подъема щитов, 4 – балка, 5 – щиты опалубки, 6 – фиксаторы, 7 – лестница, 8 – тележка опалубки, 9 – рабочий настил, 10 - ограждение, 11 – бункер, 12 – прижимное устройство, 13 – ползуны, 14 – агрегаты опалубки, 15 – краны, 16 – арматурные сетки
Бетонирование стен стволов круглых водонапорных башен. Процесс бетонирования стен в подъемно-переставной опалубке представлен на рис. 5.15, а. Опалубку переставляют вверх по мере бетонироания с помощью специальной подъемной головки на каркасе шахтного подъемника после того, как бетон приобретает прочность, достаточную для распалубливания. При подъеме опалубку переставляют поярусно отдельными щитами. Опорной конструкцией опалубки служит шахтный подъемник, устанавливаемый в центре ствола. Стены башен высотой более 15 м и толщиной более 120 мм при постоянном поперечном сечении сооружения в плане можно возводить в скользящей опалубке (рис. 5.15, б). По мере бетонирования стен опалубку поднимают с помощью гидравлических или электрических домкратов, установленных по периметру опалубки на стержнях через 1,5 - 2 м. Арматуру и бетонную смесь для возведения стен подают вверх с помощью шахтного подъемника. Стены башен постоянного сечения возводят в скользящих опалубках, а стены с наклоном (с конусностью) - в подъемно-переставных.
Для возведения стен стволов башен также применяется вертикально-скользящая опалубка, не требующая для своего подъема специальных домкратных стержней (см. рис. 5.1, в). Подъем такой опалубки (см. рис. 5.15, в) обеспечивают специальным устройством для опирания на ранее отформованную часть бетонной стены путем двустороннего ее обжатия выдвижными или самозаклинивающимися звеньями. Движение опалубки по вертикали осуществляют с помощью двухсекционного подъемного механизма шагающего действия. Звенья опорно-подъемного устройства расположены на расстоянии 6 - 6,5 м друг от друга и соединяются кружалами, к которым крепятся блоки щитов опалубки. В процессе возведения стен опалубку удерживают с помощью наружной опорной рамы, а щиты опалубки вместе с кружалами поднимают вверх с помощью ригеля подъемной рамы, винта и привода. С помощью этой опалубки можно возводить стены как постоянного, так и переменного поперечного сечения в плане, в том числе конических и сооружений двоякой кривизны, изменяя площадь щитов опалубки и угол наклона. Укладку бетонной смеси ведут непрерывно и послойно (толщина слоя не менее 25 см) по всему периметру стен. Щиты опалубки поднимают со скоростью 0,3 м/ч и с шагом 0,8 м.
Бетонирование оболочек градирен осуществляют с помощью специального двухконсольного крана (рис. 5.16, а), состоящего из центральной мачты и подъемного моста с телескопическим устройством, позволяющим изменять его длину. В конце моста с двух сторон расположены подмости-люльки шарнирной конструкции длиной 8 м. По мере возведения оболочки, люлькам придают положение, соответствующее наклону стен. Башню агрегата перед бетонированием очередного яруса подращивают путем установки вставки на высоту 1,2 м (соответственно высоте щита).
Рис. 5.15 – Бетонирование стен ствола водонапорной башни
1, 7 – наружные и внутренние подвесные подмости, 2, 6 – щиты наружной и внутренней опалубки, 3 – ручные тали для подъема опалубки, 4 – шахтоподъемник, 5 - опорная кольцевая ферма с рабочей площадкой, 8 – стены возводимого сооружения, 9 - домкратная рама, 10 – домкратный стержень, 11 – домкрат, 12 – цанговые зажимы, 13 - винтовые подъемники, 14 – рабочая площадка, 15 – П-образные рамы, 16 – щиты внутренней и наружной опалубки, 17 – кружала, 18 – опорные стойки, 19, 20 – верхние и нижние опорные кольца
Рис. 5.16 – Способы бетонирования градирен
1 – оболочка (стенка) градирни, 2 – подача арматуры, 3 – положение внутернней люльки при подаче арматуры, 4 – стрела (консоль) крана, 5 – башня агрегата (крана), 6, 7 – соответсвенно внутренняя и наружная люльки, 8 – положение консоли крана и подвесных люлек при бетонировании нижних ярусов оболочки, 9 – стреловой кран, 10 - автопогрузчик, 11 – вибробункер, 12 – навес, 13 – автосамосвал
Рис. 5.17 – Схема бетонирования оболочки градирен с применением двухконсольного крана
I, II – положение люлек соответственно при бетонировании нижних и верхних поясов; 1 – башня крана, 2 – вибробадья, 3 – стрела, 4, 5 – наружная и внутренняя люлька, 6 – защитный навес, 7 – автосамосвал, 8 – вибробункер, 9 – средний настил, 10 - автопогрузчик, 11 – направляющая штанга, 12 – лоток, 13 – верхний настил, 14 – армокаркас, 15 – щиты опалубки, 16 – нижний настил, 17 – прогоны настила, 18 – оболочка градирни, 19 – бетонируемый ярус, 20 – верх щитов опалубки, 21 – грузовая каретка, 22 – ось стрелы крана
На схеме (рис. 5.16, б) показан пример бетонирования оболочки градирни специальным одноконсольным краном, оборудованным подвесными подмостями-люльками для производства бетонных работ на высоте. Основание башни крана опирается на тележки для перемещения его по кольцевому пути.
Оболочку градирни бетонируют также в подъемно-переставной опалубке с применением двухконсольного башенного агрегата на двух противоположных захватках (рис. 5.17, а). Стену бетонируют ярусами высотой 1,25 м. Симметрично расположенные стрелы крана снабжены подвесными подмостями-люльками для производства бетонных работ на высоте (рис. 5.17, б). Каждый ярус оболочки бетонируют горизонтальными слоями толщиной 25 см захватками длиной, равной длине люльки (7 - 8 м). Каждый слой перекрывают до начала схватывания бетона в нижележащем слое, учитывая время бетонирования одного слоя. После окончания бетонирования оболочки и ее твердения торкретируют внутреннюю поверхность оболочки. Торкрет наносят двумя-тремя слоями при общей их толщине до 30 мм. Каждый последующий слой наносят после схватывания предыдущего. Сопло направляют перпендикулярно торкретируемой поверхности.
5.8. Особенности производства бетонных работ в зимних условиях и в условиях сухого жаркого климата
При зимнем бетонировании необходимо обеспечить такой режим укладки и твердения бетона, при котором он к моменту замерзания приобретет необходимую прочность, называемую критической. Для бетона класса С8/10 – С12/15 она должна составлять не менее 50 % проектной, для более высоких классов – 40 %, но независимо от марки 70 % - для конструкций, подвергающихся по окончании выдерживания замораживанию и оттаиванию, 80 % - для предварительно напряженных конструкций и 100 % - для конструкций, сразу подвергающихся действию расчетной нагрузки.
Применяют следующие способы укладки бетона зимой безобогревные способы выдерживания (способ термоса и термоса с добавками - ускорителями твердения, противоморозными добавками), способы искусственного подогрева или прогрева конструкций (электротермообработка бетона, применение греющей опалубки и покрытий, обогрев паром, горячим воздухом или в тепляках).
Выдерживание бетона способом термоса применяют для массивных конструкций. Массивность конструкций характеризуется отношением суммы охлаждаемых наружных поверхностей к ее объему, называемым модулем поверхности (Мп). Способом термоса выдерживают конструкции с модулем поверхности до 6. Способ основан на использовании утепленной опалубки, тепла подогретых составляющих смеси, а также тепла, выделяемого в процессе схватывания и твердения цемента вследствие экзотермии. При этом хорошо укрытый бетон остывает настолько медленно, что успевает набрать критическую прочность до замерзания.
Применение противоморозных добавок (хлорида натрия в сочетании с хлоридом кальция, нитрата натрия, поташа и др.) в количестве 3 ... 16 % от массы цемента, обеспечивающих твердение при отрицательных температурах, позволяет транспортировать бетонную смесь в не утепленной таре и укладывать ее на морозе. При выборе вида добавки учитывают область применения бетонов с химическими добавками и имеющиеся ограничения. Оптимальное количество добавок обычно не превышает 16 % от массы цемента. Смесь с противоморозными добавками укладывают в конструкции и уплотняют с соблюдением общих правил укладки бетона. Незащищенную опалубкой поверхность бетона временно укрывают во избежание вымораживания влаги до получения распалубочной прочности.
Электротермообработка бетона основана на использовании тепла, получаемого от превращения электрической энергии в тепловую. Электротермообработку осуществляют методами электродного прогрева (электропрогрева), а также путем электрообогрева различными электронагревательными устройствами, индукционного нагрева (в электромагнитном поле). Электродный прогрев бетона обеспечивается через электроды, располагаемые внутри или на поверхности бетона. Соседние или противоположные электроды подсоединяют к проводам разных фаз, в результате чего между электродами в бетоне возникает электрическое поле, прогревая его. Ток в армированных конструкциях пропускают напряжением 50 ... 120 В, а в неармированных - 127 ... 380 В. При прохождении тока бетон нагревается и в течение 1,5 ... 2 сут. приобретает распалубочную прочность.
Электрообогрев бетона осуществляют инфракрасными лучами, передающими теплоту в виде лучистой энергии, используя в качестве источников таких лучей трубчатые электронагреватели (ТЭНы) и стержневые карборундовые излучатели. Используют также контактный электрообогрев путем непосредственной передачи теплоты от нагревающих поверхностей к прогреваемому бетону. Его используют в греющих подъемно-переставной и разборно-щитовой инвентарной опалубках. Бетонные подготовки и днища, например, емкостных сооружений (резервуаров и др.) толщиной до 20 см бетонируют с прогревом полосовыми электродами, закрепленными на накладных деревянных щитах, с подключением их к трем фазам электросети. Электрообогрев можно выполнять с помощью различных нагревателей - проволочных, греющих кабелей и проводов, стержневых, трубчатых, сетчатых, пластинчатых и др.
Индукционный прогрев осуществляют за счет преобразования энергии переменного магнитного поля в арматуре или стальной опалубке в тепловую с передачей ее бетону с помощью индукционной обмотки.
Обогрев бетона в греющей опалубке и покрытиях. Греющую опалубку (см. рис 5.1, ж) применяют для обогрева тонкостенных и среднемассивных конструкций (с любой степенью армирования) при температурах наружного воздуха до - 40 °С. Для обогрева конструкций типа днищ емкостных сооружений применяют инвентарные термоактивные гибкие покрытия: сборно-разборное, цельноклееное, с греющим проводом.
При скоростном возведении вертикальных стен, например, водонапорных башен, градирен в скользящей опалубке, применяют двухсторонний их обогрев с установкой термоактивного подвесного покрытия.
Применение тепляков, или шатров, создающих замкнутое пространство, внутри которого бетонируют и выдерживают конструкции в естественных условиях (без подогрева воздуха), не получило широкого практического распространения, а использование пленочных тепляков шатрового типа с подогревом воздуха внутри них является эффективным и прогрессивным способом зимнего бетонирования.
Технология бетонных работ в условиях сухого жаркого климата имеет ряд особенностей. Такие сложные климатические условия наступают при летней температуре наружного воздуха 35 - 40°С при относительной влажности 10 - 25%, интенсивной солнечной радиации и частых ветрах. Совокупное воздействие таких факторов приводит к быстрому обезвоживанию (высушиванию) бетона, что замедляет процессы гидратации цемента. Вследствие быстрого высушивания бетона прочность его снижается до 50% по сравнению с бетоном, твердеющим в нормальных температурно-влажностных условиях. Обезвоживание также приводит к образованию в бетоне капилляров, направленных в сторону испаряющей поверхности, что ухудшает поровую структуру бетона и, следовательно, снижает его долговечность.
Поэтому, чтобы обеспечить надлежащее качество бетонных и железобетонных конструкций водопроводных сооружений, возводимых в условиях сухого жаркого климата, необходимо применять такие методы приготовления, транспортирования, укладки и ухода за бетоном, которые бы препятствовали или сводили к минимуму его обезвоживание.
Так, при приготовлении смеси необходимо применять меры, обеспечивающие сохранение требуемой консистенции смеси к моменту ее укладки в опалубку. Этого можно достичь в частности за счет снижения температуры смеси в процессе ее приготовления. Существенно снизить температуру смеси (до 20°С) при температуре наружного воздуха до 40°С и низкой относительной влажности можно путем смачивания охлажденной водой заполнителей и обдува холодным воздухом при подаче их в смеситель и т.д. С этой же целью иногда добавляют в воду затворения до 50 % льда (к ее массе).
Чтобы сохранить требуемую консистенцию смеси, в нее также вводят поверхностно-активные добавки (0,4 - 0,5 % массы цемента). Они не только снижают обезвоживание смеси, но и пластифицируют ее, уменьшая водопотребность. В условиях сухого и жаркого климата следует увеличивать продолжительность перемешивания бетонной смеси на 30 - 50%. При этом соблюдают такой порядок: вначале в бетоносмеситель загружают заполнитель, а также 2/3 расчетного количества воды и перемешивают в течение 1 – 2 мин. Затем добавляют цемент, остальную воду, вводят добавки и вновь перемешивают 3 - 4 мин. Готовую бетонную смесь к месту укладки следует транспортировать в закрытой таре. Для этих целей наиболее подходят автобетоновозы и атообетоносмесители. При транспортировании смеси необходимо избегать дальних перевозок, так как при этом она обезвоживается и теряет свою подвижность.
Перед укладкой смеси внутреннюю поверхность опалубки следует увлажнять. Формирующую поверхность палубы из влагопоглощающих материалов (дерева, фанеры) надо покрывать специальными составами или полимерными пленками, предотвращающими сцепление с бетоном, а также поглощение воды из него.
При подаче и распределении бетонной смеси необходимо избегать многократной ее перегрузки и быстрого ее обезвоживания. Исходя из этого не следует подавать смесь в открытых транспортерах, а также длинными лотками и виброжелобами. Более целесообразна подача смеси бетононасосами по трубам или краном в бадьях большой емкости. При этом свободное падение смеси не должно превышать 1,5 - 2 м.
Важное значение при бетонировании в условиях сухого и жаркого климата имеет уход за бетоном. С этой целью открытые поверхности свежеуложенного бетона надо покрывать мешковиной, рогожами, брезентом; после укладки бетон через каждые 3 - 4 часа надо увлажнять. Причем, в отличие от обычных условий, при жарком и сухом климате поливать бетон надо чаще, а продолжительность поливки увеличивают до 28 сут. Иногда бетонные поверхности засыпают влажным песком или опилками с последующим систематическим увлажнением. Там, где имеются условия, например, при бетонировании подготовки или днища емкостных сооружений, их заливают водой через 6 - 12 ч. после укладки смеси.
При дефиците источников воды можно применять так называемые «сухие» безвлажностные методы ухода за бетоном, в том числе твердение бетона под специальными, воздухонепроницаемыми навесами из пленки или посредством покрытия поверхности бетона различными составами. Конструкции небольших размеров можно сразу же после бетонирования накрывать легкими переносными шатрами из полихлорвиниловой пленки на каркасе из стальных трубок или стержней диаметром 16 - 20 мм. При этом коэффициент заполнения внутреннего объема бетонной конструкции должен составлять не менее 0,70 - 0,85. В этом случае при необходимой герметичности устройства внутри его создаются условия, близкие к мягкому режиму пропаривания.
Обезвоживание бетона можно также значительно снизить за счет ускорения его твердения, для чего следует применять высокоактивные, но мало усадочные цементы, ускорители твердения, а также методы тепловой обработки, в том числе при помощи герметичных пленочных навесов. При этом нужно иметь в виду, что в условиях сухого и жаркого климата после достижения бетоном 70 - 80% проектной прочности он не требует какого-либо специального ухода.
Рекомендуемая дополнительная литература
1. СНБ 5.03.01-02 Бетонные и железобетонные конструкции. – Мн.: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, Минск, 2003. – 139 с.
2. СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции / Госстрой СССР. – М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1988. – 192 с.
3. Пособие П2-2000. Производство бетонных работ на строительной площадке. – Мн.: Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь, Минск, 2001. – 51 с.
4. Бетонные и железобетонные работы (Справочник строителя) / Под ред. В.Д. Топчия. – М.: Стройиздат, 1987. – 320 с.
5. Косенков Е.Д. Строительство инженерных высотных сооружений из монолитного железобетона. – Киев, «Будiвельник», 1977. – 184 с.